Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:

1.рассмотреть и систематизировать методические приёмы ознакомления старших дошкольников с государственными символами России, способствующие формированию умения осознавать смысл государственных символов.

2. показать важность патриотического воспитания и необходимость формирования у дошкольников представлений о государственных символах.

Задачи:

1. Выявить уровень знаний детей о государственных символах;

2. Определить цели, задачи, содержание, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать особенности воспитания патриотизма у дошкольников.

Оглавление

Введение.

Глава 1. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема.
Анализ сущности понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»
Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
1.3. Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника.
1.4. Знаковое народное искусство и культура как средство патриотического воспитания дошкольников.

Глава 2 Ознакомление старших дошкольников с государственной символикой России.
2.1 Методики работы по использованию геральдики, приемы и формы работы со старшими дошкольниками в ДОУ.
2.2 Методика создания эмблемы, как способ знакомства с государственными символами.

Заключение.
Приложение 1.
Приложение 2.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

новая курсовая.docx

— 102.55 Кб (Скачать)

Работа, построенная таким образом, позволяет  детям не только понять смысл такого государственного символа, как герб, но и значительно расширяет знания дошкольника о родной стране, воспитывает  в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота. 
 
 
 
 

2.2. Методика создания эмблемы, как способ знакомства с государственными символами.

Наиболее  продуктивным представляется подход к  ознакомлению детей с государственными символами, основанный на песенном и  сказочном фольклоре, русском народном декоративно-прикладном искусстве. Особенно это важно на начальном этапе  ознакомления, поскольку прежде всего  необходимо сформировать у детей  эстетическое положительное отношение  к гербу и флагу России. Современные  государственные символы России самобытны и имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано  с русским народным искусством, с  древними поэтическими представлениями  о природе и мироздании. 
Золотой двуглавый орел – это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшающих женские головные уборы, полотенца, подзоры. Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряженной двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях. Бело-сине-красный флаг отражает строение мира, принятое в русской традиционной культуре. Кроме того, это символические цвета Москвы, великих московских князей, а также наиболее характерные цветовые сочетания для народной, крестьянской одежды Московской области, северных регионов России. 
Ребенку-дошкольнику близки и доступны сказочные, песенные, фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное отношение к государственному гербу и флагу. Может показаться, что проще объяснить детям, что двуглавый орел – это сказочная птица с двумя головами. Однако и у детей, и у взрослых сказочные существа с несколькими головами, как правило, устойчиво ассоциируются со Змеем Горынычем и прочими чудищами, что отнюдь не способствует формированию уважительного отношения к российскому гербу. Как показывает практика, дошкольники совершенно адекватно воспринимают информацию о солнечной колеснице, запряженной двумя орлами, дети 6-7 лет объясняют, что орлы летят очень близко друг к другу, поэтому кажется, что у них одно туловище, но хорошо видны две головы, повернутые в разные стороны. 
Закономерно возникает вопрос, с какого возраста начинать знакомить детей с государственными символами нашей страны? Уже в работе с детьми младшего дошкольного возраста возможно ознакомление с гербом и флагом в повседневной жизни. Если ребенок, увидев изображение герба или российский флаг, развевающийся над каким-либо зданием, задал вопрос, то мы не можем его проигнорировать. В такой ситуации педагогу следует объяснить, что такое флаг или герб, зачем они нужны. Проводя занятия в средней группе, основное внимание следует уделить сравнению цветов российского флага и красок родной природы, образу солнца в народном искусстве, в песне, загадке, сказке, вышивке. 
Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также к таким объектам материальной культуры, как марки, значки, монеты, флаги, гербы, имеющим знаково-символическое содержание. Ребенок 5-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и флагов, их функциями и значением. Старший дошкольный возраст также имеет особое значение для приобщения ребенка к прошлому и настоящему культуры нашего отечества, частью которого является государственная символика. 
Прежде чем начать работу по ознакомлению с государственными символами в начальной школе, необходимо выявить имеющиеся у учащихся представления о гербе и флаге нашей страны. Дети приходят в школу, имея различную степень подготовленности, различные уровни знаний, умений и навыков. Некоторые из них могут иметь четкие представления о том, как выглядит герб и флаг нашей Родины, зачем нужны государственные символы стране, что означают цвета российского флага, какой смысл имеют образы российского герба. Другие, напротив, только на уроке в школе впервые познакомятся с государственными символами России. 
Поэтому не стоит сразу в первом классе стремиться к усвоению детьми большого объема информации. В группах продленного дня можно рекомендовать педагогам рассказать об образе солнца в русском речевом и песенном фольклоре и в гербе России, провести исследование, зачем нужен стране герб, рассмотрев современные российские, советские, зарубежные монеты, бланки с гербовой печатью, удостоверения, дипломы, гербовую бумагу, рисунки с изображением герба России, Москвы, родного города (поселка, района). 
Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в игре, в рисунке или какой-либо другой продуктивной деятельности. Поэтому важно, чтобы дети не только знакомились с государственным гербом и флагом, гербами города, района, области, но и создавали сами эмблемы детского сада, группы, класса и школы. Это чрезвычайно важно и с точки зрения методики ознакомления детей с государственной символикой, и с точки зрения научных основ геральдики. 
Создание эмблемы интересное и увлекательное занятие для детей, но довольно сложное. Поэтому необходимо сразу обратить внимание детей на то, что придумать и нарисовать герб или эмблему – символическое изображение – отличительный знак для человека, города, какой-либо местности, группы или класса очень непросто. Чтобы подчеркнуть значимость такой деятельности, можно рассказать, что существует особая наука о составлении гербов – гербоведение. Эта наука изучает гербы, их историю, их происхождение, значение различных символов, изображений людей, животных, предметов, значение цвета, определяет правила, согласно которым можно создать герб или эмблему. Если бы ученые не исследовали историю гербов, мы не узнали бы, как появился герб нашей Родины – России, что означает фигура двуглавого орла, всадника. Ученые и художники работают над эскизами гербов, знамен, различных эмблем для армии, для военных разных родов войск, для летчиков, пограничников. Целесообразно показать детям герб родного города, области, военные гербовые эмблемы, например, ФПС, МЧС и пр. 
В процессе предварительной работы следует обсудить с детьми, какие образы лучше всего могут характеризовать их группу или класс.  
Изображения располагаются на геральдическом щите. Он может быть различной формы – круглой, квадратной, прямоугольной, овальной, иметь форму старинного воинского щита. Для занятия или урока нужно подготовить лекала (выкройки, шаблоны) щитов разной формы, чтобы дети могли выбрать понравившуюся. Практика показывает, что наиболее часто ребята выбирают необычную для них форму старинного воинского (геральдического) щита. В древности это был настоящий щит воина, рыцаря, на нем изображали священный знак – крест, фигуру животного, какой-либо предмет. Символический, священный знак должен был помогать воину в бою, беречь от стрел и сабельных ударов. 
Каждый витязь стремился богато украсить свой щит золотом и серебром, яркими дорогими красками. Поверхность щита называли полем. Поле могло быть черным, как вспаханная земля, зеленым, как растущая трава, красным, как пламя пожара. Человек способен воспринимать, различать и тонко чувствовать цвета окружающего мира. В результате наблюдений каждым поколением людей появились устойчивые ассоциации: небо – лазурь, растительность – зелень, солнце – золото, луна – серебро. В работе с детьми не стоит слишком углубляться в символическое значение цвета. Гораздо важнее, чтобы для эмблемы группы или класса были выбраны цвета, которые детям нравятся. 
Однако нельзя использовать любые цвета, их палитра ограничена правилами. При создании герба или эмблемы можно использовать два металла – золото и серебро – это желтый и белый цвета, а также пять красок (финифтей или эмалей) – синяя (голубая), красная, фиолетовая (пурпурная), черная и зеленая. Принято использовать еще краску телесного цвета при изображении человека и условно геральдическую оранжевую. Соблюдается также правило: недопустимо наложение краски на краску, металла на металл. Наличие правил привносит в творческую деятельность детей элемент игры, активизирует их внимание. 
Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственным гербом и флагом является просвещение родителей. Нам не удастся сформировать у ребенка положительного отношения к государственным символам, если в его семье не будет адекватного понимания происхождения и образно-символического смысла современного герба и флага России. Консультации для родителей могут включать как материалы по истории становления и развития государственных символов, так и по созданию эмблем и гербов. Выставки детских работ также способствуют возникновению интереса к символике и включению родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
 
 
 
 
 

Заключение. 

Добавь, пожалуйста, в заключение – подтвердилась  ли твоя гипотеза, раскрылись ли все задачи. 

Старший дошкольник ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордится своей Родиной, в том числе и её государственными символами.

Чтобы познакомить  детей с гербом и флагом России, необходимо разобраться в истории  развития государственной символики, понять и оценить её символический  смысл, а также проникнуться мироощущением  традиционной культуры.

Знания, представления  о символике составляют основу формирования уважительного к ней отношения. Однако, изображения, цвета, составляющие герб и флаг России, имеют символическое  значение. И чтобы суметь прочитать  герб и флаг государства, нужно знать  значение изображений, символику цвета, а также порядок прочтения. Существуют определённые общие правила, которые  сформировались ещё в эпоху средневековья. Однако определение символического значения во многом зависит от национальных традиций, этнокультурных особенностей. Белый, синий и красный цвета  российского флага несут иное значение, нежели, например, такие же цвета французского флага. Двуглавый  орёл австро-венгерской империи в  силу особенностей исторического развития имеет другой смысл, отличный от российского  двуглавого орла.

Можно выделить несколько пунктов с требованиями, которыми на основе ФГТ должен усвоить  дошкольник старшего возраста.

Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. (Конечно, в детском саду дети только знакомятся с мелодией и текстом  гимна нашей страны, наизусть они учат его уже в школе.) 
Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, её гражданам отличительными знаками. 
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России. 
В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России.

Символика несёт в себе огромный потенциал  нравственного воспитания детей, поскольку  в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно  не столько узнать и запомнить, что  изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько  понять, что они означают добро  и красоту, подумать о том, какие  мы сами, какими должны быть, являясь  гражданами России. Известно, что белый  цвет означает мир и чистоту души, синий - верность и правду, красный - отвагу и любовь. Беседуя о флаге  нашей страны, детям необходимо объяснить, что они должны соответствовать  этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.

Так же необходимо понимать, что формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Педагоги со своей стороны оказывают профессиональную поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии. Педагог организует предметно-развивающую среду с учетом данного проекта, ведет подборку художественной литературы, готовит презентации, посвященные памятным датам, разрабатывает конспекты игр-занятий и сценарии развлечений. 
Родителям можно посоветовать такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, картинной галереи и т.д

Важно, чтобы  ребенок испытал любовь (к родным, близким людям, к игрушкам, животным, природе) , научился сопереживать товарищам, маме, научился радоваться успехам  в общих делах, т.е. чтобы  в  душе появились человеческие чувства. Ведь как можно говорить о любви  к Родине, если человек не знает, что такое любовь, любить, если он никогда не испытывал чувства  привязанности к чему- либо?

Значит базой, на которой в последующем будет  вырастать чувство любви к  Родине, является общее нравственное воспитание. Развитие чувств, эмоциональной  сферы, познавательных интересов, первая практика нравственного поведения  – это и есть первый этап в  патриотическом воспитании.

 

 
 
 
 
 
 

Молодец!!!!!!! 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1. 

Конспект  занятия для детей  старшей группы: «Герб»

Цель: Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением как в прошлом, так и в современной жизни.

Материал: Иллюстрации с изображением старинных щитов, разнообразных гербов; дидактическое пособие “Сложи свой герб”.

Часть 1

На прошлом  занятии мы с вами узнали, что  такое флаг и для чего он нужен. А кто знает, что это такое? (Воспитатель выставляет изображения  гербов, которые могут быть знакомы  детям.) Видели ли вы такие изображения  и где? (Дети делятся своими знаниями.)

Вы совершенно правы – это гербы. Что же такое  герб, откуда он появился и для чего нужен?

История герба, так же как и флага, начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую  часть времени проводили в  боях. Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете? (Ответы детей.) А что защищало воина? (Доспехи, щиты.) Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где  вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя  воины, закованные в доспехи, были очень  похожи и было очень трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки  отличия – и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный  опознавательный знак наносился  на щит. Щит большой, и рисунок  на нем хорошо виден. Щит с таким  рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Такое изображение  на щите стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щитегербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловкий и быстрый. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались не опозорить его дурными поступками.

Простые люди всегда старались селиться поближе  к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят  их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. Герб рыцаряхозяина  становился не только его личным, но и гербом всего города. Над воротами города вывешивался щитгерб. Теперь любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у  города есть надежная защита и хозяин этого города, например, мудр, как  сова, или бесстрашен, как волк, или  хитер, как лиса.

Часть 2

Динамическая  пауза. Проводится игра “Поменяйтесь местами”.

Цель: Развитие внимания, наблюдательности и быстроты реакции.

Материал: Маленькие карточки с изображениями  гербов для каждого ребенка.

Ход игры:

1 вариант.  Дети сидят на стульчиках по  кругу. В руках у каждого  своя карточка с изображением  герба какого-нибудь города. Роль  ведущего выполняет воспитатель,  который предлагает детям внимательно  рассмотреть свои гербы, а затем  говорит:

–Поменяйтесь  местами те, у кого на гербе есть изображение какого-нибудь зверя. (Дети, на чьих гербах есть изображение зверя, встают и меняются местами.)

Предложения могут быть разными:

–Поменяйтесь  местами те, у кого есть изображение… дерева (воды, фигуры человека, здания, рабочих инструментов, гор, солнца, снега, птицы, рыбы, нефти или газа, оружия).

Игра  требует внимания, так как на некоторых  гербах загаданное изображение не является основным и не сразу бросается  в глаза.

2 вариант.  Когда предыдущий вариант хорошо  усвоен детьми, можно предложить  им соревновательный вариант.  Стульев выставляется на один  меньше, чем детей. Ребенок, у  которого нет стула, является  временным ведущим. Он называет  признак, по которому дети должны  поменяться местами, и сам тоже  стремится занять свободный стул. Ребенок, который остался без  места, становится ведущим и  сам придумывает детям задание.

Часть 3

Прошло  много лет, уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но герб остался. Свой герб есть у  каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то вы можете узнать много интересного. Чаще всего герб по-прежнему изображают в виде старинного щита. Это означает, что в случае необходимости жители, все как один, встанут на защиту города, страны. На щите изображается то, чем город славится, гордится, дорожит.

Часть 4

Нам с  вами предстоит еще много интересного  узнать о гербах. А пока я предлагаю  вам попробовать придумать свой собственный герб. Итак, представьте, что вы рыцарь. Что о вас может  рассказать ваш герб?

1 вариант.  Детям предлагается дидактическое  пособие “Сложи свой герб”,  в котором они выбирают для  себя разнообразные по цвету  поля и силуэты разных животных  и предметов. Дети самостоятельно  выкладывают изображения на своем  гербе и объясняют свой выбор.  Силуэтов должно быть много.  В случае нехватки изображений  или конфликта по поводу одной  картинки между несколькими участниками  воспитатель должен быть готов  превознести достоинства оставшихся  картинок до такой степени,  чтоб дети были удовлетворены  предложенным вариантом. 

Информация о работе Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста