Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 05:10, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка путей психокоррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста; распознавания и методов их диагностики.
Объектом исследования является психологическое состояние детей старшего дошкольного возраста с проявлением фобических расстройств.
Предметом исследования является влияние страха на эмоциональное состояние личности ребенка старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....6
1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………6
1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...10
1.3 Возрастная периодизация детских страхов…………………..……...12
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........18
2.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………….….18
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………….…….22
2.3 Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………….………...….25
2.4 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного
возраста…..............................................................................................28
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….33
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой
группы……………………………………………………………....33
3.2 Описание методического материала………….……….….…….........37
3.3 Описание психокоррекционной работы……….….………….……...46
3.4 Практическое исследование и результаты психологической
диагностики……………………………………….…………………....64
3.5 Математико-статистический анализ показателей………………......70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........72
ЛИТЕРАТУРА…………………..……………………………………………
Страх физического ущерба присутствовал у 45% дошкольников в процессе проведения первичного психологического обследования и у 55% испытуемых - во время повторной диагностики.
Страх смерти был продемонстрирован 90% детей в процессе проведения первичного психологического обследования и 90% обследуемых - во время повторной диагностики. Страх животных и сказочных персонажей показали 70% ребят в процессе проведении первичного психологического обследования и 60% дошкольников - во время повторной диагностики.
Страх кошмарных снов и темноты был диагностирован у 75% детей в процессе проведения первичного психологического обследования и у 70% испытуемых - во время повторной диагностики.
Социальные страхи были выявлены у 25% дошкольников в процессе проведения первичного психологического обследования и у 35% ребят - во время повторной диагностики.
Пространственные страхи наблюдались у 15% обследуемых в процессе проведения первичного психологического обследования и у 15% испытуемых - во время повторной диагностики.
Динамика тревожности дошкольников контрольной группы представлена наглядно в таблице 1.
Таблица 1
Результаты первичного и вторичного исследования тревожности дошкольников контрольной группы
Ребёнок |
Время проведения диагностики |
Тест тревожности Филлипса |
Тест “Боишься – не боишься” | ||||||||||
Страхи | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | |||
Вадим С. |
первичная |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- | |
повторная |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- | ||
Юля Х. |
первичная |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- | |
повторная |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- | ||
Олег Б. |
первичная |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- | |
повторная |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- | ||
Юля К. |
первичная |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- | |
повторная |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- | ||
Алёша А. |
первичная |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- | |
повторная |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- | ||
Витя Г. |
первичная |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- | |
повторная |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- | ||
Петя Ш. |
первичная |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | |
повторная |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- | ||
Катя И. |
первичная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | |
повторная |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | ||
Дима Ж. |
первичная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | |
повторная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||
Илья М. |
первичная |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | |
повторная |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||
Сева С. |
первичная |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- | |
повторная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- | ||
Миша В. |
первичная |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- | |
повторная |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- | ||
Костя М. |
первичная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | |
повторная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||
Виталя Л. |
первичная |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
повторная |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
Алина Д. |
первичная |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- | |
повторная |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- | ||
Оля К. |
первичная |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ | |
повторная |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ | ||
Даша Ф. |
первичная |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
повторная |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | ||
Семён Ф. |
первичная |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- | |
повторная |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- | ||
Данил В. |
первичная |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | |
повторная |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | ||
Света С. |
первичная |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | |
повторная |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||
Итого (в %): |
первичная |
25 |
35 |
40 |
40 |
40 |
45 |
90 |
70 |
75 |
25 |
15 | |
повторная |
20 |
40 |
40 |
30 |
40 |
55 |
90 |
60 |
70 |
35 |
15 |
Примечания
1. Страх самовыражения.
2. Страх ситуации проверки
3. страх не соответствовать ожида
4. Страх в отношениях со
5. Медицинские страхи.
6. Страх физического ущерба.
7. Страх смерти.
8. Страх животных и сказочных персонажей.
9. Страх кошмарных снов и
10. Социальные страхи.
11. Пространственные страхи.
«+» наличие страха у ребенка.
«-» отсутствие страха у ребенка.
В таблице 2 представлены первичные и вторичные результаты экспериментальной группы. В процессе исследования обнаружено:
Страх самовыражения продемонстрировали 30% дошкольников в процессе проведения первичного психологического обследования и 10% испытуемых - во время повторной диагностики.
Страх ситуации проверки знаний был выявлен у 30% детей в процессе проведения первичного психологического обследования и у 15% обследуемых - во время повторной диагностики.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих показали 50% ребят в процессе проведения первичного психологического обследования и 15% дошкольников - во время повторной диагностики.
Страх в отношениях со взрослыми был диагностирован у 35% испытуемых в процессе проведения первичного психологического обследования и у 10% детей - во время повторной диагностики.
Наличие медицинских страхов было выявлено у 40% ребят в процессе проведения первичного психологического обследования и у 25% обследуемых - во время повторной диагностики.
Страх физического ущерба присутствовал у 40% дошкольников в процессе проведения первичного психологического обследования и у 20% испытуемых - во время повторной диагностики.
Страх смерти был продемонстрирован 95% детей в процессе проведения первичного психологического обследования и 70% обследуемых - во время повторной диагностики.
Страх животных сказочных персонажей показали 85% ребят в процессе проведения первичного психологического обследования и 45% дошкольников - во время повторной диагностики.
Страх кошмарных снов и темноты был диагностирован у 70% детей в процессе проведения первичного психологического обследования и у 20% испытуемых - во время повторной диагностики.
Социальные страхи были выявлены у 20% дошкольников в процессе проведения первичного психологического обследования и у 10% ребят - во время повторной диагностики.
Пространственные страхи наблюдались у 25% обследуемых в процессе проведения первичного психологического обследования и у 5% испытуемых - во время повторной диагностики.
Динамика тревожности дошкольников экспериментальной группы представлена наглядно в таблице 2.
Таблица 2
Результаты первичного и вторичного исследования тревожности дошкольников экспериментальной группы
Ребёнок |
Время проведения диагностики |
Тест тревожности Филлипса |
Тест “Боишься – не боишься” | ||||||||||
Страхи | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | |||
Миша А. |
первичная |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- | |
повторная |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- | ||
Саша Д. |
первичная |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- | |
повторная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||
Соня К. |
первичная |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- | |
повторная |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- | ||
Виталя К. |
первичная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- | |
повторная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||
Антон П. |
первичная |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- | |
повторная |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- | ||
Полина К. |
первичная |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- | |
повторная |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||
Олег М. |
первичная |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- | |
повторная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||
Глеб М. |
первичная |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
повторная |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- | ||
Арсений С. |
первичная |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
повторная |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | ||
Дима Б. |
первичная |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- | |
повторная |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- | ||
Эдита Б. |
первичная |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ | |
повторная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||
Лиза Ч. |
первичная |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
повторная |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ | ||
Боря В. |
первичная |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- | |
повторная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- | ||
Данил К. |
первичная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ | |
повторная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- | ||
Света С. |
первичная |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | |
повторная |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- | ||
Илья Р. |
первичная |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- | |
повторная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- | ||
Аня С. |
первичная |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- | |
повторная |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||
Никита Т. |
первичная |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | |
повторная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- | ||
Дима Ч. |
первичная |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | |
повторная |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- | ||
Алёша М. |
первичная |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | |
повторная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- | ||
Итого в % |
первичная |
30 |
30 |
50 |
35 |
40 |
40 |
95 |
85 |
70 |
20 |
25 | |
повторная |
10 |
15 |
15 |
10 |
25 |
20 |
70 |
45 |
20 |
10 |
5 |
Примечания
1. Страх самовыражения.
2. Страх ситуации проверки
3. страх не соответствовать
4. Страх в отношениях со
5. Медицинские страхи.
6. Страх физического ущерба.
7. Страх смерти.
8. Страх животных и сказочных персонажей.
9. Страх кошмарных снов и
10. Социальные страхи.
11. Пространственные страхи.
«+» наличие страха у ребенка.
«-» отсутствие страха у ребенка.
Уровень тревожности дошкольников экспериментальной и контрольной групп на момент проведения первичного и повторного психодиагностических обследований для сравнения представлен наглядно в приложениях 3 и 4 соответственно.
3.5 Математико-статистический
Для сравнения показателей первичного и вторичного исследования тревожности контрольной группы и для решения вопроса о том, отличаются ли полученные показатели тревожности у детей старшего дошкольного возраста контрольной группы статистически достоверно друг от друга, нами был использован t-критерий Стьюдента. Его основная формула выглядит следующим образом:
t=
M1 – M2 ,
где, M1 – среднее значение переменной по одной выборке данных;
M2 – среднее значение переменной по другой выборке данных;
m1 и m2 – интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.
В результате математической обработки получены следующие результаты:
По контрольной группе (приложение 5, таблица 3) t = 0,046 (p > 0,05).
Величина tэмп доказывает, что среднеарифметические М1 и М2 статистически не различаются.
Математическая обработка показателей тревожности контрольной группы свидетельствует о том, что в период между первым и вторым обследованием в данной группе значимых изменений не произошло.
Тогда как в экспериментальной группе (см. приложение 6, таблицу 4) установлено статистически достоверное изменение t = 2,63 (p < 0,05).
Величина tэмп доказывает, что среднеарифметические М1 и М2 статистически достоверно различаются на пятипроцентном уровне (согласно таблице критических значений Стьюдента).
Математико-статистический анализ показателей тревожности экспериментальной группы свидетельствует о том, что в период между первым и вторым обследованием в данной группе произошли достоверные изменения.
Учитывая, что достоверные изменения произошли только в экспериментальной группе, в которой проводилась целенаправленная психокоррекционная работа, повлиявшая на изменение важных составляющих личности испытуемых (по группе в среднем), мы можем утверждать, что наша гипотеза о том, что тревожность дошкольников может быть скорректирована специальными методами, достоверно подтвердилась путём математико-статистического анализа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее актуальной проблема возникновения детских страхов становится в старшем дошкольном возрасте, поскольку в этом возрасте проходит подготовка к школе и ребенку необходима уверенность в себе и своих силах, а также поддержка со стороны взрослых
Для того чтобы провести психокоррекционную работу по уменьшению страхов у дошкольников, необходима кропотливая работа, как со стороны психолога, так и со стороны воспитателей, родителей и самого ребенка.
Наше предположение о том, что целенаправленная психокоррекционная работа оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное состояние ребёнка и способствует стабилизации психологических расстройств, вызванных переживанием страхов, полностью подтвердилось, о чем свидетельствуют данные математико-статистического анализа. Так же подтвердилось предположение о том, что среда, которая окружает ребенка (семья, детский сад, улица) влияет на возникновение страхов в старшем дошкольном возрасте.
Целью нашего исследования являлось разработать пути психокоррекции страхов детей старшего дошкольного возраста; определить методики и методы их диагностики.
Учитывая вышеуказанное, мы подобрали соответствующие методы и методики, а так же изучили и опробовали программу психологической помощи Захарова А.И. по устранению детских страхов.
Психологическая помощь предполагала, как индивидуальную работу, направленную, прежде всего, на выявление страхов и причин, их порождающих, так и групповую, которая рассматривалась как основной метод психокоррекции эмоциональной сферы.
Разработанная Захаровым А.И. программа проводилась в два этапа.
Первый этап – психодиогоностика особенностей эмоциональной сферы, выявление причин тревожности и страхов и построение индивидуально-ориентированной психокоррекционной программы, в том числе и в условиях работы в группе.
Данный раздел включал и индивидуальную работу с родителями.
Информация о работе Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция