Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 05:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка путей психокоррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста; распознавания и методов их диагностики.
Объектом исследования является психологическое состояние детей старшего дошкольного возраста с проявлением фобических расстройств.
Предметом исследования является влияние страха на эмоциональное состояние личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....6
1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………6
1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...10
1.3 Возрастная периодизация детских страхов…………………..……...12
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........18
2.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………….….18
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………….…….22
2.3 Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………….………...….25
2.4 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного
возраста…..............................................................................................28
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….33
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой
группы……………………………………………………………....33
3.2 Описание методического материала………….……….….…….........37
3.3 Описание психокоррекционной работы……….….………….……...46
3.4 Практическое исследование и результаты психологической
диагностики……………………………………….…………………....64
3.5 Математико-статистический анализ показателей………………......70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........72
ЛИТЕРАТУРА…………………..……………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Анны.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

Всё это показывает, что страх волка — межличностно или социально обусловленный феномен, встречающийся у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, с развитым чувством «я», инстинктом самосохранения в возрасте повышенной чувствительности к боли. Страх боли типичен в ситуации частых угроз, физических наказаний и конфликтов в семье при грубости и жестокости взрослых, прежде всего отца или его фактическом и психологическом отсутствии. Страх волка может возникнуть и под влиянием внушения, запугивания. Во всех случаях он проявляется во сне с два лет, затем начинает звучать и днем у 33% мальчиков и 39% девочек четырех лет — возрасте наиболее интенсивного развития эмоциональной сферы ребенка. Далее страх волка звучит в основном во сне, если дома существует неблагоприятная ситуация.

Перейдем к рассмотрению сказочного образа Бабы Яги, страх перед которой обнаруживают чаше всего мальчики в три года (34%), девочки в четыре года (50%).

Будучи лишенной человечности, доброты и любви, Баба Яга бездушна, жестока, мстительна и злопамятна. Она похищает детей, отправляя их в печку и не испытывая при этом ничего, кроме злорадства. Она — хитрая и коварная, вероломная искусительница, способная превращаться в людей и животных. Одновременно ей присущи практичность, рациональность, и ведет она себя иной раз подчеркнуто принципиально, но делает это всегда с выгодой в зависимости от обстоятельств.

Она может предсказать будущее и чует лучше любого экстрасенса надвигающуюся опасность («русским духом пахнет»). Характерной чертой Бабы Яги является ее необщительность, нелюдимость: живет она в лесу одна, без детей и внуков, без родства среди людей. Баба Яга эгоистична, нетерпелива: она не может долго ждать, делает все быстро, летает, как метеор. Голос у Бабы Яги скрипучий, раздраженный. Она вечно всем недовольна, брюзжит, ворчит, строит козни, непримирима и злопамятна, переполнена желанием досадить, сделать больно. Характер Бабы Яги неизменен в разных сказках, то есть обнаруживает постоянство в своей патологичности. Этот образ является антиподом любящей, нежной и заботливой матери, способной пожертвовать собой ради детей, их жизни и счастья.

До пяти лет страх Бабы Яги обусловлен главным образом угрозой лишения матери, разрыва отношений с ней. В дальнейшем ввиду осознания ребёнком, необратимости происходящих возрастных изменений и появления страха смерти, образ Бабы Яги начинает приобретать всё более связанный со смертью характер. Однако сам страх с Бабы Яги нетипичен у старших дошкольников, если нет упомянутых выше серьёзных отклонений в семейных отношениях и воспитании детей. К концу старшего дошкольного возраста страх Бабы Яги трансформируется в страх Пиковой Дамы под влиянием жутких рассказов некоторых сверстников, изживающих таким образом свой собственный страх.

Другой представитель тридевятого царства тридесятого государства – Кащей Бессмертный. Это высохший от злости  и зависти старик, живущий вечно в своём царстве. Души и сердца у него нет, поэтому и достучаться до них невозможно. Образ Кощея создан как антипод душевной доброты, отзывчивости и бескорыстия, как неизменный, генетический вариант психопатического заострения неблагоприятных черт характера мужского  рода. Он – насильник, убийца, губитель, похититель женщин и одновременно скряга, стяжатель, эгоист, вероломный искуситель. Верить этому лицедею нельзя. Несмотря на свою вкрадчивость и льстивость, он остается холодным и лишенным чувств, но достаточно рациональным, чтобы плести интриги и осуществлять свои коварные и жестокие замыслы.

 В старшем дошкольном возрасте  страх Кащея становится нетипичным, встречаясь главным образом при  бездушном, жестоком отце или  его отсутствии.

До рассмотрения ролевых игр - драматизаций известных сказок скажем несколько слов о Змее Горыныче и чертях, поселяющихся в воображении ребенка в старшем дошкольном возрасте. И общее занятие у них есть — похищать женщин. Змей Горыныч всегда прилетает внезапно, неожиданно, непредсказуемо — в этом его сила, как и в том, что он может все сжечь вокруг, уничтожить. Именно в старшем дошкольном возрасте дети наиболее часто боятся огня, пожара, нападения и змей. А это, в свою очередь, является выражением страха смерти — приобретения данного возраста.

От огня, пожара, нападения можно погибнуть, и воплощает, реализует эту взаимосвязь Змей Горыныч, то есть ребенок боится не столько его самого, сколько порожденного им убийственного огня и пожара. Образ Змея олицетворяет принуждение, силу, насилие и жестокость, прямую угрозу для жизни.

И последнее — это страх чертей. Он возникает в старшем дошкольном возрасте, с пяти лет, и длится до восьми лет. С одной стропы, черти — представители потустороннего мира, его жители, и уже этим подчеркивается наличие страха смерти у детей. С другой стороны, черти — нарушители правил, запретов; они ведут себя так, как хотят, как им хочется, нимало не заботясь о последствиях своих поступков.

На рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста начинают активно развиваться нравственно-этические стороны личности: чувство долга, обязанности — то, что входит в понятие «совесть». Вместе с тем появляется страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого одобряют, то есть страх социального несоответствия. Нередко встречается в этом возрасте и страх опоздания («а мы не опоздаем?») и осознанный страх возможного несчастья («а вдруг?»). Выразителями всех этих опасений, страхов и угроз будут черти, чей порочный, неправильный образ жизни предполагает поведение, игнорирующее всякие правила, условности, приличия. Некоторые дети находятся под таким моральным прессингом большого числа взрослых, что, испытывая постоянное психическое напряжение, начинают бояться сделать что-либо не так, как нужно, как их учили, и постоянно думать об этом. Подсознательным выражением страха сделать что-либо не так и будет страх чертей, которые делают это, не мучаясь угрызениями совести.

Все рассмотренные страхи сказочных персонажей могут быть отражением возрастных особенностей психического развития и соответственно преходящим явлением в жизни ребенка. При своем относительно устойчивом и аффективно-заостренном характере страхи сказочных персонажей будут также и отражением травмирующих сторон отношения родителей, своего рола продуктом вытеснения к ним отрицательных чувств, двустороннего конфликта детей и родителей. Можно сказать и так, что сказочные чудовища помимо познавательной и социализирующей (обучающей) функции несут в себе при возникновении страха перед ними известный заряд отрицательных чувств к родителям, выступая в качестве их поглотителя и выполняя, таким образом, своеобразную защитную роль в развивающейся психике ребенка.

Знание психологии сказочных персонажей помогает содержательно построить игровые занятия — драматизацию известных сказок — с целью объединения детей, улучшения их взаимодействия, развития ролевых функций общения и преодоления страхов.

 

3.3 Описание психокоррекционной работы

 

В процессе психокоррекционной работы мы использовали методы индивидуальной работы с детьми. В частности психотерапевтическую работу с каждым ребёнком.

Цель беседы: помочь ребёнку в осознании причин возникновения страхов; создать условия, помогающие ребёнку отреагировать негативные эмоции и найти конструктивное разрешение конфликтной ситуации. Беседа предполагала анализ страхов ребёнка. Задавались вопросы: «Чего ты боишься?», «Какие сны тебе снятся?».

Анализ сновидений. Цель: стимулировать бессознательные переживания у ребёнка, помочь ему справиться с событиями, вызывающими тревогу. Здесь важно помочь ребёнку вербализовать  невыраженные эмоции страха и тем самым ослабить внутреннее напряжение и тревогу.

Проигрывание ситуаций взаимодействия с предметом страха

Цель: предоставить ребёнку возможность в символической форме, настичь объект страха и овладеть им, то есть стать сильнее его, в чём – то превзойти.

Рисуночная психокоррекция страхов. В рисунках страх во многом реализован, как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся, тем самым остается меньше недосказанного неясного и вместе это способствует потере аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребенка.

