Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:42, курсовая работа
Цель работы:
1.рассмотреть и систематизировать методические приёмы ознакомления старших дошкольников с государственными символами России, способствующие формированию умения осознавать смысл государственных символов.
2. показать важность патриотического воспитания и необходимость формирования у дошкольников представлений о государственных символах.
Задачи:
1. Выявить уровень знаний детей о государственных символах;
2. Определить цели, задачи, содержание, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать особенности воспитания патриотизма у дошкольников.
Введение.
Глава 1. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема.
Анализ сущности понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»
Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
1.3. Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника.
1.4. Знаковое народное искусство и культура как средство патриотического воспитания дошкольников.
Глава 2 Ознакомление старших дошкольников с государственной символикой России.
2.1 Методики работы по использованию геральдики, приемы и формы работы со старшими дошкольниками в ДОУ.
2.2 Методика создания эмблемы, как способ знакомства с государственными символами.
Заключение.
Приложение 1.
Приложение 2.
Список литературы.
Значительный вклад в рассмотрение проблем патриотизма и патриотического воспитания был сделан В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, Н.П. Огаревым, А.И. Герценом.
По Н.А. Добролюбову, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше.
Следовательно, в традиции русской философии ярко выражена гуманистическая трактовка патриотизма, предельно кратко изложенная Соловьевым: «Нравственная обязанность патриота - служить народу в человечестве, человечеству — в народе».
Серьезное внимание уделяли вопросам патриотизма и патриотического воспитания отечественные педагоги XIX века К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, Л.Н. Толстой и др.
Выдающийся
русский педагог и реформатор
русской школы К.Д. Ушинский, обосновывая
принцип «народности» воспитания, считал
необходимым учитывать
Мне очень нравится, как ты осветила историческую сторону вопроса. Единственный риторический вопрос - «Может чуть сократить?»-это по твоему желанию)В целом - очень хороший параграф - аж придраться не к чему)
1.2
Особенности проблемы
патриотического воспитания
дошкольника на современном
этапе.
Пути
и средства патриотического воспитания
русского человека
По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, "патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его". В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: "ревнитель - усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник".
Здесь
важен акцент не только на пассивно-созерцательной
любви, но и любви деятельной, отдающей,
а не себе только угождающей. Такая
любовь бессмысленна с точки зрения
потребительского сознания, только она
создает Человека с большой буквы.
В такой постановке патриотическое
воспитание важно не только для успешного
развития общества и государства, но,
прежде всего, для самого человека,
как необходимая составная
Для формирования
чувства патриотизма очень
Очень важно осознать (Кому?) именно духовно-нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно-нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим.(Чёткий переход на личности современного общества)
Итак, главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей в детском саду реализуется путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения. Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей, и собирал Русь в единое, могучее государство!
Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: "Не в силе Бог, а в правде" до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы - А.В. Суворов, М.И. Кутузов. Все они являются высоким нравственным примером для детей. Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную), т.д.
Необходимо выделить раздел по развитию речи, что во всех видах деятельности уделяется большое внимание русскому языку. Развитие речи - есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому отбирать литературные произведения необходимо по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту.
Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Придать большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.
Хорошо
известно, что среди видов деятельности,
имеющих большое воспитательное
и образовательное значение для
дошкольников является, игра. При этом
не только игры в собственном смысле
слова, но и все виды деятельности,
которые в народной традиции имеют
характер игры (обряды, праздники, и
др.). Но особенность русских народных
игр, а может быть любых народных
игр, в том, что они, имея нравственную
основу, обучают развивающуюся личность
социальной гармонизации. Народные игры
учат личность тому, что цену имеет
не любое личное достижение, а такое,
которое непротиворечиво
Это помогает детям также лучше, ориентироваться во временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.
Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Подготовка к Рождеству, в садах начинается заранее - еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл. На занятиях по родному языку дети знакомятся с русской духовной поэзией.
На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты в саду по этнографическим образцам. И это не просто слепое следование традиции. Такие костюмы удобны для детей, очень ими любимы, и создают настоящее праздничное настроение. Воспитатели с детьми изготавливают рождественские звезды и начинается, интересное действо - игра-колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания. Это очень ограничено для психики детей, и дети от яслей до самых старших с удовольствием включаются в это действо, которое продолжается 12 дней. При этом дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей, а потом и сами включаются в общий праздник. Поэтому нужно приглашать малышей для общения со старшими детьми, и на общий праздник в музыкальный зал, где собираются и старшие, и младшие дети, и родители, и сотрудники. На праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения. Сижу и думаю, причём здесь патриотизм. Нужно немного перефразировать эту часть и связать её с патриотизмом. (Можно это выделить отдельным параграфом - народный патриотизм)
Народное
воспитание имеет еще одно преимущество
- оно очень целомудренно и ненавязчиво
готовит из мальчиков - мужчин-защитников,
а из девочек - женщин-матерей. И еще, народное
воспитание создает у детей осознание
своей сопричастности не только семье,
группе или саду, но и общностям более
высоких порядков (город, народ). Это чувство
сопричастности - основа будущего патриотизма.
1.3.
Патриотическое воспитание
как компонент социального
развития дошкольника
В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – патриотическое воспитание.
Программа
Министерства образования Российской
Федерации государственной
В связи
с этим проблема патриотического
воспитания детей и молодежи становится
одной из актуальнейших. Вместе с
тем она обретает новые характеристики
и соответственно новые подходы
к ее решению как составная
часть целостного процесса социальной
адаптации, жизненного определения
и становления личности. За последнее
время всё большее
Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:
- несовершенство
законодательной базы по
- недостаточное
оснащение сохранившейся
- отсутствие
заинтересованности СМИ в
- малочисленность
высокопрофессиональных кадров
в общественных военно-
- недостаточное
программно-методическое
- отсутствие
системы координации
За последнее
время вследствие продолжающихся кризисных
явлений в социально-
В настоящее
время в период нестабильности в
обществе, возникла необходимость вернуться
к лучшим традициям нашего народа,
к его вековым корням, к таким
вечным понятиям как род, родство, Родина.
В связи с этим начиная с
дошкольного возраста необходимо формировать
у детей высокие нравственные
и морально-психологические
Не секрет, что представления выпускников дошкольного учреждения о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чём же дело? Возможно, это происходит потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.
Информация о работе Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста