Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:26, реферат
Цель данной курсовой работы – исследование межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
- дать теоретические основы межличностных отношений;
- рассмотреть взаимодействие, как вид межличностных отношений;
- изучить методики исследования межличностных отношений;
- сделать выводы.
Введение стр.3
Глава 1. Тема: Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста.
1.1 Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста-стр.
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста стр.
1.3 Особенности развития общения детей дошкольного возраста стр.
Вывод стр
Глава 2. Тема: Межличностные отношения детей дошкольного возраста.
2.1 Характеристика объектов и методов исследования стр.
2.2 Анализ результатов исследования стр.
2.3 Рекомендации по оптимизации межличностных отношений детей
дошкольного возраста стр.
Вывод
Весы
«Давайте поиграем с вами в весы, -- говорит педагог. Разделитесь на тройки. Пусть один из вас будет продавцом, а двое -- двумя чашами весов. Потом вы поменяетесь ролями. Продавец кладет что-нибудь на первую чашу весов, она прогибается от тяжести товара, а другая чаша (ребенок приседает) на столько же поднимается. Все поняли? Тогда давайте попробуем». Сначала воспитатель выбирает двоих детей, кладет на одного из них товар и показывает, что должен делать каждый ребенок. Потом дети играют самостоятельно. Взрослый следит за игрой и помогает тем, кто нуждается в помощи.
Перетягивание каната
Воспитатель предлагает детям: «Разбейтесь на пары, встаньте на расстоянии пяти шагов друг от друга, возьмите в руки воображаемый канат и постарайтесь перетянуть партнера, сдвинуть его с места. Действуйте так, будто у вас в руках -- настоящий канат. Следите за партнером: когда он с усилием отстраняется назад и перетягивает вас, поддайтесь чуть вперед, а потом прикладывайте еще больше усилий и перетягивайте партнера». Сначала воспитатель показывает детям, как надо играть, встав в пару с одним из детей, затем дети играют самостоятельно.
Пианино
Воспитатель делит детей на две подгруппы по восемь человек. Каждый из семи человек -- нота (до, ре, ми, фа...). Один человек -- пианист. Когда пианист называет ноту, ребенок, чью ноту он назвал, должен присесть на корточки. Сначала пианист играет гаммы, а затем называет ноты в произвольном порядке, потом дети меняются ролями, и пианистом становится другой ребенок. Взрослый следит за ходом игры, помогает детям разобраться, если им что-нибудь непонятно. Точность пропевания нот в данной игре не имеет значения.
Марионетки
Воспитатель собирает
детей вокруг себя и показывает им
марионетку: «Сегодня мы с вами устроим
кукольный спектакль с
Вывод:
На основе изученной и проанализированной литературы можно сделать вывод, что рисунок является средством изучения межличностных отношений в группе.
Большое внимание изучению рисунка как метода было уделено в зарубежной психологии. Анализ детского рисования подвергался влиянию тех или иных направлений в психологической науке. Под влиянием биологизаторских идей в психологию приходит мысль о тестировании интеллекта ребенка через анализ его рисунка.
Отечественные психологи природу детского рисунка рассматривают с точки зрения сложившейся в отечественной психологии теории психологического развития ребенка, которая опирается на марксисткие о социальном наследовании психологических свойств и способностей и присвоении индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством. Большую роль при анализе детского рисунка играет правильная интерпретация рисунка.
Большинство психологов выделяют следующие критерии, по которым целесообразно интерпретировать изображенное на детском рисунке: состав, последовательность выполнения, пространственное расположение, особенности выполнения фигур.
Полуянов Ю. А. « Дети рисуют ». М-2003 г.Также при проведении методики необходимо учитывать комментарии ребенка к рисунку. Важным диагностическим показателем следует считать цвет, который используется ребенком не столько как способ выражения своего отношения к изображенному.
Для того, чтобы
дать объективную оценку межличностным
отношениям в группе необходимо комплексное
использование всех методов изучения
межличностных отношений. К этому выводу
приходят многие психологи.
Заключение
Для исследования
межличностных отношений
Из экспериментальных
методов широко развиты социометрические
методики. Используются для изучения
межличностных отношений и
Данное
исследование позволило выявить
роль рисунка как метода изучения
межличностных отношений в
На основе модели личности Р. Кеттелл создал ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF). С помощью опросника Кетелл проводил исследование личностных черт человека.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии.
Однако каждый из методов не может дать объективной оценки отношениям в группе, так как кроме чувств, он использует уже сложившееся умение, навыки.
Эффективность изучения межличностных отношений в группе зависит от правильного выбора используемых методов.
На основе
анализа всех методов изучения межличностных
отношений можно дать объективную
оценку межличностным отношениям в
группе
Список
использованной литературы
Анастази В. «Психологическое тестирование» ч. 2, М - 1982 г.
Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 1989.
Асмолов А.Г. “Психология личности”. М.: 1990.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 416 с.
Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1987.
Игнатьев Е.И. « Психология изобразительной деятельности детей» М- 1978 г.
Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология, развитие ребёнка от рождения до 17 лет. - М., 1997.
Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Cvsck, 1999.– 365с.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,1996.
Мухина А.Е «Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта». М-1982 г.
Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева.-М.,1989.
Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1987.
Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.
Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.
Селезнева Е.В. «Главная педагогия – родительский дом» // Семья и школа. – 1989. - №7.
Смирнов А.А. «Детские рисунки» // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М - 1980 г.
Степанов С. «Психологическое диагностирование ребенка по его рисункам ». Воспитание школьников. 1995, № 3.
Суслова О.В. Психоанализ и воспитание // Вестник психоанализа. – 1999. - №2.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996.
Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1983.
Хакимова Н.Р. «Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения» // Логистон, 2000, 1 июля.
Хоментаускас Г.Т. «Использование детских рисунков для исследования семейных отношений ». Вопросы психологии. 1986 г. № 1.
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995.
Эльконин
Д.Б. Детская психология. – Москва,
1960
Информация о работе Межличностные отношения детей дошкольного возраста