Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:09, дипломная работа
В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии.
Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические, коррекционно-развивающие занятия с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 58
2.2. Арттерапевтические занятия в коррекционно-развивающей работе на базе дубненского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» 63
2.3. Исследование влияния арттерапевтических, музыкальных занятий на формирование музыкальной деятельности и общего развития ребёнка с синдромом Дауна 74
2.4. Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии 96
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134
Оглавление
Введение 5
Гл. 1. Особенности организации реабилитационного процесса для детей с синдромом Дауна 9
1.1. Характерные особенности развития детей имеющих синдром Дауна 9
1.1.1. Физические особенности развития ребёнка с синдромом Дауна 11
1.1.2. Психологические особенности развития ребенка с синдромом Дауна 17
1.2. Организация реабилитационного процесса детей с синдромом Дауна в центрах и специализированных учреждениях 22
1.2.1. Ассоциация Даун Синдром 34
1.3. Арттерапия в реабилитационном процессе 38
Гл.2. Арттерапевтические,
коррекционно-развивающие
2.1. Коррекционно-развивающая
работа с детьми с синдромом
Дауна на базе дубненского
реабилитационного Центра для
детей и подростков с
2.2. Арттерапевтические
занятия в коррекционно-
2.3. Исследование
влияния арттерапевтических, музыкальных
занятий на формирование
2.4. Методические
рекомендации для педагогов по
проведению занятий по
Заключение 101
Библиография 104
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Алгоритм реализации идивидуальной программы реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии 107
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Практичнский материал для музыкальных занятий (ходьба) 108
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Практичнский материал для музыкальных занятий (слуховое и речевое восприятие) 110
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Практичнский материал для музыкальных занятий (формирование слухового внимания) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Практичнский материал для музыкальных занятий (счётные игры-упражнения) 114
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Практичнский материал для музыкальных занятий (пение) 116
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Практичнский материал для музыкальных занятий (игра на музыкальных инструментах) 118
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Практичнский материал для музыкальных занятий (пальчиковые игры) 119
ПРИЛОЖЕНИЕ №9 Карта наблюдения за ребёнком (общее развитие ребёнка) 121
ПРИЛОЖЕНИЕ №10 Карта наблюдения за ребёнком (музыкальные занятия) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ №11 Список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающих детей с синдромом Дауна 124
ПРИЛОЖЕНИЕ №12 Понятийно-категориальный аппарат 128
ПРИЛОЖЕНИЕ №13 Список ссылок на сайты с ключевым словом «Синдром Дауна» 131
ПРИЛОЖЕНИЕ №14 Организационная структура Даунсайд Ап на 01.03.2011 134
В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми. Особенности отталкивают российского обывателя, вызывая ощущения страха, отторжения, а иногда и брезгливость. Исследования и накопленный практический опыт показывают, что уровень интеллектуальных способностей большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которая соответствует средняя степень задержки в развитии. В настоящее время нет никаких сомнений в том, что дети с синдромом Дауна обучаемы. Как и любой из живущих на земле людей, человек с синдромом Дауна обладает своей неповторимой индивидуальностью, имеет свой собственный характер. Как у любого из нас, у человека с синдромом Дауна есть свои сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения, увлечения, интересы и таланты. Несомненно, что дети с синдромом Дауна гораздо лучше реализуют свой потенциал, если они живут дома в атмосфере любви, если у них есть возможность заниматься по программам ранней помощи и получать качественное медицинское сопровождение, ходить в детский сад и в школу, дружить со сверстниками и комфортно чувствовать себя в обществе.
В России дети с синдромом Дауна получили право на образование в 1991 году вместе с принятием конвенции о правах ребёнка. Первая школа, начавшая обучение таких детей с трёх лет - школа «Возможность» г. Дубна. Одними из первых учащихся школы были двое детей с синдромом Дауна. Причём уровень интеллектуальных способностей их оценивался очень низко. С четырёх лет ставилась имбицильность с прогнозом полной необучаемости. Первые занятия позволившие оценить и развить скрытые способности ребёнка были музыкотерапевтические. У С. было обнаружено прекрасное чувство ритма и интерес к игре на ударных инструментах. Комплексные коррекционно-развивающие занятия в сочетании с арттерапевтическими позволили к семи годам приступить к обучению по индивидуальной программе. Сейчас С. по окончанию курсов садоводов помогает в озеленении одного их храмов города. С. помогает маме в уборке по дому, приготовлении пищи, воспитании племянников. Любит им читать книги, играть, ставить кукольные спектакли.
В области издания научной
и методической литературы по различным
направлениям развития детей с синдромом
Дауна ведущее место занимает
Центр ранней помощи «Даунсайд Ап».
Специализированными
Внедрение современных (инновационных)
методов арттерапевтических и музыкальных
занятий в практику деятельности
Государственного бюджетного учреждения
социального обслуживания Московской
области «Дубненского реабилитационного
центра для детей и подростков
с ограниченными возможностями
«Бригантина» повысят эффективность
коррекционно-развивающей
Реабилитация детей с синдромом Дауна.
Процесс арттерапевтических
занятий в коррекционно-
Арттерапевтические, музыкальные
занятия в коррекционно-
Исследовать возможности и эффективность использования музыкотерапии как разновидности арттерапевтических методов в качестве средства помощи детям с синдромом Дауна. Разработать методические рекомендации для педагогов по проведению занятий по арттерапии.
Научные материалы по проблемам с детьми с синдромом Дауна; материалы крупных организаций по работе с детьми с синдромом Дауна; практическая работа в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Московской области «Дубненском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бригантина» непосредственно с детьми с синдромом Дауна.
Среди детей, имеющих проблемы обучения и воспитания, встречаются дети с генетическими заболеваниями. Речь идет о таких генетических заболеваниях, которые сопровождаются нарушениями психического развития, вызывающими умственную отсталость.
Наиболее известной и изученной является болезнь Дауна, так как дети с этим заболеванием имеют типичную внешность. Однако не все дети с генетическими заболеваниями имеют столь выраженные внешние черты. Да и болезнь Дауна имеет мозаичную форму, при которой внешность ребенка не так типична, особенно когда он маленький.
Дети с генетическими
заболеваниями часто имеют
Коррекционно-психологическая работа и социальная адаптация в большой степени определены биологическими факторами развития этих детей. Так, умственная отсталость детей с болезнью Дауна является одной из характеристик этого заболевания. Несмотря на то, что многие из этих больных обучаются во вспомогательных школах, они не смогут жить и работать самостоятельно, когда вырастают, и находятся на инвалидности [25].
Слово "синдром" обозначает совокупность симптомов с общим патогенезом. Название "Даун" происходит от фамилии врача Джона Лэнгдона Дауна, который впервые описал этот синдром в 1866 году. В 1959 году французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями (Приложение №13).