Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.

Оглавление

Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 363.18 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение 5

Гл. 1. Особенности  организации реабилитационного  процесса для детей с синдромом  Дауна 9

1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9

1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11

1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17

1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22

1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34

1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38

Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия  с детьми с синдромом Дауна  на базе дубненского реабилитационного  Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями  «Бригантина» 58

2.1. Коррекционно-развивающая  работа с детьми с синдромом  Дауна на базе дубненского  реабилитационного Центра для  детей и подростков с ограниченными  возможностями «Бригантина» 58

2.2. Арттерапевтические  занятия в коррекционно-развивающей  работе на базе дубненского  реабилитационного Центра для  детей и подростков с ограниченными  возможностями «Бригантина» 63

2.3. Исследование  влияния арттерапевтических, музыкальных  занятий на формирование музыкальной  деятельности и общего развития  ребёнка с синдромом Дауна 74

2.4. Методические  рекомендации для педагогов по  проведению занятий по арттерапии 96

Заключение 101

Библиография 104

ПРИЛОЖЕНИЕ  №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107

ПРИЛОЖЕНИЕ  №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108

ПРИЛОЖЕНИЕ  №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110

ПРИЛОЖЕНИЕ  №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111

ПРИЛОЖЕНИЕ  №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114

ПРИЛОЖЕНИЕ  №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116

ПРИЛОЖЕНИЕ  №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118

ПРИЛОЖЕНИЕ  №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119

ПРИЛОЖЕНИЕ  №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121

ПРИЛОЖЕНИЕ  №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123

ПРИЛОЖЕНИЕ  №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124

ПРИЛОЖЕНИЕ  №12 Понятийно-категориальный аппарат 128

ПРИЛОЖЕНИЕ  №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131

ПРИЛОЖЕНИЕ  №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134

 

 

Введение

Актуальность

В нашей стране жизнь людей  с синдромом Дауна до сих пор  окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость.  Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии. В настоящее время нет никаких сомнений в том, что дети с синдромом Дауна обучаемы. Как и любой из живущих на земле людей, человек с синдромом Дауна обладает своей неповторимой индивидуальностью, имеет свой собственный характер. Как у любого из нас, у человека с синдромом Дауна есть свои сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения, увлечения, интересы и таланты. Несомненно, что дети с синдромом Дауна гораздо лучше реализуют свой потенциал, если они живут дома в атмосфере любви, если у них есть возможность заниматься по программам ранней помощи и получать качественное медицинское сопровождение, ходить в детский сад и в школу, дружить со сверстниками и комфортно чувствовать себя в обществе.

В России дети с синдромом  Дауна получили право на образование  в 1991 году вместе с принятием конвенции  о правах ребёнка. Первая школа, начавшая обучение таких детей с трёх лет - школа «Возможность» г. Дубна. Одними из первых учащихся школы были двое детей с синдромом Дауна. Причём уровень интеллектуальных способностей их оценивался очень низко. С четырёх лет ставилась имбицильность с прогнозом полной необучаемости. Первые занятия позволившие оценить и развить скрытые способности ребёнка были музыкотерапевтические. У С. было обнаружено прекрасное чувство ритма и интерес к игре на ударных инструментах. Комплексные коррекционно-развивающие занятия в сочетании с арттерапевтическими позволили к семи годам приступить к обучению по индивидуальной программе. Сейчас  С. по окончанию курсов садоводов помогает в озеленении одного их храмов города. С. помогает маме в уборке по дому, приготовлении пищи, воспитании племянников. Любит им читать книги, играть, ставить кукольные спектакли.

В области издания научной  и методической литературы по различным  направлениям развития детей с синдромом  Дауна ведущее место занимает Центр ранней помощи «Даунсайд Ап». Специализированными специалистами  и педагогами, такими как Т.М Медведева, П.Л. Жиянова, М.Ф Гимадеева, Л.В. Лобода были написаны и разработаны методические пособия: П.Л. Жиянова «Семейно-центрированная модель ранней помощи» [11], Л.В. Лобода «Музыкальные занятия и логоритмика для детей с синдромом Дауна» [18], П.Л. Жиянова, М.Ф Гимадеева «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна» [12], Т.М Медведева «Развитие познавательной деятельности детей синдрома Дауна» [20], которые посвящены ранней помощи семье, воспитывающей особого ребёнка, реализуемой через такую организационную форму, как домашнее визитирование; логоритмическим занятия с детьми с синдромом Дауна, а так же описанию игр, которые можно проводить в домашних условиях; проблемам формирования навыков общения и социальной адаптации детей с особыми потребностями; общим сведениям об особенностях интеллектуального развития детей с синдромом Дауна, даются подробные рекомендации по организации дидактических занятий с ними, обучению в игре и в повседневной жизни, рассказывается о заданиях, которые родители могут предложить своему ребёнку, занимаясь с ним дома. В области медицинского, социально-психологического и педагогического характера по данной проблеме была написана книга Ю.И. Барашневой «Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет» [23], в которой можно получить представление об особенностях фенотипических проявлениях болезни; о возможности активной профилактики рождения детей с синдромом Дауна путём использования методов пернатальной диагностики; о становлении в России новой системы медицинской, психологической и социальной поддержки семей, имеющих детей с синдромом Дауна. За последние годы в России опубликованы первые диссертационные работы, затрагивающие особенности социально-психологического развития детей с синдромом Дауна: В.Т Камаловой «Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна», 2007 г. [3] и А.В. Алёхиной «Особенности психического развития детей с синдромом Дауна», 2000 г [4].

Гипотеза

Внедрение современных (инновационных) методов арттерапевтических и музыкальных  занятий в практику деятельности Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Московской области «Дубненского реабилитационного  центра для детей и подростков с ограниченными возможностями  «Бригантина» повысят эффективность  коррекционно-развивающей работы с  детьми с синдромом Дауна.

Область исследования

Реабилитация детей с  синдромом Дауна.

Объект  исследования

Процесс арттерапевтических занятий в коррекционно-развивающей  работе с детьми с синдромом Дауна  на базе регионального реабилитационного  центра.

Предмет исследования

Арттерапевтические, музыкальные  занятия в коррекционно-развивающей  работе с детьми с синдромом Дауна.

Цель  исследования

Исследовать возможности и эффективность использования музыкотерапии как разновидности арттерапевтических методов в качестве средства помощи детям с синдромом Дауна. Разработать методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии.

Задачи  исследования

  1. Изучить научный и методический материал по данной теме.
  2. Дать характеристику особенностям развития детей с синдромом Дауна.
  3. Проанализировать опыт ведущих российских центров реабилитации для детей с синдромом Дауна применительно в развитии арттерапии.
  4. Исследовать деятельность дубненского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» в работе с детьми с синдромом Дауна.
  5. Изучить методы и технологии, применяемые на арттерапевтических и музыкальных занятиях в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Московской области «Дубненского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина».
  6. Разработать диагностические карты для изучения ребёнка с синдромом Дауна.
  7. Наблюдение за ребёнком.
  8. Исследовать и проанализировать влияние арттерапии в работе с детьми с синдромом Дауна.
  9. Разработать методические рекомендации по работе с детьми с синдромом Дауна на арттерапевтических занятиях на основе результатов исследования.

Методы  исследования

    1. Изучение литературы по данной проблеме;
    2. Анализ;
    3. Наблюдение;
    4. Обобщение;
    5. Синтез.

База  исследования

Научные материалы по проблемам  с детьми с синдромом Дауна; материалы  крупных организаций по работе с  детьми с синдромом Дауна; практическая работа в Государственном бюджетном  учреждении социального обслуживания Московской области «Дубненском  реабилитационном центре для детей  и подростков с ограниченными  возможностями «Бригантина» непосредственно с детьми с синдромом Дауна.

Научно-практическая значимость

    • Теоретическая часть диплома может быть использована как дополнительный материал к курсу социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями.
    • Практическая часть работы заключается в исследовании влияния арттерапевтических занятий на ребёнка с синдромом Дауна.
    • Опубликованы в виде статьи методические рекомендации, которые будут использоваться в работе с детьми с синдромом Дауна в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Московской области «Дубненского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна

    1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна

Среди детей, имеющих проблемы обучения и воспитания, встречаются  дети с генетическими заболеваниями. Речь идет о таких генетических заболеваниях, которые сопровождаются нарушениями психического развития, вызывающими умственную отсталость.

Наиболее известной и  изученной является болезнь Дауна, так как дети с этим заболеванием имеют типичную внешность. Однако не все дети с генетическими заболеваниями  имеют столь выраженные внешние  черты. Да и болезнь Дауна имеет  мозаичную форму, при которой  внешность ребенка не так типична, особенно когда он маленький.

Дети с генетическими  заболеваниями часто имеют нарушения  психического развития, у них может  быть умственная отсталость разной степени. Качественный, то есть генный, состав численно или структурно изменяющейся хромосомы является важнейшим фактором тяжести и спектра нарушений развития [23].

Коррекционно-психологическая работа и социальная адаптация в большой степени определены биологическими факторами развития этих детей. Так, умственная отсталость детей с болезнью Дауна является одной из характеристик этого заболевания. Несмотря на то, что многие из этих больных обучаются во вспомогательных школах, они не смогут жить и работать самостоятельно, когда вырастают, и находятся на инвалидности [25].

Слово "синдром" обозначает совокупность симптомов с общим патогенезом. Название "Даун" происходит от фамилии врача Джона Лэнгдона Дауна, который впервые описал этот синдром в 1866 году. В 1959 году французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями (Приложение №13).

Информация о работе Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна