Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:

1.рассмотреть и систематизировать методические приёмы ознакомления старших дошкольников с государственными символами России, способствующие формированию умения осознавать смысл государственных символов.

2. показать важность патриотического воспитания и необходимость формирования у дошкольников представлений о государственных символах.

Задачи:

1. Выявить уровень знаний детей о государственных символах;

2. Определить цели, задачи, содержание, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать особенности воспитания патриотизма у дошкольников.

Оглавление

Введение.

Глава 1. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема.
Анализ сущности понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»
Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
1.3. Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника.
1.4. Знаковое народное искусство и культура как средство патриотического воспитания дошкольников.

Глава 2 Ознакомление старших дошкольников с государственной символикой России.
2.1 Методики работы по использованию геральдики, приемы и формы работы со старшими дошкольниками в ДОУ.
2.2 Методика создания эмблемы, как способ знакомства с государственными символами.

Заключение.
Приложение 1.
Приложение 2.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

новая курсовая.docx

— 102.55 Кб (Скачать)

1. «Город  в котором мы живем».

2. «Любимая  Россия».

3. «История  нашей страны».

4. «Музыка  и революция».

5. «Когда-то  была война…».

6. «В  семье единой».

7. Трудовой  народный подвиг».

8. «Защитник  Отечества».

9. «Борьба  за мир в песнях».

10. «Родные  просторы».

Таким образом, музыкальное искусство  «шаг за шагом» может способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. Формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения  страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Ознакомление старших дошкольников с государственной символикой России. 

Государственная символика является частью истории  и культуры страны.

Любовь  к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении  личности ребёнка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.

Старший дошкольник ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордится своей Родиной, в том числе и её государственными символами.

Чтобы познакомить детей с гербом и  флагом России, необходимо разобраться  в истории развития государственной  символики, понять и оценить её символический  смысл, а также проникнуться мироощущением  традиционной культуры.

Герб  и флаг в ходе исторического развития приобрели разнообразные функции: они объединяют людей, являются отличительными знаками для человека, сообщества, государства, символом власти.

Государственная символика имеет и воспитательное значение. Целью и средством выступают  заключенные в ней наиболее устойчивые, традиционные нравственные качества народа. Ознакомление с гербом и флагом страны- существенный потенциал для нравственного  воспитания у детей не только патриотизма, но и коллективизма, гуманистических  ценностей, а так же формирования социальных навыков поведения и  общения. Кроме того, у детей развиваются  познавательные интересы, способность  анализировать, читать и понимать изображения- символы, повышается интерес к творчеству.

Герб  и флаг государства- сложные и  многогранные символы, имеющие строго определенную специфику и включающие в ряд составляющих, взаимосвязанных  компонентов, у каждого из которых  своя история развития :

  • Правовой или юридический
  • Знаково- символический
  • Этнокультурный
  • Эстетический

Чрезвычайно важным в методике ознакомления дошкольников с гербом и флагом России является осознание национально-культурных особенностей этих Государственных  символов. Герб и флаг России самобытны  и имеют глубокие исторические корни, их происхождение тесно связано  с русским народным искусством, с  древними поэтическими представлениями  о природе и мироздании. Золотой  двуглавый орел- это образ солнца и солнечной колесницы, который  часто встречается на русских  вышивках, украшавших женские головные уборы, полотенца. Солнце всходит на востоке, совершает свой дневной  путь по небосклону и заходит на западе. С фольклорными представлениями о солнце как о всевидящем оке связана трактовка образа двуглавого орла, который зорко охраняет границы нашей большой страны. Основой воспитания у дошкольников уважения к символике нашей страны изначально являются эстетические чувства, которые она вызывает. Они начинают формироваться под руководством воспитателя и других взрослых уже в младшем дошкольном возрасте. Кроме того, ребенок может рассматривать изображения герба и флага как графическое произведение и в процессе свободной деятельности вне занятий.

В современных  условиях, когда происходят глубочайшие  изменения в жизни общества, одним  из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в  период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться  к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким  вечным понятиям, как род, родство, Родина. Без любви и привязанности  к Родине человек не может считать  себя полноценным, он теряет «почву под  ногами».

Знакомить детей с историей происхождения  Государственной символике России, нужно помнить об их психологических особенностях, специфике познавательного и эмоционального развития. Начинать воспитание патриотизма следует с возраста, когда начинает формироваться личность, когда новое воспринимается с особым интересом, когда ребенок открыт миру и готов принимать его таким, каким его преподносят ему взрослые. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.  Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому,  родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции.

Важно, чтобы ребенок испытал любовь (к родным, близким людям, к игрушкам, животным, природе) , научился сопереживать товарищам, маме, научился радоваться успехам в общих делах, т.е. чтобы в душе появились человеческие чувства. Ведь как можно говорить о любви к Родине, если человек не знает, что такое любовь, любить, если он никогда не испытывал чувства привязанности к чему- либо?

Значит - слово лучше убрать, т.к. оно присуще в основном – устной речи базой, на которой в последующем будет вырастать чувство любви к Родине, является общее нравственное воспитание. Развитие чувств, эмоциональной сферы, познавательных интересов, первая практика нравственного поведения – это и есть первый этап в патриотическом воспитании.

Конечно же, чувства необходимо обогащать  знаниями. Мы больше начинаем ценить то, о чем больше знаем. Поэтому будущему патриоту необходимо побольше рассказывать о маме, папе, бабушках и дедушках о своем роде. Эти знания насыщают чувства привязанности и рождают ощущение своих корней, своей принадлежности к чему-то очень важному, особенному и нужному. И это важно для патриотизма, так как в последующем ребенок должен осознать свою Родину как уникальную, отличающуюся от других стран.

Наиболее  продуктивным представляется подход к  ознакомлению детей с Государственными символами, основанный на песенном и  сказочном фольклоре, русском народном декоративно- прикладном искусстве. Особенно это важно на начальном этапе  ознакомления. Дошкольнику близки и  доступны сказочные, песенные, фольклорные  образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное восприятие Государственных герба и флага.

Принципиально важным для ознакомления с гербом и флагом России является сочетание  познавательной деятельности с игровой  и продуктивной. Для ребенка, в  силу его возрастных психологических  особенностей, необходимо полученные знания и представления «обыграть», выразить в игре, рисунке или какой- либо другой продуктивной деятельности.

Представления о символическом значении изображений  на гербе, цветов герба и флага  более эффективно формируются у  детей в процессе практической, творческой деятельности. Старшим дошкольникам вполне по силам под руководством воспитателя создать эмблему своей группы или сада. Гербы и эмблемы создаются в соответствии с правилами, определенными в геральдике, - науке о составлении гербов. Таким образом, геральдика как вспомогательная историческая дисциплина изучает символы и создает их и ее творческая основа отвечает возрастным потребностям старших дошкольников, поскольку она предполагает активное применение практических, исследовательских методов.

Для проведения занятий по ознакомлению с гербом и флагом России можно составить  коллекцию монет, марок, конвертов, открыток и других материалов, на которых  встречаются изображения Государственных  символов нашей страны, так и других государств. Целесообразно так же оформить выставку. Книги о флагах, об исторических событиях, буклеты  и фотографии с изображением гербов, орденов можно разместить в книжном  уголке группы на ширме или стенде. Как правило, дети с интересом  рассматривают книги и другие предметы коллекции в свободное  время.

Работа  по ознакомлению с Государственной  символикой не простая, но она может  стать творческой и необыкновенно  увлекательной. 
 

2.1 Методики работы по использованию геральдики, приемы и формы работы со старшими дошкольниками в ДОУ.

(Ю.Г.  Илларионовой, Е.И.  Тихеевой, А.М. Бородич,  С.С. Бухвостовой,  О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич, В.В. Шевченко) 

В старшей  группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок “Моя малая родина” (город, микрорайон)), предусмотренная во всех воспитательно-образовательных  программах.

Основной  целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором  он живет. На этом этапе наши педагоги собирают, анализируют и доводят  до детей всю интересную информацию о том населенном пункте, где они  живут (город, поселок, микрорайон). Это  могут быть:

- какие-то  исторические факты, пусть не  масштабного, а местного значения;

окружающая  природа с потребительской позиции (роль в промышленности) и с точки  зрения признания самоценности природы;

- основная  профессия, которая присуща жителям  населенного пункта (если она  не выражена явно, то можно  обратить внимание детей на  самые важные и известные детям  профессии. Объяснить: то, что  производится в их городе (районе), очень нужно в других местностях. Здесь очень важен авторитет  воспитателя и его убедительность).

Знакомство  с гербом города или района на этом этапе еще не проводится. Между  тем в беседах воспитатель  непременно акцентирует внимание детей  на тех моментах, которые впоследствии дети увидят на гербе. Если занятия  по этой теме проходят в населенных пунктах, которые не имеют своего герба, воспитатель может взять  за основу герб “столицы” района, округа, области.

В старшей  группе начинается подготовительный этап к основной работе следующего года по ознакомлению с основными государственными символами и городской геральдикой.

Лето  – период отпусков и поездок. Дети с родителями ездят на экскурсии, посещают родственников в разных городах. Педагогу необходимо заранее  побеседовать с родителями о предстоящей  в следующем году теме занятий  с детьми, разъяснить ее развивающее  и воспитательное значение. Воспитатель  может:

- предложить  родителям во время поездок  в другие города обращать внимание  ребенка на их своеобразие,  на то, чем они отличаются от  их родного города, на природу,  архитектуру, основную профессию  города (если такая есть);

- по  возможности посетить местный  краеведческий музей и узнать  историю города (если музея нет,  то, может быть, родственники или  знакомые смогут рассказать о  городе что-нибудь интересное);

- предложить  обратить внимание детей на  герб города, не вдаваясь в  его расшифровку (если есть  возможность, приобрести сувениры  с изображением городской символики  и сделать 1–2 фотографии ребенка  на фоне самых примечательных  мест).

Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление с государственной  символикой России на материале геральдики российских городов. Но понятие “символ”, а также такие термины, как  “символизирует”, “олицетворяет”, для  дошкольников весьма сложны. Сложны, на наш взгляд, для понимания малышей  и сами российские символы. Дети прекрасно  их запоминают, узнают, находят среди  других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной.

Как же помочь ребенку глубже понять смысл  такого сложного государственного символа, как герб? Как научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить?

Разработанная в нашем детском саду система  работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой призвана помочь педагогам решить столь сложную  задачу с учетом специфики восприятия детей 6–7 лет.

Старший дошкольник уже многое может понять, поэтому первые занятия посвящаются  объяснению происхождения таких  символов, как флаг и герб (приложение 1). В доступной для старших  дошкольников форме происходит погружение их в далекий и интересный мир  древних воинов и рыцарей. Беседы и занятия с детьми изобилуют  иллюстративным материалом. Используются книги о рыцарях, где есть изображения  разнообразных флагов и щитов. Подвижные  игры, раскраски, занятия аппликацией, дидактические игры, игры с легонаборами (замки, рыцари, боевые кони), чтение адаптированной литературы (средневековые легенды) помогают на эмоциональном уровне закрепить  полученный материал.

Информация о работе Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста