Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 05:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка путей психокоррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста; распознавания и методов их диагностики.
Объектом исследования является психологическое состояние детей старшего дошкольного возраста с проявлением фобических расстройств.
Предметом исследования является влияние страха на эмоциональное состояние личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....6
1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………6
1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...10
1.3 Возрастная периодизация детских страхов…………………..……...12
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........18
2.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………….….18
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………….…….22
2.3 Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………….………...….25
2.4 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного
возраста…..............................................................................................28
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….33
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой
группы……………………………………………………………....33
3.2 Описание методического материала………….……….….…….........37
3.3 Описание психокоррекционной работы……….….………….……...46
3.4 Практическое исследование и результаты психологической
диагностики……………………………………….…………………....64
3.5 Математико-статистический анализ показателей………………......70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........72
ЛИТЕРАТУРА…………………..……………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Анны.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

 


 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФИЛИАЛ  ГОУ ВПО «ИГУ» В Г. БРАТСКЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

СТРАХИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

 

 

 

  Зав. Кафедрой

  педагогики и психологии                                                  М.В. Иванова

 

  Руководитель                                                                    

  ст. преподаватель                                                               А.С. Хромова

 

  Нормоконтроль                                                                  С.Л.Снадченко

 

  Студент                                                                               А.С.Вторушина

 

 

 

 

 

 

Братск 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

  1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К   ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....6

  1.1Понятие страха в структуре  личности……………………...…………6

  1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...10

  1.3 Возрастная периодизация  детских страхов…………………..……...12  

  1. СТРАХИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........18

               2.1 Возрастная характеристика детей  старшего дошкольного

         возраста…………………………………………………………….….18

  2.2 Эмоциональное развитие детей  старшего дошкольного

         возраста………………………………………………………….…….22                 

  2.3 Эмоциональное неблагополучие  детей старшего дошкольного

          возраста………………………………………………….………...….25                                                                                    

  2.4 Причины возникновения страхов  у детей старшего дошкольного

                      возраста…..............................................................................................28

  1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….33

             3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика  исследуемой

             группы……………………………………………………………....33    

              3.2 Описание методического материала………….……….….…….........37

3.3 Описание психокоррекционной  работы……….….………….……...46

3.4 Практическое исследование и  результаты психологической

       диагностики……………………………………….…………………....64                                              

  3.5 Математико-статистический  анализ показателей………………......70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........72

ЛИТЕРАТУРА…………………..…………………………………………………..75

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………..………………………………………........78

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тревожность и интенсивные постоянные страхи у детей, относятся к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу детского сада или к школьному психологу. При этом в последние годы, количество таких обращений в нашей стране существенно увеличилось.

 Подавляющее большинство страхов  в той или иной степени обусловлены  возрастными особенностями и  имеют временный характер. Детские  страхи, если к ним правильно  относиться, понимать причины их  появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, мешая ребенку  вести нормальную жизнь, то это говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведением родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка.

Детям трудно отделить реальное от воображаемого. Каждый час приносит им новые загадки, удивления, потрясения и переживая эти часы, маленький ребенок остро осознает свою беспомощность по сравнению с взрослыми.

Многих родителей и педагогов волнует повышенная возбудимость детей, тревожность, капризность, агрессивность, разнообразие страхов. В основном это невротические реакции, требующие не лечения, а правильного психолого-педагогического подхода со стороны взрослых. Психологи констатируют: дети не знающие способов психологической коррекции своего угнетенного состояния, плохого настроения, часто не могут рациональными способами снять такой дискомфорт. Тем не менее, большинство невротических отклонений у детей дошкольного возраста можно предотвратить, если использовать психолого-педагогическое воздействие на ребенка с целью преодоления им тревожности, беспокойства, психического напряжения и неврологических проблем, через управление отрицательными эмоциями, формирования психологических защит от невротизирующих факторов. Периодическое мягкое управление необычно сильными детскими страхами необходимо для эмоционального здоровья ребенка как до шести лет, так и позже. Следует помнить, что постоянный и сильный детский страх, во взрослом возрасте, может перерасти в непрекращающееся и немотивированное беспокойство – фобию.

Предупредить фиксацию страхов в поведении детей можно уже в дошкольном  возрасте, в комплексе продуманных социальных, психолого-педагогических мероприятий . Однако воспитателю без помощи психолога трудно справиться с проблемой страхов у  тревожных детей, и проведение психокоррекционной работы с дошкольниками можно строить только на основе рекомендаций психолога.

Целью дипломной работы является разработка путей психокоррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста; распознавания и методов их диагностики.

Объектом исследования  является  психологическое состояние детей старшего дошкольного возраста с проявлением фобических расстройств.

Предметом исследования  является влияние страха на эмоциональное состояние личности ребенка старшего дошкольного возраста.

 В процессе исследования  нами выдвинута гипотеза. Целенаправленная  психокоррекционная работа оказывает  благоприятное воздействие на  эмоциональное состояние ребенка  и способствует стабилизации психологических расстройств, вызванных переживанием страхов.

Конкретными задачами исследования являются:

    1. Изучение и анализ литературных источников по заявленной теме.
    2. Определение форм и методов работы по выявлению и психокоррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
    3. Подбор комплекта методик для проведения исследования испытуемых.
    4. Выявление детских страхов в различной социальной среде, которая окружает ребенка – семье, детскому саду, улице.
    5. Разработка и проведение психокоррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста;
    6. Выявление продвижения детей в результате психокоррекции детских страхов.

Методы, используемые в дипломной работе:

    1. Рисование детских страхов. Для этого была разработана тематика рисования: «Моя семья», «Что мне снится страшного ночью», «Чего я боюсь днем».
    2. Методика «Незаконченные предложения».
    3. Проективная методика выявления страхов «Боишься - не боишься».
    4. Тест тревожности Филипса (с сокращенным количеством вопросов, подобранных для старшего дошкольного возраста). Данный тест был применен для того, чтобы выявить страхи самовыражения, страхи ситуаций проверки знаний, несоответствие ожиданиям окружающих в отношениях с взрослыми у детей старшего дошкольного возраста.
    5. Метод скзкатерапии.
    6. Анкета для родителей: «Эмоциональное состояние Вашего ребенка».
    7. Консультация в родительский уголок по темам: «Что такое страх?»,
    8. «Детские страхи», «Работа психологов по выявлению страхов».
    9. Беседы с родителями.
    10. Психокоррекционная работа.
    11. Метод статистической обработки.

 В выборочную совокупность вошли 20 детей старшего дошкольного возраста (шести-семи лет) подготовительной группы. Исследование проводилось в ДОУ № 120 г. Братска.

Практическая значимость – разработанный материал может быть применен как в работе воспитателей для работы с родителями, так и в работе психологов дошкольных учреждений для диагностики и психокоррекции детских страхов, а также профилактики нарушений поведения детей старшего дошкольного возраста. Разработан диагностический комплекс, при помощи которого определяется наличие страхов у детей старшего дошкольного возраста.

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К   ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ

 

1.1 Понятие страха в структуре личности

 

Известный физиолог Павлов И.П. считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными изменениями вегетативной нервной деятельности, отражается на частоте пульса, дыхания, показателях артериального давления, выделения желудочного сока. Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула [9].

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. Переживая эмоцию страха, человек располагает лишь вероятным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто не достаточно достоверного или преувеличенного) прогноза [26].

Одним из наиболее характерных симптомов страха является дрожание всех мышц тела, нередко оно, прежде всего, проявляется на губах. Когда страх возрастает в агонию ужаса, получается новая картина эмоциональных реакций. Сердце бьется совершенно беспорядочно, останавливается и наступает обморок; лицо покрывается мертвенной бледностью; дыхание затрудняется; взгляд устремляется на объект страха и так далее. Зрачки при этом бывают непомерно расширены. Все мышцы коченеют и начинают конвульсивно двигаться.

Наши эмоции связаны с физиологическими процессами в организме. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, и затрагивает деятельность всего организма.

Многие из этих реакций непроизвольны – нельзя заставить себя не краснеть при гневе и бледнеть при страхе. В формировании эмоций принимают участие весьма разнообразные физиологические механизмы в их очень сложном взаимодействии.

Исследования, посвященные страху, создают прекрасные основания для дальнейшего изучения этой важной эмоции. Литературы по данной теме разработано не много. Хотя проблема страхов у старших дошкольников актуальна в наше время, проблема страхов мало или вообще не используется в практике детских дошкольных учреждений. Хотя, будучи в детском саду дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своем сознании.

Проблемой страхов старшего дошкольного возраста занимались такие ученые, как Боулби, который в своих трудах  широко раскрыл причины детских страхов [2].

Много времени посвятил страхам Речмен. Согласно его «концепции травматического обуславливания»  события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли [31].

Захаров А.И. широко рассматривает причины нервно-психических нарушений и психолого-педагогичесчкие методы предупреждения отклонений в поведении дошкольников, в частности он рассматривает причины возникновения, методы и приемы профилактики и психокоррекции детских страхов. Такие как, игровая коррекция страхов: игры, рисования, индивидуальные контакты с детьми [12].

В большинстве случаев страх возникает на основе жизненного опыта. Маленький ребенок не боится высоты, и смело, перегнувшись вниз, выпадает из окна, если он не испытывал падения до этого. Лишь испытав боль при разных условиях, он начинает бояться того, что может причинить боль. То, что называется «чувством самосохранения» лишь частично является врожденным, главным же образом оно развивается в течение жизни на основе пережитой боли.

 В реакциях страха очевидно участие адреналина. Он придает силу моторным реакциям, он же, можно думать, участвует в рефлексе иммобилизации («рефлекс мнимой смерти»). Возможно, что в одном количестве адреналин является источником силы, в другом способствует окоченению мышц.

Различные градации страха выражаются по-разному: ужасом, паникой, боязнью, тревожностью, боязливым ожиданием, запуганностью, забитостью, связанными со страхом чувствами покорности и преданности. У человека при сильном испуге или ужасе наблюдается оцепенение, паническое желание убежать, беспорядочное диффузное мышечное возбуждение. Оцепенение, наступающее при испуге, как правило, быстро проходит и может смениться двигательным возбуждением. Например, гонимый страхом человек может совершить такой прыжок через преграду, поднять такую тяжесть, стать вдруг способным на такое напряжение, какое в обычном состоянии не мыслимо.

Страх, если он не достигает силы, тормозящей психику, может полностью поставить мышление себе на службу. Мысли прикована к одной цели: найти выход из устрашающего положения. И страх может испытываться в столь слабой степени, что человек выполняет свою обычную работу, совершается обычный ход ассоциаций, а страх кроется где-то на заднем плане, на задворках сознания.

Страх  –  пассивно-оборонительная реакция. Он указывает на опасность чего-то от кого-то более сильного, на опасность, которую нужно избежать, от которой нужно устраниться. Если угроза исходит от более слабого, то это вызывает активно-оборонительную реакцию – гнев. Все зависит от соотношения сил. Понятно, что у людей слабых, которым труднее преодолевать жизненные трудности, больше поводов для реакции страха.

Информация о работе Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция