Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:26, реферат
Цель данной курсовой работы – исследование межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
- дать теоретические основы межличностных отношений;
- рассмотреть взаимодействие, как вид межличностных отношений;
- изучить методики исследования межличностных отношений;
- сделать выводы.
Введение стр.3
Глава 1. Тема: Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста.
1.1 Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста-стр.
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста стр.
1.3 Особенности развития общения детей дошкольного возраста стр.
Вывод стр
Глава 2. Тема: Межличностные отношения детей дошкольного возраста.
2.1 Характеристика объектов и методов исследования стр.
2.2 Анализ результатов исследования стр.
2.3 Рекомендации по оптимизации межличностных отношений детей
дошкольного возраста стр.
Вывод
Арзамасский государственный педагогический
Курсовая работа на тему:
Межличностные отношения детей
дошкольного возраста
Выполнила студентка 21группы
Содержание
Введение
Глава 1. Тема: Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста.
1.1 Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста-стр.
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста стр.
1.3 Особенности развития общения детей дошкольного возраста стр.
Вывод
Глава 2. Тема: Межличностные отношения детей дошкольного возраста.
2.1 Характеристика объектов и
методов исследования
2.2 Анализ результатов
2.3 Рекомендации по оптимизации межличностных отношений детей
дошкольного возраста
Вывод
Введение
Взаимодействие человека как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В школьном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.
Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.
Предмет
исследования – методы
Цель данной курсовой работы – исследование межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
- дать
теоретические основы
- рассмотреть взаимодействие, как вид межличностных отношений;
- изучить
методики исследования
- сделать выводы.
В процессе
написания курсовой работы была изучения
учебно-методическая литература.
Глава 1.Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста.
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.
Как известно, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко, психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С.Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов, в советской психологии появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них пока, к сожалению, были единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я.Л.Коломинского, Л.В. Артемовой и др.
В 1968 г. при Институте дошкольного воспитания, была создана лаборатория «Формирование личности ребенка». Большое внимание в исследованиях лаборатории было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников (работы Т.В.Антоновой, Т.А.Репиной и Л.А.Рояк). Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т.А.Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л.А.Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Т.В.Антонова исследовала возрастные проявления общения.
Изучение ценностных ориентаций детей-дошкольников, особенностей их взаимных оценок и самооценок проводилось в исследованиях Репиной, Горяйновой, Стеркиной. В исследовании А.Ф.Горяйновой с помощью специально разработанных математических приемов изучалась степень единодушия в оценках сверстников у детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также основные нравственные понятия. Р.Б.Стеркиной была проведена работа по изучению самооценки детей дошкольного возраста.
Важным направлением в научных исследованиях лаборатории является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П.Бухтиарова.
Несмотря на то,
что дошкольной психологией и педагогикой
немало сделано в этой области, многие
вопросы все еще остаются недостаточно
исследованными. У многих педагогов, воспитателей
детских садов имеется дефицит знаний
о развитии межличностных отношений в
группах дошкольников.
1.2 Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» (Леонтьев А. Н. 1959).
В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение (Смирнова Е. О. 2003).
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.
К началу каждого
возрастного периода
Л. С. Выготский
(2006) подчеркивает, что социальная ситуация
«определяет целиком и
Согласно Д. Б.
Эльконину (Эльконин Д. Б. 1998), дошкольный
возраст вращается вокруг своего
центра, вокруг взрослого человека,
его функций и его задач. Взрослый здесь
выступает в обобщенной форме, как носитель
общественных функций в системе общественных
отношений (взрослый – папа, доктор, шофер
и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации
развития автор видит в том, что ребенок
есть член общества, вне общества он жить
не может, основная его потребность жить
вместе с окружающими людьми.
В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.
Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:
1. Возникновение
первого схематического абриса
цельного детского
Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей (Цит. по Смирнова Е. О. 2003).
Строя картину
мира, ребенок выдумывает, изобретает
теоретическую концепцию, строит мировоззренческие
схемы. Такое мировоззрение
2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе – моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям.
3. Возникают
новые мотивы поступков и
Информация о работе Межличностные отношения детей дошкольного возраста