Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:

1.рассмотреть и систематизировать методические приёмы ознакомления старших дошкольников с государственными символами России, способствующие формированию умения осознавать смысл государственных символов.

2. показать важность патриотического воспитания и необходимость формирования у дошкольников представлений о государственных символах.

Задачи:

1. Выявить уровень знаний детей о государственных символах;

2. Определить цели, задачи, содержание, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать особенности воспитания патриотизма у дошкольников.

Оглавление

Введение.

Глава 1. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема.
Анализ сущности понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»
Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
1.3. Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника.
1.4. Знаковое народное искусство и культура как средство патриотического воспитания дошкольников.

Глава 2 Ознакомление старших дошкольников с государственной символикой России.
2.1 Методики работы по использованию геральдики, приемы и формы работы со старшими дошкольниками в ДОУ.
2.2 Методика создания эмблемы, как способ знакомства с государственными символами.

Заключение.
Приложение 1.
Приложение 2.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

новая курсовая.docx

— 102.55 Кб (Скачать)

Таким образом, дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они  получают представление о том, что  каждый город имеет свой собственный  герб в форме щита как символа  готовности к обороне.

Следующий этап работы – объяснение изображения  на гербе. Опыт нашей работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические  или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари  кормился, славился; уникальный природный  объект или “живность”, в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем  город гордится.

Исходя  из этого, можно выделить три основных типа городских гербов: исторический, природный или экологический, профессиональный. Работу на этом этапе можно организовать в двух вариантах:

- первый  вариант – традиционный –  занятия;

- второй  вариант – освоение материала  в разнообразных видах деятельности  детей.

Для занятий  педагог подготавливает конспекты  по разработанному плану, например:

- “История  в гербах”;

- “Руки  трудовые” (отражение в гербах  профессий);

- “То  березка, то рябинка” (экология  в гербах);

- “На  страже Родины” (военная тематика  в гербах);

занятие по ознакомлению с родным городом, районом  с опорой на символику герба;

- викторина  (заключительное занятие).

Такой подход дает возможность педагогу достаточно быстро ознакомить детей с темой  и дать им готовые принципы построения и “расшифровки” российских гербов.

Второй  способ более трудоемкий и требует  от педагога отличного знания материала, ориентации в нем и быстрой  реакции, а также наличия большого числа наглядных и дидактических  пособий. Ознакомление с темой происходит не на отдельно организованных занятиях, а в процессе всех видов деятельности в течение всего учебного года. Основой является предварительная  работа с родителями, выполнение ими  заданий на лето – сбора информации о знакомых детям городах России.

Способы организации работы при этом могут  быть следующие. Информация дается детям  в краткой беседе, например, утром, пока накрываются столы к завтраку. Несколько минут этому можно  уделить перед обедом, после дневного сна. Варианты начала беседы могут быть самыми разнообразными.

Так, осенью, во время бесед о летнем отдыхе воспитатель может рассказать и  о своем путешествии в какой-то город. При этом он излагает какую-нибудь очень яркую историю и показывает герб. Если воспитатель провел детство  в другом городе, он может рассказать о нем. Детям всегда очень интересны  факты из личной жизни воспитателя, его воспоминания о своем детстве. Любой город станет им гораздо  ближе, если это “ваш” город.

Поводом для бесед может послужить  сбор экспонатов в “Минимузее государственной  символики”. Еще раз отметим: педагог  должен достаточно хорошо ориентироваться  в материале. Любой значок – тема для рассказа.  Если педагог не имеет информации, не следует стыдиться. В этом случае он может:

- выразить  свой неподдельный интерес к  объекту;

- призвать  детей к размышлениям – как  они думают, что может обозначать  этот герб;

- признаться, что для него этот герб –  новинка, и пообещать дома обязательно  почитать об этом городе в  книгах;

- обязательно  найти информацию и донести  ее до детей в ближайшее  время. 

Поводом к беседам могут служить выполненные  вместе с родителями работы детей  – мини-отчеты о поездках в другие города (размер альбомного листа). Воспитатель  может предложить детям послушать  рассказ ребенка, помочь ему вопросами. Сами работы, сшивающиеся в альбом и находящиеся в постоянном доступе, способствуют возникновению самостоятельных  детских разговоров, что порой  более ценно, чем беседы воспитателя. Все, связанное с друзьями, близкими людьми, запоминается лучше.

Работа  с гербами может стать фрагментом многих занятий по ознакомлению с  окружающим и природой. Например, разговаривая об образе жизни насекомых (птиц, животных) и их значении в жизни природы  и человека, можно в заключение рассмотреть, какие города внесли подобное изображение в свои гербы. А разговор о роли воды можно начать с рассматривания гербов с изображением рек, волн, синих  полос (их в геральдике великое множество). По некоторым гербам можно узнать, что город находится на реке или  что в этом городе очень ценится  какая-нибудь птица.

К таким  памятным датам, как День защитника  Отечества, День Победы, можно приурочить беседы о героическом прошлом  нашей Родины. В гербах оно отражается через изображение крепостных стен, оружия, воинов, ядер и т. д. На герб города Мурманска вынесена Золотая Звезда города-героя, что может послужить  началом беседы о подвигах городов  в годы Великой Отечественной  войны.

Основные  этапы работы

Начинать  работу в этом направлении следует  с самых “говорящих” гербов, таких как, например, гербы Липецка  или Иваново. В этих гербах изображение  “буквально” и не допускает двойственного  понимания. Пусть дети сами сделают  свои предположения, чем знамениты  эти города, почему они выбрали  себе такое изображение для герба.

Можно предложить детям самим попытаться найти среди гербов такие же ”говорящие”  и объяснить их значение.

Далее надо перейти к рассмотрению понятия  “символ”. Для этой цели удобно использовать герб Тамбова. Изображенные на нем пчелки и улей могут пониматься двояко. Конечно, это и символ пчеловодства, бортничества, которым занимались тамбовчане в старину. Вместе с тем герб как  бы говорит нам о том, что жители города такие же дружные, как пчелы, и так же готовы защитить свой город, как пчелы улей. На этом этапе  дети учатся аналогии, умению сравнивать качества людей с качествами животных.  

Для закрепления  можно поупражнять детей в  подборе определений к различным  животным. Затем можно дать значения символов животных, принятых в геральдике. На этом же этапе детей знакомят с цветовой символикой, используемой в геральдике. Опять же, сначала  нужно предложить детям самостоятельно объяснить, что может означать тот  или иной цвет в гербе.

Следующий этап позволит детям закрепить полученные ранее на других занятиях элементарные географические и экологические  знания. Гербы городов России могут  стать прекрасным подспорьем на занятиях по ознакомлению с климатическими зонами России. Можно предложить детям рассмотреть  набор гербов и найти среди  них те города, которые, допустим, могут  находиться на Севере; показать на карте, где расположены эти города; какие  характерные изображения используются в них (снежные сопки, олени, снежинки, северное сияние и т. д.); среди “северных” гербов есть и такие, где изображены волны, объяснить, о чем это говорит; показать на карте предполагаемые места  этих городов; где могли бы находиться города, на чьих гербах изображены реки, горы, вулканы и т. д.

Природные или экологические гербы помогают ребенку увидеть, сколь разнообразна, богата природа России, как обширна  ее территория, как богата она разными  климатическими зонами, полезными ископаемыми.

Племя, не способное воспитать в потомстве  стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан  в духе патриотизма, не имеет будущего.  

Гербы городов России могут служить  прекрасным подспорьем для знакомства детей с профессиями. На многих гербах выражено уважение к труду жителей  города. Гербы прославили труд ткачих, кузнецов, нефтяников, горняков, рыбаков  и т. д. Самая интересная тема для  детей – знакомство с историческими  гербами. В геральдике их принято  называть легендарными. Этот вид гербов отражает определенные исторические события, являющиеся знаковыми для некоторых  русских городов. Чаще всего эти  истории очень печальны, трагичны. Исторических гербов не так уж и  много. Но даже среди малого количества следует отобрать самые яркие, запоминающиеся и имеющие воспитательное значение. В этом смысле показательны гербы  городов Козельска и Старицы. Их изображения рассказывают о героическом  прошлом этих городов и о человеческой верности. Герб города Дмитрова рассказывает о том, что даже в самых трудных  ситуациях можно договориться, решить дело миром. Одна из версий герба города Торжка расскажет нам легенду о мести княгини Ольги за смерть мужа.

Таким образом, гербы помогают педагогу в  приемлемой форме посвятить дошкольников в историческое прошлое России.

На заключительном этапе работы, когда дети хорошо ориентируются в символике гербов, когда их представления о родной стране, ее природе, истории, людях значительно  расширились, можно приступать к  работе по ознакомлению с такой сложной  символикой, как “московский герб – Георгий Победоносец” и “двуглавый орел – символ России”. 

После знакомства с нелегкой, трагичной  и героической историей русских  городов детям легче понять символ св. Георгия как носителя всего  светлого и доброго, поражающего  черное зло в образе змия (именно змия, а не змеи).

Для эмоционального восприятия детьми главного символа  России – двуглавого орла, после  всей проведенной ранее работы, можно  воспользоваться следующим наглядным  приемом.

Если  на большой географической карте  России разложить все карточки с  изображением гербов городов, она получится  очень впечатляющей. В этих маленьких  картинках она разом отразит  все богатство, уникальность и величие  нашей страны. А если над этой картой поместить большое изображение  двуглавого орла, этой гордой, свободолюбивой птицы, то орел раскинет свои крылья над  всей Россией. Он объединяет русские  города под своими крыльями, опекает  их, как своих птенцов, и защищает от всех бед и напастей. И, конечно  же, его необычный внешний вид  говорит об уникальности нашей страны. От востока до запада, от крайнего севера до юга протянулась территория России. История гербов мне нравится.

Таким образом, разработанная система  работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой России позволяет решить следующие задачи:

- познакомить  детей с понятием “символ”  и его значением, историей происхождения  герба, многообразием гербов городов  России;

- дать  детям представления о том,  что герб – это не только  маленькая информация о городе, но то, чем город очень гордится;

- познакомить  с видами гербов, учить “читать”  заложенную в них информацию;

- через  гербы городов России дать  детям представления о разнообразии  природы нашей страны, воспитывать  любовь к родному краю, желание  сберечь природу;

- знакомить  с разнообразными профессиями,  воспитывать чувство уважения  к представителям разных профессий;

- дать  детям некоторые представления  о нелегкой истории России; воспитывать  чувство гордости за своих  предков, признательности за их  подвиг, верность и преданность  Родине;

- воспитывать  в детях чувство гордости за  свою страну.

Кроме вышеперечисленных основных задач  работа с гербами городов России может попутно решать и дополнительные задачи. Например, по развитию речи. Это  и составление описательного  рассказа, и решение грамматических задач. Через некоторые задания  развивается логическое мышление. Через  знакомство с гербами решаются многие задачи по изодеятельности, ручному  труду. В рамках музейной педагогики можно организовать мини-музей из материала, который постепенно накапливается  в процессе работы по ознакомлению детей с государственной символикой.

Все, что  приносят дети, родители, изготавливают  педагоги, распределяется в музее  тематически. Так, в нем может  быть отражена история символики, результаты детского творчества по этой теме. Музей  является интерактивным, поэтому в  нем собирается материал, позволяющий  детям самостоятельно познавать  и закреплять изучаемую тему. Данная система работы предполагает очень  интересные формы работы с родителями.

Работа  на всех этапах предусматривает большое  количество наглядного материала и  дидактических пособий. Качественно  выполненные пособия – залог  успешной работы. Демонстративный материал, гербы городов России можно выполнить  в виде аппликации, на бумаге форматом А4. Затем поместить в файлы и собрать в альбом. Этот альбом должен быть также в свободном пользовании детей.

Информация о работе Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста