Программа по коррекционной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 12:55, доклад

Краткое описание

Работая над данной задачей, была проведена диагностика. Обработка полученных результатов выявила низкий уровень произвольного внимания и произвольного запоминания, что способствовало разработки коррекционных занятий.
Цель: создать условия для развития внимания и памяти.

Оглавление

Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….....3
Коррекционная работа……………………………………………………..8
Список литературы…………………………………………………...…..26

Файлы: 1 файл

Коррекционная работа.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Все приведенные  выше упражнения способствуют записи информации, что необходимо для пользования кратковременной памятью.

Домашнее  задание.

«Попробуй дома самостоятельно повторить задание из упражнения «Оживление»».

Заключительный  этап.

«Итак, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего?» 

Занятие 8.

Подготовительный  этап.

«Здравствуй, сегодня мы будем заниматься и играть. Делать нужно всё внимательно и точно».

Проверка  домашнего задания.

«Ты выполнил домашнее задание? Расскажи, что у  тебя получилось?»

Основной  этап.

Упражнение  №1 «Пишем по воздуху»

Цель: развитие объема внимания.

    Ведущий говорит, что он будет писать короткие слова в воздухе по одной букве сверху вниз. А игрок их должен прочитать. Пишет он печатными буквами и достаточно медленно, потому что ребёнку приходится читать справа налево, как в зеркале. Можно писать такие слова: мир, атом, море, лодка и т. д. После каждого слова ведущий спрашивает ребёнка, что он прочитал.

    Можно пальцами рисовать в воздухе различные предметы: дом, машину, дерево, цветок, животных, а играющие должен отгадать, что нарисовано.

Упражнение  №2 «Осенние листья» 

Цель: развитие образного запоминания.

Стимульпый  материал: несколько нарисованных на листе бумаги листочков дуба.   Все они отличаются друг от   друга   прожилками,   направлением ножки.   А   один листок нарисован отдельно.

Проведение:   Предложить   ребенку   запомнить   этот листок. Затем убрать листок и попросить ребенка найти точно такой же среди остальных листьев.

Упражнение  №3 «Звуки»

Цель: развить  внимание к звукам.

    На столе стоят 10-12 по-разному звучащих предметов. Ведущий постукивает по каждому предмету металлической палочкой, а затем деревянной. Ребёнок внимательно прислушиваются к тому, какие звуки издают предметы. Затем психолог загораживает столик и ударяет по одному из предметов несколько раз деревянной палочкой, а затем металлической палочкой. Ребёнок должен угадать, по какому предмету ударили.

Домашнее  задание.

«Приготовь пересказ своего любимого рассказа».

Заключительный  этап.

«Итак, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего?» 

Занятие 9.

Подготовительный  этап.

«Здравствуй, сегодня мы будем заниматься и играть. Делать нужно всё внимательно и точно».

Проверка  домашнего задания.

«Ты выполнил домашнее задание? Мне бы очень хотелось послушать твой любимый рассказ».

Основной  этап.

Упражнение  №1 «Слово не воробей»

Цель: развитие объема внимания.

    Ведущий придумывает, но одной фразе в 12,11,10,9,8,7,6,5 слов. Каждую фразу он произносит медленно, внятно и только один раз. Начинает он с самой длинной фразы и кончает самой короткой, предлагая после каждой фразы повторить ее.

Фразы в 10-12 слов он произносит громко, а остальные  самым тихим шепотом. При подборе  фраз следует руководствоваться уровнем развития играющих.

    Можно использовать и скороговорки: «Мыши шуршат и шарахаются в шалаше, лишь заслышав шаги на шоссе» (12 слов), «Как при Прокопе кипел укроп, так и без 11рокопа кипел укроп» (11 слов), «Собирала Маргарита маргаритки па дворе. Растеряла Маргарита маргаритки на горе» (10 слов), «Дед Додон в дуду дудел. Димку дед дудой задел» (9 слов), «Мама мыла Милу мылом, не любила Мила мыло» (8 слов), «Ткет ткач ткани на платок Тане» (6 слов), «У пеньков опять пять опят» (5 слов).

Упражнение  №2 «Лица»

Цель: развитие образного запоминания.

  Стимульный  материал: 8 нарисованных на одном листе  профилей, на втором листе - 1 профиль.

  Проведение: Попросить ребенка запомнить  данный профиль и найти такой  же среди остальных.

 

    Упражнение  №3 «Звуки комнаты»

    Цель: развить внимание к звукам.

        Эти игры можно начать такой беседой: «Замечал ли ты, что мы перестаем обращать внимание на те звуки, которые беспрерывно разлаются вокруг нас. Чаще всего это случаи тогда, когда мы чем - либо заняты. Попробуй сейчас уловить звуки в этой комнате. Посиди, полминуты тихо и по моему знаку подними руку, если что-либо услышал.

    Домашнее задание.

    «Попробуй дома прислушаться к  звукам и в следующий  раз ты мне расскажешь, что услышал».

    Заключительный  этап.

    «Итак, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего?» 

    Занятие 10.

    Подготовительный  этап.

    «Здравствуй, сегодня мы будем заниматься и играть. Делать нужно всё внимательно и точно».

    Проверка  домашнего задания.

    «Расскажи, какие звуки ты услышал дома?».

    Основной  этап.

    Упражнение  №1 «Тарелки»

    Цель: развитие объема внимания.

        Ведущий продолжает: «А замечал ли ты, например, как звенят тарелки, ложки, ножи? Вот сейчас мы проведем игру «Не звени тарелками»

        Ведущий: «Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит, и его нельзя будить. А нужно сложить тарелки. Сделай это как можно тише».

    Упражнение  № 2 «Фигуры»

    Цель: развитие  зрительной памяти.

        Работа в паре: игрок и ведущий. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв листок на 1-2 секунды, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается посчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в случае, если ребенок свободно удерживает в воображении не менее 10 спичек.

    Домашнее задание.

        Ребёнку предлагается дома, как можно точнее изобразить узор, предложенный психологом и принести результат на следующее занятие.

    Заключительный  этап.

    «Итак, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего?» 

    Занятие 11.

    Подготовительный этап.

    «Здравствуй, сегодня мы будем заниматься и играть. Делать нужно всё внимательно и точно».

    Проверка  домашнего задания.

    «Пока я рассматриваю то, как ты выполнил домашнее задание, изобрази мне этот узор по памяти ещё раз».

    Основной  этап.

    Упражнение №1 «Стимуляция памяти»

    Цель: Упражнения на формирование способности  устанавливать связи между элементами материала.

        Перед     учеником     раскладывают      15-20     карточек     с изображением    отдельных    предметов    (например: яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка,  рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.).  

        Ребенку   говорят:  «Я  сейчас  назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Затем читается первое слово. После того, как ученик отложит  картинку,  читается  второе слово  и  т.д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди, отложенные в сторону картинки, и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы. Примерный набор слов:«пожар»,    «завод»,    «корова»,    «стул»,    «вода»,    «отец», «кисель», «сидеть», «ошибка», «доброта» и т.д.

    Упражнение  №2 «Упражнение на внимание»

    Цель: развитие объема внимания.

        Эта игра является хорошей активизацией и проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите па пол и назовите; «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребёнок показывают вместе с вами, а называть будете вы. Ваша цель — запутать ребёнка. Скажите: «Нос», а покажите в это время на потолок. Ребёнок должен внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал и лежит па полу». Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.

    Домашнее  задание. 

        «Пожалуйста нарисуй свои впечатления от наших занятий и перечисли те упражнения, которые тебе понравились больше всего и те, которые ты просто запомнил».                                                                                                                                                                                                                       

    Заключительный  этап.

    «Итак, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего?» 

    Занятие 12.

    Подготовительный  этап.

    «Здравствуй, сегодня мы будем заниматься и играть. Делать нужно всё внимательно и точно».

    Проверка домашнего задания.

    «Спасибо  за рисунок. Я оставлю его себе на память».

    Основной  этап.

    Упражнение  №1 «Повтори быстро»

    Цель: развитие внимания.

        Ведущий договаривается с играющим, чтобы он повторял за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повтори». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка».

    Упражнение  № 2 «Чего не хватает?»

    Цель: развитие образного запоминания.

    Стимульный  материал: 8 различных предметов.

    Проведение: Перед ребенком на 20 секунд поставить  игрушки. Затем попросить его  отвернуться и убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает? Можно увеличить | число игрушек, поменять их местами.

    Заключительный  этап.

    «Итак, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего?» 
     
     
     
     
     
     

Список  литературы

    1. Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте Собр.соч М.Д982Т.2. С.381-395

    2. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова 71/1. Внимание школьника. М., 1987.

    Игры  — обучение, тренинг, досуг./ Под  ред. В.В. Петрусинского. — М.: Новая  школа, 1994.

    3. Житнякова Л.М. Учите детей запоминать М., 1985 С. 81-92 З.Зинченко И.П. Непроизвольное запоминание М., 1961 С. 245-287

    4. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М., 1980.

    5. Психокоррекционпая и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.,

    1998.

    6. Римская Р., Римская С. Практическая психология в тестах - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999

    7. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти М., 1966 
     
     
     
     
     


Информация о работе Программа по коррекционной работе