Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:

1.рассмотреть и систематизировать методические приёмы ознакомления старших дошкольников с государственными символами России, способствующие формированию умения осознавать смысл государственных символов.

2. показать важность патриотического воспитания и необходимость формирования у дошкольников представлений о государственных символах.

Задачи:

1. Выявить уровень знаний детей о государственных символах;

2. Определить цели, задачи, содержание, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать особенности воспитания патриотизма у дошкольников.

Оглавление

Введение.

Глава 1. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема.
Анализ сущности понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»
Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
1.3. Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника.
1.4. Знаковое народное искусство и культура как средство патриотического воспитания дошкольников.

Глава 2 Ознакомление старших дошкольников с государственной символикой России.
2.1 Методики работы по использованию геральдики, приемы и формы работы со старшими дошкольниками в ДОУ.
2.2 Методика создания эмблемы, как способ знакомства с государственными символами.

Заключение.
Приложение 1.
Приложение 2.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

новая курсовая.docx

— 102.55 Кб (Скачать)

Педагог должен подбирать литературу о талантливых  умельцах края, показывать детям мужскую  и женскую одежду, украшенную национальной вышивкой, различные изделия народного  прикладного искусства, в которых  нашли отражение местные природные, историко-культурные и этнографические  особенности, в доступной форме  разъяснять детям технологии художественной ремесленной деятельности, организовывать встречи с мастерами. Знакомство с декоративно-прикладным искусством разных народов России является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Дошкольники  узнают, что мастер сохраняет наследие дошедшее до нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее; сознает, что его труд является продолжением традиции отцов; он- творческая личность, связанная духовно со своим краем; он – образец уважения к художественным традициям, а уважение это называется патриотизмом.

Сегодня, как никогда, актуальны слова  академика Д.С. Лихачева: «Забота  о народном искусстве всех народов  нашей страны – это долг, счастливая и радостная обязанность каждого  гражданина нашей великой многонациональной  Родины».

Идеи  патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее  время, когда наблюдается рост национального  самосознания, усваивающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение  народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Россия, к межэтническим и  межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций  и снизить по возможности рост постотрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов – новая социальная функция школы  и всей системы воспитания детей  и молодежи.

Первые  годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают  его со своим народом, своей страной  и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого  влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в  его песнях, музыке, в играх и  игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди  которых он живет. Приобщение детей  к народной культуре является одним  из средств формирования у них  патриотических чувств и развития духовности.

В народном творчестве отображаются и исторические сохраняются присущие народу черты  характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями ребенок  дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Любовь к Родине зарождается  в детстве, в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью. На каждой ступени  воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им и делаются ему близкими. В образах, звуках, красках, в чувствах представляет перед  ним Родина, и чем ярче и живее  эти образы, тем больше влияние  они оказывают на него. Богатство  красок, звуков, образов несет в  себе народное творчество.

В последние  годы в российской системе дошкольного  образования произошли определенные позитивные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Появились программы: «Наследие», «Приобщение детей к истокам  русской народной культуры», в которых  темы нравственно-патриотического  воспитания занимают центральное место. Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в  этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для  них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его  страны. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в воспитательно-образовательном  процессе ДОУ, является народная традиция. Традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными  условиями. В настоящее время  она несут те же воспитательные и  образовательные функции, что и  многие годы тому назад; она развивается  вместе с обществом и отмирает, если теряет свою социально-значимую основу.

Патриотическое  чувство не возникает у людей  само по себе. Это результат длительного  целенаправленного воспитания, начиная  с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления  об окружающем мире, отношение к  действительности и дать возможность  почувствовать себя с ранних лет  гражданином своего Отечества.

Народная  педагогика располагает разнообразными средствами воспитания патриотических чувств у детей. Важное место среди  них занимают произведения устного  народного творчества. Фольклор –  одна из самых ярких форм выражения  народом глубокого чувства любви  и привязанности к родной земле, языку, культуре.

Особым  жанром, влияющим на нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа, в пословицах и поговорках активно  воздействует на нравственно-эмоциональную  сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, многовариантность  возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка  потребность найти ее решение. Однако, в настоящее время этот вид  народного творчества недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный потенциал. Наблюдение за работой отдельных  педагогов свидетельствует, что  они не придают пословицам должного значения и не выделяют их как действенное  средство воспитания патриотизма подрастающего  поколения. Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы  о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они  были доступными пониманию детей  дошкольного возраста. Наиболее легко  усваиваются образные пословицы  о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др.

Любовь  к Родине и любовь к матери –  чувства, неразрывно связанные между  собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством  воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при  матери добро», «Другой матери не будет», «Счастья и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения  матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется  положительное отношение к матери, любовь к ней становится более  осмысленной. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с  природой. Пословицы о природе  способствуют формированию интереса и  внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля – круглая  сирота», «Земля заботу любит», «По  погоде и урожай» и др. Анализ данных «педагогических миниатюр»  позволил сделать вывод: развивая патриотические чувства у детей дошкольного  возраста, необходимо более широко использовать народные пословицы и  поговорки.

Дошкольное  детство – это период начальной  социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Формирование у детей  нравственных чувств – таких как  патриотизм, возможно и через организацию  специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

Чтобы достичь положительных результатов  в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед  собой следующие задачи:

1. Способствовать  проявлению разумной смелости, решительность,  уверенности в своих силах  с помощью подбора физических  упражнений, соответствующих возрастным  и индивидуальным особенностям  детей.

2. Создавать  условия для выполнения физических  упражнений, направленных на преодоление  трудностей физического характера.  Развивать у детей терпение  и выносливость.

3. Создавать  условия для проявления положительных  эмоций. Для развития патриотических  чувств у детей дошкольного  возраста можно использовать  игры в «военных», сюжетные  занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют  симпатию к солдатам и вызывают  желание подражать им, быть твердыми  духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на  помощь товарищу.

Уже в  старшем дошкольном возрасте в процессе игр, физкультурных занятий, можно  учить детей «читать» карту и  составлять свои небольшие карты  «боевых действий». На них наносить условные обозначения (полосу препятствий), которую нужно преодолеть команде  «разведчиков», чтобы выполнить  «боевое задание». Командир каждой группы должен внимательно следить  за ходом «операции». Тому, кто неверно  выполнил задание, выдается штрафное очко (желтую карточку), прошедшие препятствие  «на отлично» получают красную карточку.

Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые  качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины. В игре «Зарничка» (с обязательным участием пап) дети могут показать выправку на «параде войск перед главнокомандующим  армии», «отражать» танковую атаку, метко  попадая «гранатами» в неприятеля, ликвидировать «очаги заражения», уничтожать «вражеские крепления». По окончании  игры – салют в честь юноармейцев, горячий чай из самовара прямо  на заснеженном поле.

Подобные  занятия, досуги должны проходить с  обязательным участие родителей. Когда  взрослые на глазах у детей демонстрируют  свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает  определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного  общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

В настоящее  время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического  воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно  по своему содержанию, что не может  быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к  Государственному Гимну, Флагу, Гербу  Родины. Знания о Родине святы для  русского народа. Это не просто сведения, которые получают молодые люди. Это  истины, которые должны затрагивать  их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного  осуществления такой сложной  задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих  знаний.

Патриотическое  воспитание начинается в дошкольные года, но для того, чтобы с малых  лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем  состоит своеобразие патриотизма  ребенка-дошкольника, каковы пути и  методы патриотического воспитания в ДОУ. В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных тематических вечеров  со слушанием песен революционных  и военных лет, о родной стороне  способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего государства.

Большое значение в учреждениях придается  героико-патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной  войны. Конечно, для ребят - это легенда  далекого прошлого. Как сделать отвлеченные  для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о  событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых. Серьезную помощь в деле патриотического  воспитания может оказать обращение  к фольклору. Особенно необходимо его  животворное, очищающее влияние  маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.

Последовательное  ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у  детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать  активное организующее, моральное воздействие  на сознание детей. Чувство любви  к Родине начинается у ребенка  с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием  представлений о родном крае. Поэтому  необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед  на музыкальных занятиях – о Родине. К сожалению, хороших песен для  детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать  и современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес  у ребят к самой теме, создать  определенный настрой.

Некоторые музыкальные произведения помогают воспитать у детей устойчивый интерес к армии, развивают чувство  восхищения героями, желание подражать  им, знакомят с особенностями военной  службы в мирное время, формируют  представления о воинском долге («Пограничники» В. Витлина, «Моряки» Б. Кравченко, «Вечный огонь» А. Филиппенко, «Мы пока что дошколята» Ю. Чичкова, «Все мы моряки» Л. Лядовой, «Подводная лодка» М. Славкина, «Стал солдатом»  И. Арсеева, «Наша армия родная»  З. Левиной, «Любим Армию свою» В. Волкова, «Мы – солдаты» Слонова, «Кремлевские звезды» Р. Бойко). Из композиторов, сочиняющих песни патриотического  содержания, можно назвать следующих: Ю. Чичков, А Филиппенко, Е Тиличеева, Р. Бойко. Авторы методик предлагают ряд тем патриотической направленности для ознакомления с ними дошкольников:

Информация о работе Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста