Межличностные отношения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:26, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследование межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
- дать теоретические основы межличностных отношений;
- рассмотреть взаимодействие, как вид межличностных отношений;
- изучить методики исследования межличностных отношений;
- сделать выводы.

Оглавление

Введение стр.3
Глава 1. Тема: Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста.
1.1 Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста-стр.
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста стр.
1.3 Особенности развития общения детей дошкольного возраста стр.
Вывод стр
Глава 2. Тема: Межличностные отношения детей дошкольного возраста.
2.1 Характеристика объектов и методов исследования стр.
2.2 Анализ результатов исследования стр.
2.3 Рекомендации по оптимизации межличностных отношений детей
дошкольного возраста стр.
Вывод

Файлы: 1 файл

Межличностные отношения детей дошкольного возраста.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

                    Арзамасский государственный педагогический

                                  Институт им.А.П.Гайдара 
 
 

          Курсовая работа на тему:

Межличностные отношения детей   

       дошкольного возраста  
 

                                                 Выполнила студентка 21группы

                                                                                         Факультета  ДиНо:

                                                                                         Телетнёва.О.В

                                                                                         Проверила: 
 
 

                                 2011 год       

                  Содержание

Введение                                                                                                         стр.3

Глава 1. Тема: Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений   детей дошкольного возраста.

  1.1 Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста-стр.

  1.2  Психологические особенности детей дошкольного возраста                стр.

  1.3 Особенности развития общения детей дошкольного возраста              стр.

Вывод                                                                                                            стр           

Глава 2. Тема: Межличностные отношения детей дошкольного возраста.

     2.1 Характеристика объектов и  методов исследования                             стр.

    2.2 Анализ результатов исследования                                                        стр.

    2.3 Рекомендации по оптимизации межличностных отношений детей

        дошкольного возраста                                                                           стр.

Вывод                                                                                                                    
 
 
 
 
 
 

      
 
 

Введение

   Взаимодействие человека как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

  Межличностные  отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В школьном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

 Сейчас  уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно  необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

 Предмет  исследования – методы межличностных  отношений в группе.

 Цель  данной курсовой работы – исследование межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.

В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:

- дать  теоретические основы межличностных  отношений;

- рассмотреть  взаимодействие, как вид межличностных отношений;

- изучить  методики исследования межличностных  отношений;

- сделать  выводы.

В процессе написания курсовой работы была изучения учебно-методическая литература.  

Глава 1.Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста.

    1. Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста
  Проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной. По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».

Вопросы становления  детского коллектива, характерные особенности  группы детского сада и межличностных  отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

Как известно, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко, психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С.Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов, в советской психологии появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них пока, к сожалению, были единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я.Л.Коломинского, Л.В. Артемовой и др.

В 1968 г. при Институте дошкольного воспитания, была создана лаборатория «Формирование личности ребенка». Большое внимание в исследованиях лаборатории было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников (работы Т.В.Антоновой, Т.А.Репиной и Л.А.Рояк). Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т.А.Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л.А.Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Т.В.Антонова исследовала возрастные проявления общения.

Изучение ценностных ориентаций детей-дошкольников, особенностей их взаимных оценок и самооценок проводилось  в исследованиях Репиной, Горяйновой, Стеркиной. В исследовании А.Ф.Горяйновой с помощью специально разработанных математических приемов изучалась степень единодушия в оценках сверстников у детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также основные нравственные понятия. Р.Б.Стеркиной была проведена работа по изучению самооценки детей дошкольного возраста.

Важным направлением в научных исследованиях лаборатории является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П.Бухтиарова.

Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. У многих педагогов, воспитателей детских садов имеется дефицит знаний о развитии межличностных отношений в группах дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2  Психологические особенности развития  детей дошкольного возраста

       Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» (Леонтьев А. Н. 1959).

В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение (Смирнова Е. О. 2003).

Отделение ребенка  от взрослого к концу раннего  возраста создает предпосылки для  создания новой социальной ситуации развития.

К началу каждого  возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для  данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение  между ребенком и окружающей его  действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития.

Л. С. Выготский (2006) подчеркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и полностью  те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые  и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».

Согласно Д. Б. Эльконину (Эльконин Д. Б. 1998), дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми.  

В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его  деятельности происходит: возникновение  и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.

Основными новообразованиями  дошкольного возраста являются:

1. Возникновение  первого схематического абриса  цельного детского мировоззрения.  Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир.

Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей (Цит. по Смирнова Е. О. 2003).

Строя картину  мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит мировоззренческие  схемы. Такое мировоззрение увязывается  со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Д. Б. Эльконин замечает парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей (Эльконин Д. Б. 1998).

2. Возникновение  первичных этических инстанций и на их основе – моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям.

3. Возникают  новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений  между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка.

Информация о работе Межличностные отношения детей дошкольного возраста