            В процессе рисования мы использовали  метод наблюдения за детьми, который  показал следующее: некоторые дети  не могли начать рисовать, постоянно спрашивая: «А как?» - в чем отражалась их неуверенность в себе и тревожно – мнительный настрой. Также было несколько отказов рисования на тему «страх», дети предпочли другие темы. Некоторые дети заглядывали к соседу, спрашивая, что он будет рисовать. Совсем отказались рисовать трое детей, остальные выполнили задание, используя краски, фломастеры и цветные карандаши. Были рисунки, выполненные только простым карандашом. Изображения, сделанные карандашом, часто стирались ластиком, а рисунок заполнял незначительную часть листа, что могло являться одним из признаков неуверенности в себе. В основном дети изображали героев мультипликационных и видеофильмов (вампиры, инопланетяне, чудовища, приведения, Бабу-Ягу и нечистую силу), а так же стихийные бедствия (пожар, наводнение, гром, гроза). Несколько рисунков было на тему «темноты». При рисовании исключалась тема смерти. Как абстрактная категория она наиболее трудна для изображения и к тому же по мере прохождения других, связанных с ней возрастных страхов сама по себе теряет своё аффективное звучание.

Метод наблюдения позволил сделать вывод о том, что у большинства детей доминировали заинтересованность, нормальный фон настроения, уверенность при выполнении задания. Можно сказать, что графическое изображение ночного или дневного страха требовало от детей усилий, но снижало напряжение от тревожного ожидания его реализации.

Мы каждый раз выражали одобрение ребенку по поводу выполнения задания, ибо гордость за это в известной мере является антиподом страха, повышая заметно чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе. Вместе с тем мы старались избегать заверений о прекращении страха сразу после рисования, а тем более допрашивать, боится еще ребенок или нет. Ведь это могло рассматриваться, как выражение недоверия, в то время как ребенок особенно нуждается в доверии к своей способности преодолеть страх. Подобная установка действовала в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха.

Через несколько дней проводилось обсуждение рисунков индивидуально с каждым ребенком, соблюдая предложенные рекомендации Захарова А.И.. То что ребенок нарисовал рисунок значит, что ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации.

Чтобы не допустить внушения страха или его отсутствия, мы внимательно следили за тональностью голоса, избегая его акцентирования на одной стороне вопроса.

Оставшиеся у ребенка страхи мы предложили нарисовать снова, но так, что бы на рисунках ребенок изобразил себя не боящимся. Инструкция звучала так: «А теперь нарисуй, что ты уже не боишься». Данная инструкция противоположна предыдущей: «Нарисуй, что ты боишься», тогда ребенок обычно изображал только объект страха, а не себя. Теперь же он рисовал и себя в активной, противостоящей страху позиции. На рисование страхов по контрасту потребовалось меньшее число занятий, и в них участвовали уже не все дети группы. Остальные играли отдельно от рисующих. Через несколько дней после окончания повторного рисования страхов мы ещё раз провели обсуждение рисунков с детьми, спрашивая – боится ребёнок или нет. Положительный успех подкреплялся одобрением, похвалой.

Групповая психотерапия с детьми

Цель: помочь ребёнку осознать самого себя, отреагировать страхи в игре, сформировать необходимые навыки общения.

Нами было проведено 15 занятий с группой, состоящей из 20 дошкольников  в возрасте от шести до семи лет. Продолжительность игрового сеанса 30-40 минут, частота занятий - два раза в неделю.

   Программа групповых занятий  с детьми представлена двумя  блоками:

1 блок: игровая психокоррекция  страхов. Направлена на создание  доверительных отношений и групповой сплоченности детей.

2 блок: ролевые игры. Упражнения, направлены  на осознание чувств, помогающие  отреагировать негативные эмоции  и страхи.

Схема содержания занятий:

Занятие 1.

Задачи:

    1. Ввод в группу, знакомство.
    2. Введение общих правил игры.
    3. Создание доверительной атмосферы в группе.
    4. Создание благоприятных условий для психокоррекционной работы.

Использованы методы:

    • игра «Пятнашки», «Жмурки», «Прятки»;
    • ролевая игра «Расскажи страшилку»;
    • метод рисования под музыкальное сопровождение;
    • беседа.

Занятия со 2 по 5.

Задачи:

    1. Отработка полученных навыков.
    2. Моделирование ситуации, в которых ребенок может побороть свой     страх.
    3. Отработка навыков эффективного поведения в сложных обстоятельствах.

 Методы:

      • сказкотерапия, игра «Путешествие в страну сказок»;
      • психогимнастика (этюды «Ночные звуки», «Гроза», «Битва»);
      • куклотерапия («Лисёнок боится», «Собака кусает за ноги»);
      • рисуночная терапия.

Занятия с 6 по 10.

Задачи:

    1. Снижение уровня тревожности.
    2. Развитие уверенности в себе.
    3. Развитие оптимистичности настроения.
    4. Приобретение навыков стрессоустойчивости.

Методы:

      • игра «Пятнашки», «Кто первый?», «Прятки»;
      • игра «Бросай мяч», «Быстрые ответы»;
      • ролевая игра «Страхометр Кащея», «Волшебные яблоки»;
      • наблюдение.

Информация о работе Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция