Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:14, реферат

Краткое описание

Напряженная обстановка обуславливает рост различных отклонений в развитии и поведении людей. Среди них особую вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
Недостаточная изученность психолого-педагогических причин агрессии детей, раскрытие условий, механизмов, средств ее профилактики и коррекции, учет проявления агрессии как неотъемлемой динамической характеристики активности и адаптивности человека, своевременное создание для ребенка условий, обеспечивающих ему возможность самовыражения и снижения уровня агрессии, является одной из основных задач дошкольного воспитания.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

                     Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Ирбитский гуманитарный колледж»

 

Специальность 050144 Дошкольное образование

 

 

 

 

 

 

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Реферат

 

 

 

 

 

Большакова Светлана Андреевна    

Курс: 2

Группа: 29-В

Форма обучения: очная

Руководитель: Новгородова М.С.

 

 

 

 

Ирбит

2014

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Введение

  Напряженная обстановка обуславливает  рост различных отклонений в развитии и поведении людей. Среди них особую вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

Недостаточная изученность психолого-педагогических причин агрессии детей, раскрытие условий, механизмов, средств ее профилактики и коррекции, учет проявления агрессии как неотъемлемой динамической характеристики активности и адаптивности человека, своевременное создание для ребенка условий, обеспечивающих ему возможность самовыражения и снижения уровня агрессии, является одной из основных задач дошкольного воспитания.

 Актуальность исследований обусловливается также и тем, что в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно разработаны научно-обоснованные и систематизированные методы изучения и коррекции детской агрессии, что не позволяет надежно прогнозировать поведение человека в детстве и зрелые годы и, в конечном итоге, не способствует снижению уровня насилия в современном обществе.

На сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжение всей жизни [9].

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определяется следующие целевые социальных и психологических характеристик личности -  ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты

Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и                                                                                                                          окружающим. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению.

   Проблема агрессии - одна  из важнейших в психолого-педагогической  науке. Под агрессивностью понимают - свойства личности, характеризующиеся наличием деструктивных тенденций в области субъектно-субъектных отношений. В настоящее время, в связи с ростом детской преступности, с увеличением числа дошкольников с нарушениями в поведении эта тема становится всё более актуальной.

Агрессивного поведения у дошкольников лежит в природе социализации: наиболее экономный для ребенка путь социализации – подражание взрослому. Ребенок, видя агрессию у взрослых, подражает им.

Если своевременно учить детей направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в то же время побуждать их к такому позитивному социальному поведению, как помощь или участие, можно избежать многих проблем в старшем возрасте.

  Проблемой агрессивного поведения  занимались: Л.И. Божович, Н. А. Волкова, А. И Захаров, А. А. Люблинская, А. А Назаретян, Е. А. Рогов, М П. Якобсон и другие исследователи, которые считают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в дошкольный период, во избежание проблем в подростковом возрасте [13].

  Цель реферата: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

  Задачи:

1. Рассмотреть особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте.

2. Определить причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

  1. Эффективные виды коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
  2. Определить изучить особенности детей дошкольного возраста.
  3. Изучить особенности проявления агрессивности дошкольников в ходе их взаимодействия со сверстниками.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

1.1 Понятие агрессия, агрессивное поведение

В психолого-педагогической литературе выделяются следующие определения понятия агрессия:

-   целенаправленное деструктивное индивидуальное или коллективное поведение, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический или психологический ущерб др. человеку или группе людей. (Анцупов А.Я.)

- одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. (С. Н. Ениколопов.)

Агрессия может быть как собственно причинение страдания жертве, так и использование агрессии как способ достижения иной цели. Агрессия может, направлена на внешние объекты или на себя. Действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы может проявляться в приступах детского упрямства, с которыми трудно совладать взрослому. У малыша время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, касанием, драчливостью. Наиболее же привычными проявление агрессии считается конфликтность, давление, принуждение, угроза или применение физической силы.

В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно зависит от каких-либо иных факторов.

Существует мнение, что агрессивных детей отличает неадекватная самооценка – завышенная или заниженная.  Однако оказалось, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их собственной самооценкой и ожидаемой оценкой со

стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт  может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряжённо  переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, эти тяжёлые переживания вызваны не действительным положением ребёнка в детской группе, а его субъективным восприятием  отношения к себе. Такому ребёнку кажется, что его не ценят, не уважают, не видят его достоинств.

  Мы не можем однозначно  определить внутреннюю агрессивную  тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень  и характер ее внешних проявлений, т.е. агрессивного поведения. Из сказанного  выше можно заключить, что агрессивное  поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

 Ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:

—  выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

—  тенденцию к разрушению;

—  направленность на причинение вреда окружающим людям;

—  склонность к насилию (причинению боли).

Можно с большой долей уверенности предположить, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка имеют семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия.

  По мнению Г. Паренса, любая  форма агрессии - враждебность, упрямство, упорство - вызвана попытками контролировать  ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. Предложенная Г. Паренсом классификация делит агрессию на две основные формы.

- недеструктивная агрессия (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Механизмы функционируют с момента рождения. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.

- враждебная деструктивная агрессия - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Такая агрессия генерируется (накапливается) и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях [10].

 Так же в психологии подразделяют несколько видов агрессии:

- физическая (применение физической силы против другого объекта или лица)

- вербальная (ссоры, крики, ругань, визг, угрозы)

- прямая (агрессия, направленная на  определенный объект)

- косвенная (злобные сплетни и  шутки) [13].

Таким образом, агрессивность формируется в течении жизни и, в частности, в процессе социализации личности; решающая роль в процессе формирования у ребенка навыков агрессивного поведения отводится наблюдению за образцом, в качестве которого могут выступать старшие члены семьи и сверстники референтной группы; агрессивное поведение может выполнять функцию адаптации к социальным условиям, которая является механизмом психологической защиты, а в рамках противоправного поведения – инструмента воздействия; агрессивность как психологическое явление в нравственном плане нейтральна, так как в зависимости от социализации индивида может приводить как к социально одобряемому поведению, так и к противоправному.

 

 

1.2 Причины агрессивного  поведения

 Все чаще родители сталкиваются с агрессией у детей, и они не понимают, почему она у них появляется. Чтобы разобраться в этом, нужно сначала запомнить, что агрессивность нарушение поведения ребенка, и она не является симптомом психического заболевания.

Существуют так называемые возрастные пики развития агрессии:

- в возрасте от 1,8 до 2 лет у ребенка появляется желание делать все самостоятельно: ходить, кушать, одеваться и т.д. Поэтому агрессия, возникающая на этой почве, является абсолютно нормальной.

- с 3 до 4 лет у детей наблюдается так называемый «кризис трех лет». В этот период ребенок стремиться отстоять свое собственное «Я». У него возможны проявления негативизма, упрямства, своеволия и т.д. В этом возрасте ребенок учится выражать свои желания, отстаивать свою позицию, хотя еще и не знает всех адекватных способов сделать это.

Важным в преодолении кризиса является правильно подобранные методы и формы работы с детьми. Особую роль имеет работа с родителями, проведение различных консультаций, тематических бесед, оформление предметно-развивающей среды.

Становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Малышу в чем-то отказывают, и это его раздражает. Дети, безусловно, более ранимы, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность — это реакция

борьбы, так ребенок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми. Часто причиной агрессии детей является недостаток

Информация о работе Агрессивное поведение детей дошкольного возраста