Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 05:10, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка путей психокоррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста; распознавания и методов их диагностики.
Объектом исследования является психологическое состояние детей старшего дошкольного возраста с проявлением фобических расстройств.
Предметом исследования является влияние страха на эмоциональное состояние личности ребенка старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....6
1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………6
1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...10
1.3 Возрастная периодизация детских страхов…………………..……...12
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........18
2.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………….….18
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………….…….22
2.3 Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………….………...….25
2.4 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного
возраста…..............................................................................................28
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….33
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой
группы……………………………………………………………....33
3.2 Описание методического материала………….……….….…….........37
3.3 Описание психокоррекционной работы……….….………….……...46
3.4 Практическое исследование и результаты психологической
диагностики……………………………………….…………………....64
3.5 Математико-статистический анализ показателей………………......70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........72
ЛИТЕРАТУРА…………………..……………………………………………
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения.
К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиды, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиленное потоотделение и так далее. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.
Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержаны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная чувствительность могут привести к внутриличностному конфликту.
Воспитателю детского сада следует учитывать повышенную ранимость мальчиков, испытывающих в старшем дошкольном возрасте проблемы взаимоотношений с отцом или уже частично или полностью лишенных общения с ним уже после развода родителей. Эти мальчики болезненно переживают, когда их начинают стыдить в присутстствии сверстников, указывать, что они ведут себя не так, как нужно, отстают от других, не оправдывая надежд.
Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов) [32].
Причины детских страхов очень разнообразны, их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.
В возрасте от шести до семи месяцев младенец беспокоится, если мать внезапно уходит, отрицательно реагирует на незнакомых людей. Беспокойство возникает и в том случае, если мать редко берет ребенка на руки, относится к нему слишком сдержано, недостаточно обращает на него внимание.
В раннем детстве для мальчика непереносима даже короткая разлука с матерью, поэтому ребенок становится плаксивым, плохо засыпает, и просыпается в слезах, а днем старается быть поближе к матери.
Страх темноты и одиночества не возникает, если ребенок привык спать еще на первом году жизни в неосвещенной комнате. Страхи проявляются чаще всего перед сном. Поэтому время после ужина должно проходить в атмосфере уюта и покоя. Перед сном неуместны громкие, шумные игры, просмотр страшных фильмов и прослушивание страшных сказок. Лучше проходят истории о безобидных существах, добрых и забавных гномах, животных, но не богатые приключениями. Эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям малыша, готовность прийти на помощь предупреждают, детские страхи.
Неоправданная строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для проявления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями малыша и так далее. Постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт. Большую роль в возникновении страхов у ребенка играет наличие страхов у самой матери. Помня о своих детских страхах, она непроизвольно ограждает малыша от когда-то пугавших ее объектов, например животных. Так неосознанно формируются тревожные чувства, возникают «наследственные» страхи.
Развивающееся воображение приводит к тому, что к трем годам появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой, пустой комнатой. Предрасположенность к страхам имеется у малообщительных детей, кроме страхов, могут возникать агрессивность, упрямость, капризы. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Тогда на вид сдержанные дети на самом деле исполнены сильных отрицательных всевозможных чувств.
Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребенок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.
С трех до шести лет страхи у ребенка становятся наиболее разнообразными, они свойственны большинству дошкольников, часто переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонентов: высокой эмоциональностью дошкольника, малым жизненным опытом, богатым воображением; они легко появляются и исчезают в течение трех-четырех недель. Нередко страхи могут вызвать необдуманные поступки взрослых, например ошибки в умственном воспитании, которые приводят к снижению уровня ориентации в окружающем.
Если ребенок не получает ответа на то, что его одновременно и пугает и интересует, он пытается найти ответ сам, но не лучшим образом. Необходимо давать правильные ответы на детские вопросы. Важно обогащать знания детей о предметах и явлениях. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой, сложной обстановке. Следует поучаствовать в пугающей деятельности, вместе войти в темную комнату.
2.4 Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста
Любой воспитатель скажет, что некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и так далее. Во всех этих случаях речь идет о страхах. Страх – это такое же эмоциональное неотъемлемое проявление психическое жизни, как радость, гнев, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них, меняется поведение ребенка. Устойчивые страхи – это страхи, с которыми ребенок не может справляться, они приводят к появлению не желательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности организма ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того чтобы воздействовать на ребенка, помочь избавиться ему от страхов, родителям и педагогам необходимо знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, что больше всего боятся дети и почему.
Каковы же причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста? Причины эти разнообразны.
Менее всего подвержены страхам мальчики в четыре, а девочки в три года, то есть в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте, количество страхов у мальчиков и особенно девочек заметно больше.
У мальчиков из неполных (в последствие развода) семей страхов больше. У девочек подобные различия отсутствуют, так как мать и дочь образуют идентичную полу диаду среди сверстников. В то же время невозможность ролевой идентификации с ушедшим из семьи отцом делает мальчиков неуверенными в общении со сверстниками того же пола, что сказывается на увеличении страхов.
Таким образом, одной из причин возникновения детских страхов является неполная семья.
Если сравнить количество страхов у детей, проживающих в коммунальных квартирах и у детей, проживающих в отдельных квартирах, то можно отметить, что больше страхов оказывается у детей из отдельных квартир. В коммунальной квартире может быть, не всегда хорошо жилось родителям, но дети имели большую возможность общаться со сверстниками, наполняя свою жизнь разнообразными впечатлениями, играми и так необходимой им эмоциональностью.
Также, вне зависимости от того, где проживают дети, они больше подвержены страхам, если их родители ссорились между собой. В первую очередь это относится к детям старшего дошкольного возраста, поскольку они отождествляют себя с родителем того же пола, переживают конфликтное отношение к нему со стороны родителя другого пола. Беспокойство, возникающее в данном случае, перерождается в страхи, поскольку дети лишены возможности влиять на конфликты родителей. Еще в большей степени, чем мальчики, эмоциональную чувствительность к семейным конфликтам обнаруживают девочки. При алкоголизме отца количество страхов снижается у девочек в полтора, а у мальчиков в четыре раза. Можно сказать, что у мальчиков страхи в данном случае являются исключением, отражая понижение эмоциональной чувствительности и не всегда осознанное отождествление с «бесстрашным», а фактически расторможенным поведением отца. Уменьшение количества страхов у таких мальчиков обусловлено главным образом последствиями органического поражения головного мозга, вследствие алкоголизма отца.
Количество страхов у детей с неврозами, наоборот, будет высоким. У девочек в отличие от мальчиков страхов еще больше, что подчеркивает преимущественно невротический характер их проявления.
Захаров А.И. обнаружил зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно у матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Речь не идет о генетической передаче страхов, определенная склонность к чувству беспокойства все же имеет место. Его предпосылкой выступает общая эмоциональная чувствительность матери и ребенка. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка, так или иначе напоминающих о ее страхах. Тем самым ребенок попадает в искусственную среду, не вырабатывая в себе навыков психологической защиты и, избегая всего, что вызывает страх, вместо того, чтобы активно преодолевать его [10].
Типичным будет и непроизвольная передача страхов ребенку матерью в процессе повседневного общения, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу воображаемых или реальных опасностей (без особой нужды заставляет принимать лекарство, в том числе и антибиотики, приглашает врачей, чрезмерно пугается при малейшем ушибе, излишне фиксирует внимание на страхах ребенка и так далее).
Каналом передачи беспокойства служит такая забота матери о ребенке, которая состоит из одних предчувствий, опасений и тревог. Это необязательно чрезмерный уровень заботы, гиперопека, это может быть и средний уровень (опеки), заботы, которая носит несколько формальный, излишне правильный и обезличенный характер. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в проявлении чувств, при наличии многочисленных предостережений, опасений и тревог. Также можно говорить об отсутствии теплоты в отношениях, эмоциональном неприятии ребенка, особенно при его нежеланности или несоответствии пола, ожидаемого родителями.
Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это будет справедливым только в отношении родителей того же пола, что и сам ребенок, чем больше запрещает мать дочке, а отец сыну, тем большая вероятность у них страхов. Подобным же действием обладает вседозволенность для ребенка со стороны родителей другого пола, страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец – дочери. Таким образом, зная отношения в семье, можно предполагать большую или меньшую выраженность страхов у детей.
Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализованными угрозами, вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Если не будешь слушаться, сделают укол» и так далее. Подобный репертуар родительских угроз вызывает страхи главным образом у детей младшего дошкольного возраста, когда ребенок боится разлуки с матерью, верит в реальность угроз и существование сказочных персонажей. У старших дошкольников, в большей степени (чем у младших) угрозы, способствуют возникновению страхов оскорбления, унижающее чувство собственного достоинства и подавляющие веру в себя, вроде: «Бестолочь!», «Чтоб ты провалился» и так далее. Последнее «пожелание» как нельзя «кстати» соответствует волнующей ребенка теме жизни и смерти, вызывая обострение мыслей на эту тему и страх перед их реализацией.
Помимо перечисленных причин возникновения страхов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.
Еще одной причиной возникновения страхов является психологическое заражение от стариков и взрослых, вследствие безотчетного подражания.
Таким образом, все факторы, участвующие в возникновении страхов, можно сгруппировать следующим образом:
Информация о работе Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция