Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 12:55, доклад
Работая над данной задачей, была проведена диагностика. Обработка полученных результатов выявила низкий уровень произвольного внимания и произвольного запоминания, что способствовало разработки коррекционных занятий.
Цель: создать условия для развития внимания и памяти.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….....3
Коррекционная работа……………………………………………………..8
Список литературы…………………………………………………...…..26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВПО
«БИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИСТЕТ»
имени В.М.Шукшина
Факультет психологии
Кафедра
коррекционной и практической психологии
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
И ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ
У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Коррекционная
программа
Бийск-2009
Содержание
Пояснительная записка
Запрос на составление программы коррекционных занятий поступил от воспитателя детского дома семейного типа, с целью определения произвольного внимания и произвольного запоминания у воспитанника.
Работая над данной задачей, была проведена диагностика. Обработка полученных результатов выявила низкий уровень произвольного внимания и произвольного запоминания, что способствовало разработки коррекционных занятий.
Цель: создать условия для развития внимания и памяти.
Задачи:
1. Развить устойчивость внимания.
2. Развить концентрацию внимания.
3.
Развить распределение
4. Развить произвольность образного запоминания.
5. Развить произвольность зрительной и слуховой памяти.
6. Развить умение устанавливать связи между элементами материала.
Принципы, используемые в коррекционной программе.
• Принцип комплексности методов психологического воздействия.
• Принцип системности развития психической деятельности.
• Принцип приоритетности коррекции каузального типа.
•
Принцип деятельностного
• Принцип программированного обучения.
• Принцип усложнения.
• Принцип объема и степени разнообразия материала.
• Принцип учета эмоциональной сложности материала.
Методы и приемы.
В работе использовались диагностические методики оценки внимания младшего школьника и ребёнка, поступающего в школу, а также коррекционные методы (игротерапия).
Организация работы по психокоррекционной программе.
Программа
предназначена для детей
Преамбула
Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени па каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). У внимания нет продуктов его деятельности. Оно похоже на подсобного рабочего: содействует эффективному протеканию других психических процессов. И получается, что без внимания невозможно успешное выполнение никакого дела.
Произвольное же внимание возникает только в целенаправленной деятельности. Человек ориентируется па конечный результат своей работы, проявляет волю, сознательно удерживает свое внимание на выполнении этой работы. Возникновение произвольного внимания обязательно предполагает цслсполагаиис. Возможно, что именно процесс целеполагания и "включает" внимание для эффективного управления протеканием деятельности.
Память — процессы когнитивные — процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память так же представляют себе как нечто,
«тренируемое» или усиливаемое практикой.
Нет оснований, как кажется, полагать,
что кто-то может улучшить свою память
многократно повторяемым запоминанием,
хотя можно научиться более эффективным
методам заучивания. Могут оказать помощь
мнемонические приемы. Люди, которым не
удается запомнить определенные вещи,
могут жаловаться на «плохую память»,
однако, возможно, что они просто что-то
плохо освоили и теперь им не следует ожидать,
что они вспомнят это.
Тематическое планирование занятий.
№ | Цель занятия | Содержание | Описание занятия |
1 | формирование программы отыскивания цифр по порядку в таблице со случайным их расположением; формирование способности устанавливать связи между элементами материала; закрепление программы отыскания чисел по порядку в свободном поле. | Организационное. Основное. Закрепляющее. | Подготовительный этап. Основной этап: «Полянка», «Двойная стимуляция памяти», «Полёт шмеля». Домашнее задание. Подведение итогов. |
2 | развитие объема внимания; развитие образного запоминания; развитие объема внимания. | Организационное. Основное. Закрепляющее. | Подготовительный этап. Проверка домашнего задания. Основной этап: «Пол, нос, потолок», «Чего не хватает?», «Сколько чего?». Домашнее задание. Подведение итогов. |
3 | закрепление программы отыскивания цифр; повышение мотивации к выполнению задания; тренировка длительного удержания внимания; развитие произвольной слуховой и зрительной памяти; развить устойчивость внимания. | Организационное. Основное. Закрепляющее. | Подготовительный этап. Проверка домашнего задания. Основной этап: «Кто скорее?», «Картинки», «Выбери быстро». Домашнее задание. Подведение итогов. |
4 | развитие объема внимания; развитие произвольной регуляции поведения. | Организационное. Основное. Закрепляющее. | Подготовительный этап. Проверка домашнего задания. Основной этап: «Зигзаг на доске», «Сокращение рассказа». Домашнее задание. Подведение итогов. |
5 | развитие объема внимания; развитие образного запоминания; развить концентрацию внимания. | Организационное. Основное. Закрепляющее. | Подготовительный этап. Проверка домашнего задания. Основной этап: «Повтори быстро», «Нарисуй», «Сосчитай». Домашнее Организационное. Основное. Закрепляющее.задание. Подведение итогов. |
6 | развитие объема внимания; развить концентрацию внимания. | Организационное. Основное. Закрепляющее. | Подготовительный этап. Проверка домашнего задания. Основной этап: «Используй каждую секунду», «Осознание словесного материала», «Запрещённое движение». Домашнее задание. Подведение итогов. |
7 | развить распределение внимания; развить распределение внимания; развитие произвольной зрительной памяти и слуховой. | Организационное. Основное. Закрепляющее. | Подготовительный этап. Проверка домашнего задания. Основной этап: «Сосчитайте правильно», «Встаньте, сядьте», «Оживление». Домашнее задание. Подведение итогов. |
8 | развитие объема внимания; развитие образного запоминания. | Организационное. Основное. Закрепляющее. | Подготовительный этап. Проверка домашнего задания. Основной этап: «Пишем по воздуху», «Осенние листья», «Звуки». Домашнее задание. Подведение итогов. |
9 | развитие объема внимания; развитие образного запоминания; развить внимание к звукам. | Организационное. Основное. Закрепляющее. | Подготовительный этап. Проверка домашнего задания. Основной этап: «Слово не воробей», «Лица», «Звуки комнаты». Домашнее задание. Подведение итогов. |
10 | развитие объема внимания; развитие зрительной памяти. | Организационное. Основное. Закрепляющее. | Подготовительный этап. Проверка домашнего задания. Основной этап: «Тарелки», «Фигуры». Домашнее задание. Подведение итогов. |
11 | формирование
способности устанавливать |
Организационное. Основное. Закрепляющее. | Подготовительный этап. Проверка домашнего задания. Основной этап: «Стимуляция памяти», «упражнение на внимание». Домашнее задание. Подведение итогов. |
12 | развитие внимания; развитие образного запоминания. | Организационное. Основное. Закрепляющее. | Подготовительный этап. Проверка домашнего задания. Основной этап: «Повтори быстро», «Чего не хватает?». Подведение итогов. |
Психологическая
коррекция произвольного
внимания и произвольного
запоминания
Занятие 1.
Подготовительный этап.
«Здравствуй, сегодня мы будем заниматься и играть. Делать нужно всё внимательно и точно».
Основной этап.
Упражнение № 1 «Полянка»
Цель: формирование программы отыскивания цифр по порядку в таблице со случайным их расположением.
Психолог: «Кто здесь нарисован? Правильно, это Буратино, Мальвина попросила Буратино сделать из этой таблицы красивую полянку с цветами. Возьми фломастер и приготовься рисовать. Малъвина хочет, чтобы ты помог Буратино и нарисовал цветы в правильной последовательности, а помогут тебе цифры. Начни с 1 и закончи на 9 по порядку».
Упражнение № 2 «Двойная стимуляция памяти»
Цель: Упражнения на формирование способности устанавливать связи между элементами материала.
Перед учеником раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например: яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.).
Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Затем читается первое слово. После того, как ученик отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди, отложенные в сторону картинки, и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы. Примерный набор слов:«пожар», «завод», «корова», «стул», «вода», «отец», «кисель», «сидеть», «ошибка», «доброта» и т.д.
Упражнение № 3 «Полёт шмеля»
Цель: закрепление программы отыскания чисел по порядку в свободном поле.
Психолог: «Давай вспомним, как летом пчелы, бабочки, шмели летают с цветка на цветок. На этой картинке цифрами обозначено, как перелетал шмель с цветка на цветок, давай обведем серединки цветов по порядку. Теперь покажи маршрут (путь), по которому летел шмель. А сейчас нарисуй этот путь».
………………………………………………………………
Домашнее задание.
Цель: развитие объема внимания.
Нарисуй в тетради две вазы с конфетами в одной лежат большие конфеты они в красных фантиках, а в другой лежат маленькие конфеты они в синих фантиках.
Подведение итогов.
Итак, чем мы сегодня занимались? Что
тебе понравилось больше всего?
Занятие 2.
Подготовительный этап.
«Здравствуй, сегодня мы будем заниматься и играть. Делать нужно всё внимательно и точно».
Проверка домашнего задания.
Итак, в какой вазе конфеты получились самыми большими? А какого они должны быть цвета? А маленькие конфеты, какого цвета?
Основной этап.
Упражнение № 1 «Пол, нос, потолок»
Цель: развитие объема внимания.
Эта игра является хорошей активизацией и проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите па пол и назовите; «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребёнок показывают вместе с вами, а называть будете вы. Ваша цель — запутать ребёнка. Скажите: «Нос», а покажите в это время на потолок. Ребёнок должен внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал и лежит па полу». Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.
Упражнение № 2 «Чего не хватает?»
Цель: развитие образного запоминания.
Стимульный материал: 8 различных предметов.
Проведение: Перед ребенком на 20 секунд поставить игрушки. Затем попросить его отвернуться и убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает? Можно увеличить число игрушек, поменять их местами.
Упражнение № 3 «Сколько чего?»
Цель: развитие объема внимания.
Ведущий просит ребёнка осмотреть комнату в квартире (классную комнату, кабинет, площадку) в которой идет игра, и назвать как можно больше имеющихся здесь предметов, начинающихся на букву «К» или «Т», можно не только целые предметы, но и их детали. Ребёнок может назвать по очереди. Далее можно попросить «засечь» круглые или полукруглые предметы, затем квадратные или прямоугольные. Далее деревянные, потом металлические, затем предметы из стекла. Можно обратиться к цвету, окраске предметов: черные, синие, зеленые и т. п.