Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:

1.рассмотреть и систематизировать методические приёмы ознакомления старших дошкольников с государственными символами России, способствующие формированию умения осознавать смысл государственных символов.

2. показать важность патриотического воспитания и необходимость формирования у дошкольников представлений о государственных символах.

Задачи:

1. Выявить уровень знаний детей о государственных символах;

2. Определить цели, задачи, содержание, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать особенности воспитания патриотизма у дошкольников.

Оглавление

Введение.

Глава 1. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема.
Анализ сущности понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»
Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
1.3. Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника.
1.4. Знаковое народное искусство и культура как средство патриотического воспитания дошкольников.

Глава 2 Ознакомление старших дошкольников с государственной символикой России.
2.1 Методики работы по использованию геральдики, приемы и формы работы со старшими дошкольниками в ДОУ.
2.2 Методика создания эмблемы, как способ знакомства с государственными символами.

Заключение.
Приложение 1.
Приложение 2.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

новая курсовая.docx

— 102.55 Кб (Скачать)
 

Содержание. 

  1. Введение.
 
  1. Глава 1. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема.
    1. Анализ сущности понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»
    2. Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
  2. 1.3. Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника.
  3. 1.4. Знаковое народное искусство и культура как средство патриотического воспитания дошкольников.
 
  1. Глава 2 Ознакомление старших  дошкольников с государственной  символикой России.
  2. 2.1 Методики работы по использованию геральдики, приемы и формы работы со старшими дошкольниками в ДОУ.
  3. 2.2 Методика создания эмблемы, как способ знакомства с государственными символами.
 
  1. Заключение.
  2. Приложение 1.
  3. Приложение 2.
  4. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

В настоящее время на историческую арену(Прям как Медведев с трибуны-начало,как у великого политика)))) выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс  воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации  в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок  жизни человека является наиболее благоприятным  для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как  образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Данная  проблема не нашла пока должного отражения  в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов  указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей  дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием  патриотизма детей дошкольного  возраста, является обращение к отдельным  аспектам проблемы. Так, в работах  Т.Н. Дороновой довольно отчетливо  прослеживается идея патриотического  воспитания, но понятие «воспитание  патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей  к культурному наследию народа. Исследователи  С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.

Воспитание  патриотизма детей дошкольного  возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья  переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы  семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который  выражается в ослаблении внимания к  духовным ценностям.

В связи  с этим проблема патриотического  воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Формирование личности с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому невозможно без обращения к государственной символике России. В связи с этим требуется активизировать работу по ознакомлению детей с государственными символами Российской Федерации. Это возможно, если применять различные методические приёмы ознакомления дошкольников с российским флагом, гербом, гимном.

Актуальность  данной работы в том, что большинство  детей не знают особенностей своей  страны, городов и даже улиц, на которых  они живут. Дошкольники должны иметь  представление о важности государственных  символов и знать их значение и  историю возникновения.

На основании  этого я хочу выдвинуть гипотезу, что в  современной  России не уделяется должное внимание  патриотическому  воспитанию. Это  ведет  к  падению  нравственности  и  духовности,  а  следовательно   к деградации  Российского  общества,  забвению  исторической  памяти,   а   со временем и к гибели Отечества. И, поэтому  необходимо  воспитывать  в  детях гражданина и патриота России через различные формы  работы.

Объект  работы: содержание и средства ознакомления дошкольников с государственными символами.

Предмет: содержание, формы, методы, условия воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

Цель  работы:

1.рассмотреть  и систематизировать методические приёмы ознакомления старших дошкольников с государственными символами России, способствующие формированию умения осознавать смысл государственных символов.

2. показать  важность патриотического воспитания  и необходимость формирования  у дошкольников представлений  о государственных символах.

Задачи:

1.  Выявить  уровень знаний детей о государственных  символах;

2. Определить цели, задачи, содержание, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3.  Охарактеризовать  особенности воспитания патриотизма  у дошкольников.

Методы исследования:

1.Теоретические  : анализ и синтез психолого-педагогической литературы, анализ противоречий в современном образовании и воспитании.

2.Практические : наблюдение, беседа, анкетирование  родителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема. 

    1. Анализ  сущности понятий  «патриотизм», «патриотическое  воспитание»
 

Понятия «патриотизм» и «патриотическое  воспитание» в силу своей значимости привлекали к себе внимание ученых из различных областей знания: философии, психологии, педагогики, истории и  т.д.

Известно, что в разные исторические эпохи  сущность этого понятия - патриотизм определялась неодинаково: менялись приоритеты и аспекты его осмысления.

Патриотизм  возникает исторически под влиянием социально-экономических условий  жизни людей и в связи с  изменением этих условий изменяет свое содержание. Интерес к нему в Древней  Греции был в значительной степени  обусловлен своеобразием античного  общественного устройства. Античный город (полис) представлял собой  коллектив полноправных граждан  — земельных собственников, избирающих городские власти. Полис обеспечивал  эксплуатацию рабов, регулировал торговлю, стимулировал развитие ремесел и  искусства, устраивал различные  зрелища. Все эти операции осуществлялись за счет жителей города, что предполагало соответствующие установки в  общественном сознании и воспитании. Герои греческого эпоса — Геракл, совершающий труды и подвиги  ради людей; Гектор, защищающий родной город от врагов; Ахилл, для которого слава и память потомков важнее спокойствия  и безопасной жизни; скиталец Одиссей, преодолевающий все препятствия  на своем пути к родной Итаке. Это  личности, своими делами утверждающие себя и свое право на уважение в  обществе. Такой идеал самоутверждения  в борьбе за признанные обществом ценности обеспечивал активное участие граждан в жизни родного города, готовность пожертвовать многим ради его интересов и благополучия. В дальнейшем проблема патриотизма и патриотического воспитания рассматривалась мыслителями эпохи Возрождения, что было связано с характерным для этой эпохи обращением к античным образцам. Интерес к проблемам патриотического воспитания был вызван также борьбой городов северной Италии за независимость, которая способствовала пробуждению гражданского самосознания личности и развивала чувство патриотизма. Однако с конца XV века в Западной Европе изменяется политическая ситуация: почти повсеместно устанавливается абсолютная монархическая власть, подавляющая личность человека, лишающая ее политических свобод и возможности проявлять гражданскую активность и, самое главное, требующая прежде всего личной преданности монарху. В результате нравственные идеалы Возрождения утратили свою актуальность.

В Западной Европе национальный патриотизм особенно мощно заявил о себе на полурелигиозной основе в XV веке в период Столетней войны (1337-1453 гг.) во Франции. Выразителем этой идеи стала Жанн д'Арк,которая определяла охватившее ее чувство как «великую жалость... скорбь по милой Франции» и отождествляла его с «голосом бога».[

Впервые понятия «патриот» и «патриотизм» стали употребляться в период Великой Французской революции 1789 — 1793 годов. Патриотами тогда называли себя борцы за великое дело, защитники  республики, в противовес изменникам и предателям родины - роялистам.

В XIX веке буржуазная идеология утверждала, что  патриотические чувства порождаются голосом крови и расы.

Среди зарубежных мыслителей XVIII-XIX века особое внимание исследуемой проблеме уделяли  Д. Локк, К.А. Гельвеции, Д. Дидро.

Следует заметить, что проблема патриотического  воспитания, ставшая предметом изучения, далеко не нова для педагогической мысли России. Еще Владимир Мономах в своем «Поучении детям» говорил о необходимости беречь, охранять и защищать родную землю, сберегая ее для детей и внуков. В условиях упорной борьбы с иноземными захватчиками русский народ придавал большое значение воспитанию подрастающего поколения в духе горячей любви к Родине. Рассказы о воинских подвигах русского народа, запечатленные в «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище», былинах, песнях и других памятниках той поры, воспитывали у молодых людей глубокие патриотические чувства. Однако, приступая к анализу литературы по данному вопросу с целью определения сущности патриотического воспитания, возникает проблема смыслового содержания и границ этого понятия. Значение слова «патриотизм» определяется большинством словарей как «любовь к Родине, отечеству, а «патриот» (от греческого patris — земляк) - как «человек, разделяющий патриотические чувства, идеи». Однако, учитывая историко-временную специфику и ее влияние на значение отдельных слов в языке, во многих работах педагогов и общественных деятелей, особенно XVIII века, когда происходит оформление и развитие русской педагогической мысли, слова «патриот» и «гражданин» служили синонимами. Смысловая нагрузка слова «гражданин» была не просто иной, она была скорее противоположной современному пониманию. Гражданин — это не законопослушный обыватель, а деятельный, борющийся за справедливость и благо народа, нации, страны прогрессивный человек. Достаточно вспомнить запрет на использование этого слова в российской печати после Великой Французской революции, чтобы почувствовать пафос и смысловую нагрузку этого слова в работах XVIII века.

Уже М.В. Ломоносов в своих работах  «Краткое руководство к красноречию», «Риторика» сформулировал задачу воспитания сознательных граждан, общественных деятелей, способных отстаивать интересы государства. Проблемы патриотического воспитания вслед за М.В. Ломоносовым касались Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин .

А.Н. Радищев  в своих литературно-публицистических произведениях также обращал  внимание на очищающее влияние патриотизма  на личность, на выработку чувства  благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого потребуют интересы родины. «Не все рожденные в отечестве  достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек  и сын Отечества есть одно и  то же... Он пламенеет нежнейшею любовью  к целостности и спокойствию  своих соотчичей. ...Преодолевая все  преграды, неутомимо стремится к  сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласиться  погибнуть и исчезнуть, чем подать собой пример неблагонравия ... и  если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью. ... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при  одном имени Отечества...» 

Образцом  патриота, истинного сына Отчества, был для Радищева М.В. Ломоносов. Характеризуя наследие выдающегося  русского ученого и просветителя, Радищев особое внимание обращает на его поэтическое творчество, отмечая, что его лейтмотивом является тема России, становления русской  нации, борьба за русскую культуру.

Оригинальный  анализ проблемы, предложенный выдающимся отечественным историком Н.М. Карамзиным, несет на себе явный отпечаток  споров о судьбах России и путях  ее развития, которые разворачивались  в современную автору эпоху. Н.М. Карамзин считал, что для преодоления  духовного кризиса общества нужно  вернуться к собственным корням, традициям русской государственности, русской культуры. Подчеркивая самобытность русского менталитета, особенность  российского государства и народа, он писал: «Хорошо должно учиться, но горе и человеку, и народу, который всегда будет учеником!». В своей статье «О любви к отечеству и народной гордости» Н.М. Карамзин рассматривает не только факторы, которые, по его мнению, являются основой народности (почва, климат, нравы, обычаи, религиозные и политические верования), но и выделяет три взаимосвязанных и иерархически подчиненных вида любви к Отечеству (физическая, нравственная и политическая).

Физическая  любовь характеризуется привязанностью человека к месту его рождения и жизни. Нравственная основана на симпатии к окружающим людям и обществу. Политическая основана на патриотическом чувстве, требует рассуждения и  осознания. «Патриотизм есть любовь к благу и славе отечества  и желание способствовать им во всех отношениях».

Информация о работе Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста