Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:

1.рассмотреть и систематизировать методические приёмы ознакомления старших дошкольников с государственными символами России, способствующие формированию умения осознавать смысл государственных символов.

2. показать важность патриотического воспитания и необходимость формирования у дошкольников представлений о государственных символах.

Задачи:

1. Выявить уровень знаний детей о государственных символах;

2. Определить цели, задачи, содержание, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать особенности воспитания патриотизма у дошкольников.

Оглавление

Введение.

Глава 1. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема.
Анализ сущности понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»
Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
1.3. Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника.
1.4. Знаковое народное искусство и культура как средство патриотического воспитания дошкольников.

Глава 2 Ознакомление старших дошкольников с государственной символикой России.
2.1 Методики работы по использованию геральдики, приемы и формы работы со старшими дошкольниками в ДОУ.
2.2 Методика создания эмблемы, как способ знакомства с государственными символами.

Заключение.
Приложение 1.
Приложение 2.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

новая курсовая.docx

— 102.55 Кб (Скачать)

Эти проблемы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями  разнообразных выставок народного  искусства, в музее – краеведческих  экспозиций. Однако для воспитанников  детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого  человека, а для малышей требуется  большая, педагогически грамотная  переработка материала.

А как донести до понимания детей-горожан  особенности крестьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная  типовой Программой, решалась формально, содержательно не связываясь с природными явлениями, обрядами, пословицами и  поговорками. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов  сами плохо знали традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, не были проникнуты чувством понимания её древности. Опять фольклор)Выделяй его в отдельный параграф.

Исходя  из выше изложенного наметились следующие  приоритеты:

1. Окружающие  предметы, впервые пробуждающие  душу ребенка, воспитывающие в  нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это  поможет детям с самого раннего  возраста понять, что они –  часть великого русского народа.

2. Необходимо  широко использовать все виды  фольклора (сказки, песенки, пословицы,  поговорки, хороводы и т.д.). В  устном народном творчестве как  нигде сохранились особенности  черты русского характера, присущие  ему нравственные ценности, представление  о добре, красоте, правде, храбрости,  трудолюбии, верности. Знакомя детей  с поговорками, загадками, пословицами,  сказками, мы тем самым приобщаем  их к общечеловеческим нравственным  ценностям. В русском фольклоре  каким-то особенным образом сочетается  слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки,  звучат как ласковый говорок,  выражая заботу, нежность, веру в  благополучное будущее. В пословицах  и поговорках метко оцениваются  различные жизненные позиции,  высмеиваются недостатки, восхваляются  положительные качества людей.  Особое место в произведениях  устного народного творчества  занимают уважительное отношение  к труду, восхищение мастерством  человеческих рук. Благодаря этому,  фольклор является богатейшим  источником познавательного и  нравственного развития детей.

3. Большое  место в приобщении детей к  народной культуре должны занимать  геральдика и традиции. В них  фокусируются накопленные веками  тончайшие наблюдения за характерными  особенностями времён года, погодными  изменениями, поведением птиц, насекомых,  растений. Причём эти наблюдения  непосредственно связанны с трудом  и различными сторонами общественной  жизни человека во всей их  целостности и многообразии.

4. Очень  важно ознакомить детей с народной  декоративной росписью. Она, пленяя  душу гармонией и ритмом, способна  увлечь ребят национальным изобразительным  искусством.

Не всё, что окружает ребенка, равнозначно  в воспитательном отношении. Поэтому  очень важен правильный с точки  зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам  хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности  края. Он должен продумать, о чем  рассказать детям, особо выделив  признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь  родного города (села) со всей страной.

Любой уголок нашей страны неповторим. В  одном городе много заводов, фабрик, высотных домов, широких проспектов. Другой город славен своим революционным  прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялись в глухой тайге, широко раскинулось в степи или  на берегу моря. В каждой местности  есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие или  колхозники.

Труд  в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей, в другой – животноводов, овощеводов, в третьей – рыбаков, хлеборобов и т.д. Замечательно и  неповторимо народное творчество: умельцы  Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью  кружев, село Богородское радует малышей  деревянными игрушками. В старших  группах уже можно так строить  работу, чтобы каждый воспитанник  проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима. Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди  работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях,  в магазинах, на фермах, на полях  и т.д. (в зависимости от специфики  области). Они всегда готовы помочь  друг другу, результаты труда  людей этого края необходимы  не только тем, кто живет  в данной местности:

- в родном  городе, районе, селе, как и в других  местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные  даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу  в армию, чествуют знаменитых  людей, ветеранов труда и т.д.;

- в родном  краю могут жить люди разных  национальностей. Они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь,  как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять  природу;

- каждый  человек, любящий Родину, должен  проявить уважение к труду,  интерес к культуре родного  народа.

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём  простейшего анализа, обобщения  впечатлений лучше представить  себе, что их родной город или  поселок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории нашей  страны - рассказать о том, что они  не могут видеть в непосредственном окружении. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач  не только нравственного, но и трудового, умственного. Эстетического, а также  физического воспитания.

Можно ли говорить о воспитании любви к  родному краю без сообщения детям  определенных знаний о нем? Отбор  и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного  развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

Социальное  развитие ребенка определяет, сможет ли человек полноценно жить – развиваться  и творить в обществе или его  личностные качества, его возможности  останутся невостребованными тем  же обществом. Общеизвестно, что в  раннем детстве закладываются все  основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира –  система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими. Научить ребенка жить в социуме  – основная задача педагога – дошкольника. Гражданская позиция дошкольников начинает формироваться как в  детском саду, так и в семье. Ученые доказывают, что предпосылки  будущих нравственных представлений  складываются у ребенка в возрасте 3-5 лет. В этот период малыши особенно доверчивы кр всему, что происходит вокруг них. Они незаметно для  себя и родителей могут сделать  неожиданные выводы о том, как  взрослые относятся к другой стране, нации или событию.

Используя различные формы организации  игр, занятий, инсценировок и других видов деятельности воспитатель  знакомит ребенка с великими русскими князьями, полководцами, правителями, строительством русских городов, подвигами  в сражениях, покорением Космоса  и Арктики. Особое место в разделе  формирования исторических представлений  и знаний отводится организации  занятий-экскурсий. Прежде всего, это  экскурсии в городской краеведческий  музей и поездки по городу. К 7 годам дети уже хорошо ориентируются  в определении достопримечательных  мест города. Большой интерес дошкольники  проявляют к экспонатам краеведческого музея, посвященным быту древних  поселений, а также военной эпохе. В работе с детьми необходимо использовать такие приемы как рисование генеалогического древа, составление семейных альбомов с записью рассказов детей о родственниках, их участии в жизни страны. Семейная родословная – неисчерпаемый источник патриотического воспитания.

Следующим важным этапом работы по данной проблеме являются мероприятия, направленные на приобщение детей и их родителей  к традициям народа. Ко дню Победы приглашать не только ветеранов войны, которых осталось очень мало. Но и тружеников тыла – родственников  воспитанников. Геральдика (Масленица, Пасха, Ивана Купалы) – средства возрождения народной культуры и  приобщения к ней через обычаи, традиции, обряды. Сам праздник неотделим  от жизни общества. Он вобрал в себя все представления и нравственные ориентиры народа, дающие человеку силу и энергию в трудный период жизни. Поэтому, наряду с другими  формами самовыражения народа, геральдика выступают стабилизирующим фактором нашего общества и оказывают большое  влияние на рост самосознания и развитие патриотических чувств у членов общества. 

1.4. Знаковое народное искусство и культура как средство патриотического воспитания дошкольников. Очень хорошо пойдёт после фольклора. 

Воспитание  гражданина и патриота знающего и  любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого  познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

Мировую ценность получили и чудесное искусство  вологодских кружевниц, и роспись  Хохломы, и мастерство дымковской, городецкой игрушки – во всем этом проявление одаренности русского народа, его  творческих сил и талантов. Каждое изделие народного искусства - это  своеобразный памятник духовной жизни  народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое  питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование.

Национальная  самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие  разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только  человек, лично заинтересованный в  судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; …самое главное –  открывать глаза на дорогое и  родное».

В современных  условиях активного внедрения в  жизнь, быт, мировоззрение детей  образцов массовой культуры других стран  следует говорить о представлении  детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Восстановление органической связи  с историей и духом своего народа, вхождение в его культуру не означает ни национальной изоляции от содержания всемирной истории, ни отлучения  от достижений современной цивилизации, ни прекращения общения с иной культурой. Значение народного искусства  в его традиционности, которая  имеет корни, уходящие в глубину  веков.

Народное  искусство, положенное в основу различных  видов художественно-творческой деятельности детей, находит все более широкое  применение в воспитательно-образовательном  процессе ДОУ, рассматривается как  средство патриотического воспитания. Основная задача педагога заключается  в формировании у ребенка желания  и умения сохранить то, что сделано  до него. С содержательной точки  зрения патриотическое воспитание в  ДОУ осуществляется в процессе включения  детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения  к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам.

Успешность  этой деятельности обусловливается  определенным интересом детей дошкольного  возраста к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. В данный период возможно непосредственное участие  детей в различных видах декоративно-прикладного творчества, знакомство с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду. Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствует система занятий по освоению культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с ознакомления прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в разных видах и жанрах ребенку можно показать в подлинниках. В каждом доме сохранились вязанные, вышитые, тканные, вырезанные, слепленные, сплетенные изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от предков.

Информация о работе Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста