Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 05:10, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка путей психокоррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста; распознавания и методов их диагностики.
Объектом исследования является психологическое состояние детей старшего дошкольного возраста с проявлением фобических расстройств.
Предметом исследования является влияние страха на эмоциональное состояние личности ребенка старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....6
1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………6
1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...10
1.3 Возрастная периодизация детских страхов…………………..……...12
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........18
2.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………….….18
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………….…….22
2.3 Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………….………...….25
2.4 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного
возраста…..............................................................................................28
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….33
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой
группы……………………………………………………………....33
3.2 Описание методического материала………….……….….…….........37
3.3 Описание психокоррекционной работы……….….………….……...46
3.4 Практическое исследование и результаты психологической
диагностики……………………………………….…………………....64
3.5 Математико-статистический анализ показателей………………......70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........72
ЛИТЕРАТУРА…………………..……………………………………………
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Каждому возрасту присущи определенные страхи. Если оставлять в детском возрасте страхи без внимания, игнорировать их, у ребенка могут возникнуть серьезные психические отклонения, отклонения в поведении, различные неврозы. Детям необходимо оказывать помощь в преодолении страхов, для этого надо разобраться в их переживаниях, обычно не видимых психологически невооруженным взглядом.
Мы считаем, что в старшем дошкольном возрасте дети, у которых психическое развитие соответствует норме, имеют страхи присущие данному возрасту. Эти страхи поддаются выявлению и психокоррекции. В процессе работы психологу необходимо их выявлять и проводить необходимую психокоррекционную работу.
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой группы
Все вышесказанное явилось теоретической базой нашей практической работы с дошкольниками по профилактике детских страхов. Исследование проводилось в г. Братске, Иркутской области в детском саду-гимназии №120. Для экспериментального исследования были отобраны 20 дошкольников в возрасте от шести до семи, а также контрольная группа из 20 дошкольников в возрасте от шести до семи лет для проведения сравнительного анализа после психокоррекционной работы с экспериментальной группой.
Описание экспериментальной группы:
Описание контрольной группы:
3.2 Описание методического материала
Рисование страхов. Исследуя страхи у детей, мы использовали такой метод, как рисование страхов. Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков определённой тематики позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Если в рисунке преобладают серые тона и доминирует чёрный цвет, то это подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми ребёнок не может справиться. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё отражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.
В процессе исследования нами были использованы следующие рисуночные методики:
1. Рисунок семьи. Данная методика доступна и удобна в применении, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребёнком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передаёт смысл изображенного, чем вербальный язык. Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребёнком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Цель применения: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задачи: на основе выполнения
изображения и ответов на
2. «Что страшного мне снится ночью или чего я боюсь днём». Этот рисунок дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Инструкция не поясняет, какой именно страх надо нарисовать и каждый из детей должен самостоятельно выбрать его.
Цель: помочь ребёнку преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он даже избегал думать.
Графическое изображение
Занятие проводится в жизнерадостной обстановке общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны, а так же обязательно присутствует одобрение со стороны самого педагога,
3. «Что было со мной самое хорошее». Эта тема представила возможность выбора положительных событий. Данное занятие необходимо провести для того, чтобы у ребёнка не заострилось внимание на страхе, изображенном ранее и выработалось позитивное отношение к событиям. Происходящим с ним в повседневной жизни.
Методика «незаконченных
Захаров А.И., в основном, просматривает влияние семьи на возникновение страхов. Мы предполагаем, что не менее важно рассмотреть влияние семьи, детского сада и улицы на возникновение и сохранение детских страхов.
Поэтому методика незаконченных предложений Захарова А.И. была обработана нами для того, чтобы выявить влияние страхов детей старшего школьного возраста на развитие личности различной среды: семьи, улицы, детского сада, сверстников.
«Боишься – не боишься». Психодиагностический метод – проективная методика выявления страхов, разработанная. Захаровым А.И.
Цель: выявить наличие страхов у детей старшего школьного возраста.
Для диагностики на наличие страхов с ребёнком можно провести беседу. В начале задаётся вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься?»
На основе перечисленных вопросов и ответов на них ребёнка психолог делает вывод о наличие у детей страхов. Наличие большого количества страхов у ребёнка – есть важный показатель предневротичного состояния. Таких детей следует, в первую очередь относить к группе «риска» и проводить с ними специальную коррекционную работу.
Все выявленные страхи можно разделить на группы:
1. «Медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни).
2. Страхи « физического ущерба» (неожиданные звуки, транспорт, огонь
стихия, пожар, война).
3. Страхи смерти.
4. Страхи животных и сказочных персонажей.
5. Страхи кошмарных снов и темноты.
6. Социально- опосредованные.
7. «Пространственные страхи » (высоты, воды, замкнутых пространств).
«Тест тревожности» Филипса. Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной с учебной деятельностью у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде.
Данный тест был обработан нами для того, чтобы выявить страхи ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страхи в отношениях с взрослыми у детей старшего дошкольного возраста. Нами было сокращено количество вопросов, а так же подобраны вопросы для данного возраста (шести-семи лет).
Цель: Выявить страхи у детей старшего дошкольного возраста, связанных с учебной деятельностью.
Тест состоит из 12 вопросов, которые зачитываются каждому ребёнку и требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Содержательная характеристика каждого фактора:
1. Страх самовыражения –
2. Страх ситуации проверки –
негативное отношение и
3. Страх не соответствовать
4. Страхи в отношении со
Данный тест проводился для того, чтобы подтвердить наличие страхов, связанных с учебной деятельностью у детей старшего дошкольного возраста.
Метод сказкатерапии. В два года многие дети знакомятся со сказкой «Красная Шапочка», и тема страшного волка начинает отражаться в снах в этом возрасте, прежде всего у девочек. Беспокойный сон, ночные ужасы, крики и есть эмоционально насыщенная, драматическая переработка уже отчасти осознаваемого страха смерти, лежащего в основе боязни волка. Если в восемь месяцев страх связан с образом не матери, то в два года — с развивающимся самосознанием, чувством «я», которое еще так ранимо и может быть легко уничтожено грубой силой.
Вечной темой будут и насилие, злой умысел со стороны волка и неопытность, наивность и неосторожность Красной Шапочки. Это урок, назидание, запрет на совершение необдуманных, не одобряемых взрослыми действий: нельзя ходить одной через лес, где есть волки с присущей им психологией жестокости. Вообще, запрет в сказках играет большую роль для показа последствий его нарушения. Вспомним некоторые из них: не открывать окно («Кащей Бессмертный»), не уходить со двора («Гуси-лебеди»), не пить воду из лужи («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») и так далее. Сказки — это урок, предостережение перед опасностями и одновременно приобщение к миру взрослых, ознакомление с их характерами, действиями, поступками.
Наиболее опасна встреча с волком в лесу в темноте, ночью. Страх темноты и сам по себе типичен для детей младшего дошкольного возраста, будучи проявлением игры воображения. Способствующим фактором является и наивность детей этого возраста, когда они верят буквально всему, что им говорят. Сон с закрытыми глазами — это, по существу, то же, что и темнота в каком-то замкнутом, закрытом пространстве. Последнее подчеркивается и тем, что ребенок не может самостоятельно проснуться, к тому же он лишен поддержки близких: матери нет рядом; отец, который может, как и охотник, убить волка, где-то совсем далеко. Срабатывает эмоциональная память об услышанной сказке, из подсознания появляется волк - «зубами шелк», который преследует, увеличиваясь все более и более в своих размерах. Он уже совсем близко, еще немного — и он догонит и съест. Ужас, испытываемый ребенком, есть первый опыт смерти еще задолго до ее осознания в пять-семь лет. Также и описанная нами триада страхов темноты, замкнутого пространства и одиночества через год-два начнет появляться днем, когда дети трёх-пяти лет не засыпают без того, чтобы горела лампа, дверь была открыта и мать сидела рядом.
Информация о работе Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция