Программа по коррекционной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 12:55, доклад

Краткое описание

Работая над данной задачей, была проведена диагностика. Обработка полученных результатов выявила низкий уровень произвольного внимания и произвольного запоминания, что способствовало разработки коррекционных занятий.
Цель: создать условия для развития внимания и памяти.

Оглавление

Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….....3
Коррекционная работа……………………………………………………..8
Список литературы…………………………………………………...…..26

Файлы: 1 файл

Коррекционная работа.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Домашнее  задание.

    «Придумай волшебный домик для птички-синички, нарисуй его».

Заключительный  этап.

    Итак, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего? 

Занятие 3.

Подготовительный  этап.

    «Здравствуй, сегодня мы будем заниматься и играть. Делать нужно всё внимательно и точно».

Проверка  домашнего задания.

«Не подглядывая  в свой рисунок, расскажи: сколько  окон в волшебном домике? Какого он цвета? И т.д.»

Упражнение  № 1. «Кто скорее?»

Цель: закрепление программы отыскивания цифр; повышение мотивации к выполнению задания; тренировка длительного удержания внимания.

    Работа может проводиться как в индивидуальной форме (соревнование с педагогом), так и в групповой (соревнование детей) в прямом и обратном порядке.

Психолог: «Звери соревнуются, кто скорее найдет цифры по порядку и ни разу не ошибется. Ты будешь помогать?.. А я Мишке. Вот секундомер. Ты начнешь искать цифры, я включу секундомер, и посмотрим, как быстро ты их найдешь. Главное — не ошибаться. Ребенок показывает цифры. Время поиска и ошибки фиксируются. 

  

Психолог: «Теперь мы с Мишкой начнем искать, а вы с Ежиком следите, не ошибемся ли мы».

    Психолог намеренно делает ошибку (пропускает цифру или смешивает близкие по начертанию 7 и 1, 6 и 9). Ребенок, заметив ошибку, сообщает об этом психологу.

    Аналогично строится работа в группе. Дети могут меняться таблицами и переходить к следующим.

Упражнение  № 2.

Цель: развитие произвольной слуховой и зрительной памяти.

    Ученику предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр.

    Постепенно  количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

Упражнение  № 3. «Выбери быстро»

Цель: развить устойчивость внимания.

Подготовка  к игре: вырезать из бумаги трех цветов 15 небольших треугольников, квадратов  и кругов разной величины и наклеить их в беспорядке на белый лист бумаги размером 50 па 50 см. Прикрывая газетой то одну, то другую часть листа, ведущий подсчитывает, какие фигуры и в каком количестве видны целиком. Во время игры он кладет газету на эти же места. По указанию ведущего ребёнок считает треугольники, затем — круги и т.д. На подсчет дается 20-30 секунд.……

Домашнее  задание.

    «Нарисуй дома две одинаковые  картинки».

Заключительный  этап.

    «Итак, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего?» 

Занятие 4.………………………………………………………………

Подготовительный  этап.

    «Здравствуй, сегодня мы будем заниматься и играть. Делать нужно всё внимательно и точно».

Проверка  домашнего задания.

«Давай найдём отличия в двух одинаковых картинках».

Основной  этап.

Упражнение № 1 «Зигзаг на доске»

Цель: развитие объема внимания.

    Ведущий рисует в своем блокноте несколько несложных ломаных линий из 5-6 отрезков. Одну из  них он, не торопясь, чертит на классной доске, а его помощник (психолог) сразу стирает предыдущий отрезок линии, когда полностью начерчен следующий, и, наконец, стирает самый последний. Игрок старается запомнить всю линию (не делая никаких пометок). Затем по памяти восстанавливает ее на доске. Ведущий сравнивает рисунок со своим и оценивает ответы   в    зависимости    от   точности    направления    и    величины    отрезков.    Затем    игра продолжается, но ведущий чертит уже другую линию. ………………………………………….. Упражнение №2  «Сокращение рассказа»

Цель: развитие произвольной регуляции поведения.

Эта игра учит разграничивать главное и второстепенное, формирует     умение отличать     учебную     задачу     от практической.

Если  ребенок начинает отвлекаться, необходимо напомнить, что осталось совсем немного.

    Зачитывается    короткий    рассказ.    Его   содержание надо передать максимально сжато, используя лишь 2-3 предложения,    и    в    них    ни    одного   лишнего    слова. Основное   содержание    рассказа   должно   сохраниться,

второстепенные  моменты необходимо отбросить.

Домашнее  задание.

Цель: развитие устойчивости внимания.

    Одна бабушка, которую звали Мария Васильевна, любила вышивать. Она вышивала скатерти, салфетки, занавески, покрывала. Однажды она вышила на скатерти известных ей птиц животных. Посмотри, что получилось. Нарисуй в тетради животных, которых вышила бабушка.

Заключительный  этап.

«Итак, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего?»

Занятие5.…………………………………………………………………Подготовительный этап.

«Здравствуй, сегодня мы будем заниматься и играть. Делать нужно всё внимательно и точно».

Проверка  домашнего задания.

«Давай  посмотрим, каких животных ты нарисовал?»

Основной  этап.

Упражнение  №1 «Повтори быстро»

Цель: развитие объема внимания.

    Ведущий договаривается с играющим, чтобы он повторял за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повтори». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка».

Упражнение  №2 «Нарисуй»

Цель: развитие образного запоминания.

Стимульный  материал: геометрическая фигура с  определенным размером, цветом, цветные карандаши, лист бумаги.

Проведение: Показать ребенку геометрическую фигуру. Потом спрятать ее и предложить нарисовать фигуру по памяти.……………………………………………

Упражнение №3 «Сосчитай»

Цель: развить  концентрацию внимания.

    Ведущий набирает такие предметы, которых всегда много под руками: карандаши, ручки, ластики, спички (без головок), столовые, чайные ложки, вилки и раскладывает их беспорядочно один за другим. Нужно узнать, сколько всего вилок, ложек, карандашей и т. д., но считать можно только следующим образом: первая спичка, первый карандаш, вторая спичка, первая ручка и т. д. Чтобы так считать, тоже необходимо внимание.

Домашнее  задание.

«К следующему занятию тебе необходимо выучить небольшое стихотворение и нарисовать к нему рисунок».

Заключительный  этап.

«Итак, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего?» 

Занятие 6.

Подготовительный  этап.

«Здравствуй, сегодня мы будем заниматься и играть. Делать нужно всё внимательно и точно».

Проверка  домашнего задания.

«Давай  проверим, как ты справился с заданием?»

Основной этап.

Упражнение  №1 «Используй каждую секунду»

Цель: развитие объема внимания.

   Малоизвестную ребёнку картинку прикрепите к листу картона, а картонку как флажок — к палочке. Ведущий вращает этот картон вокруг вертикальной оси так, чтобы картина была видна играющим каждый раз не более 3-4 секунд. Вращение постепенно ускоряется, но при этом не следует доводить его до того, чтобы картина мелькала перед глазами. Достаточно, чтобы ребёнок увидел ее 10-12 раз. После этого он должен постараться детально описать словами все увиденное па картине. 

Возможен  такой вариант: к двум сторонам картона  прикреплены две картинки. Все  остальное так же, как и в первом случае. При этом ребёнку можно дать два различных задания:

- рассказать  содержание обеих картинок;

- передать  содержание только одной из картин, стараясь совершенно не уделять внимания второй.

Упражнение  №2. «Осознание словесного материала»

Цель  этого упражнения - заставить ребёнка поразмышлять о 
словах. Ведущий говорит: «Сейчас я буду читать (показывать) 
(в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав 
(увидев), каждое слово, представляйте себе внешний вид 
предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и 
т.п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с 
мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно».

    В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе «только в уме».

Упражнение  №3 «Запрещённое движение»

Цель: развить концентрацию внимания.

    Ведущий становится лицом к  ребёнку и объясняет правила игры; он покажет движения, которые надо повторять, кроме одного, «запрещенного», например, хлопка над головой. Кто повторил «запрещенное» движение, делает шаг вперед и продолжает игру вис общего строя. Ведущий сначала показывает в медленном темпе, а потом темп игры убыстряется. После 5-6 поворотов можно подводить итоги. Побеждает тот, кто ни ошибся, ни разу.

Вариант: ребёнок может сами побывать в  роди ведущего.

Домашнее  задание.

«К следующему занятию тебе необходимо выучить небольшое стихотворение и нарисовать к нему рисунок».

Заключительный  этап.

«Итак, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего?» 

Занятие 7.

Подготовительный этап.

«Здравствуй, сегодня мы будем заниматься и играть. Делать нужно всё внимательно и точно».

Проверка  домашнего задания.

«Давай  проверим, как ты справился с заданием?»

Основной  этап.

Упражнение  №1 «Сосчитай правильно»

Цель: развить распределение внимания.

Необходимо приготовить  по 7-8 экземпляров карточек с именами Соня, Сеня, Рима, Дима.

    Ведущий берет разное количество карточек с одинаковыми именами, перемешивает их, поочередно показывает играющим и складывает в стопку. Он может и не показывать карточки, а просто вслух прочитать имена. После этого ведущий спрашивает, сколько раз повторялись одни и те же имена. После ответов ребёнок называет правильную цифру.

Упражнение  №2 «Встаньте, сядьте».

Цель: развить  распределение внимания.

    Ведущий говорит: «Я буду вставать и садиться, одновременно подавая тебе команду «Встаньте» или «Сядьте!». Ты должен выполнять мою команду, не обращая внимания на то, что делаю я сам. Начали!»

    Естественно, что иногда его действия не совпадают с той командой, которую он подает, и дети тоже путаются. Игра продолжается. Растет темп. Среди играющих, как правило, есть ребята, которые в процессе игры достигают хороших результатов. Их приветствуют, поздравляют.

Упражнение  №3 «Оживление»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти и слуховой.

    К этому упражнению желательно переходить после того, как будут хорошо освоены предыдущие, т.к. оно требует сформированность и умения переводить информацию в зрительный образ (навыка визуализации) и особой концентрации внимания, вызываемой осознанностью восприятия.

    Предложите ребёнку представить себе какого-либо зверя, животное. После того, как образ создан, попросите их «оживить» картинку, т.е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Пусть ребёнок расскажет про своих зверей. Затем подведите итоги, какой рассказ оказался самым интересным. После упражнений с живыми существами можно переходить к «оживлению» предметов. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми. Всего на различных занятиях предлагается для достижения хорошего результата оживить 50 живых существ и 100 предметов. Можно провести это упражнение в качестве игры в волшебника: ребенку предлагается стать волшебником, способным оживлять при помощи волшебной палочки все, что угодно. Например, он касается в своем воображении предмета и он оживает, затем «волшебник» рассказывает всем, что он видит; после роли меняются.

Информация о работе Программа по коррекционной работе