Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:14, реферат

Краткое описание

Напряженная обстановка обуславливает рост различных отклонений в развитии и поведении людей. Среди них особую вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
Недостаточная изученность психолого-педагогических причин агрессии детей, раскрытие условий, механизмов, средств ее профилактики и коррекции, учет проявления агрессии как неотъемлемой динамической характеристики активности и адаптивности человека, своевременное создание для ребенка условий, обеспечивающих ему возможность самовыражения и снижения уровня агрессии, является одной из основных задач дошкольного воспитания.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Используются разнообразные формы, помогающие проводить коррекцию агрессивного поведения у детей. С этой целью с детьми дошкольного возраста применяют индивидуальную и групповую форму.

       - индивидуальная форма - ребенок общается с педагогом один на один и выполняет все задания индивидуально. Индивидуальная психокоррекционная работа проводится в самом простом варианте в ходе психодиагностики: ребенок поощряется при правильном выполнении заданий, с ним вместе вырабатывается оптимальная стратегия обучения, делаются попытки коррекции самооценки.

- групповая форма - предполагает  наличие в группе нескольких человек.

  Профилактическая работа может  проводиться 1–2 раза в неделю  с равномерным чередованием интеллектуальных и двигательных мероприятий [13].

При проведении групповой психокоррекционной работы с детьми и подростками желательно придерживаться следующих принципов отбора группы: 
1)Относительная однородность группы по возрасту (разница не более 3 лет). 
2)Максимальная разнородность по акцентуациям. 
3)У дошкольников и младших школьников возможно функционирование группы мальчиков и девочек вместе, у подростков – лучше отдельно. 
4)В зависимости от характера группы ее численность может быть разнообразной, но оптимальная – 5–10 человек.

5)Желательна закрытость группы (одни и те же участники работают на всех занятиях), но возможны и открытые группы (со сменой участников).

 

Основные направления реализации системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников[29].

Основные направления

Задачи

Ведущие формы, методы, средства

1. Работа в ДОУ с детьми дошкольного возраста

· Профилактика нежелательных негативных агрессивных тенденций в поведении детей.

· Формирование умения регулировать свои поведенческие реакции ;

· Обучение социально приемлемым , адекватным способам выражения

агрессии;

· Обучение ауторелаксации ;

· Обучение навыкам управления эмоциональной сферой.

Формы:

· Сюжетно- ролевые игры;

· Игровые упражнения ;

· Этюды;

· Инсценировки;

· Психогимнастика;

· Танцевальные упражнения;

· Индивидуальные занятия;

Методы:

· диагностика;

· наблюдение;

· убеждение;

·положительный пример;

· чтение специальных рассказов;

· беседы;

· игровые методы;

· рисование;

· аромотерапия.

Средства:

· Художественная литература;

· Музыкальные произведения;

· Игровое оборудование.

Работа педагогов с семьей.

· Создание мотивации совместной работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей.

· Ознакомление с явлением «детская агрессия», ее особенностями, причинами проявления.

·Создание представлений об основных приемах саморасслабления и саморегуляции

поведения.

· Создание представлений об основных методах работы с детской агрессивностью.

· Ознакомление системой педагогической работы.

· Оказание помощи родителям о общении с детьми с агрессивным поведением.

Формы:

· беседы;

· консультации;

· родительские собрания ;

· тренинги ; 

· рекомендации;

· индивидуальная работа: 

Методы:

· анкетирование

· беседа

· рассказ

· анализ педагогических ситуаций;

·обсуждение результатов диагностики.

Средства:

· таблицы;

· схемы;

· аудиозаписи.

Самообразование педагогов.

· Создание мотивации изучения дополнительной литературы по данной проблеме.

· Освоение основ саморегуляции поведения.

· Усвоение базовых положений при работе с детьми с агрессивным поведением.

· Ознакомление с системой педагогической работы .

· Создание мотивации практического применения предложенной системы.

Формы:

·индивидуальное изучение теоретической  и методической литературы;

· беседы;

· консультации со специалистами.

Методы:

· самоанализ;

· анкетирование;

· дискуссии;

·обмен опытом с другими педагогами;

·нетрадиционные методы (аромотерапия) 

Средства:

·литературные источники;

· аудиозаписи;

· интернет и другие информационные источники.


 

С детьми дошкольного возраста педагог может:

- проводить беседы – проводятся для того, что бы получить необходимую информацию или разъяснить того, что не было достаточно ясным при наблюдении за ребенком.

- организовывать просмотр и анализ мультфильмов - формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм.

- использовать методы арт-терапии. Например, хромотерапия изучает свойства цвета. Издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является самым важным из всех видов чувств. Изотерапия — метод коррекционного воздействия на ребенка с использованием разнообразных изобразительных средств, где дети имеют возможность отразить свое настроение и реализовать свои возможности. Рисование само по себе несет множество развивающих функций: совершенствует чувственно-двигательную координацию, образное мышление, выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различного рода эмоций. Игровая терапия — метод воздействия на детей с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность ребенка. Формирование в игре новых эмоций.

Одним из эффективным методов коррекции агрессивного поведения можно выделить психогимнастику и релаксацию.

Психогимнастика – курс специальных занятий, направленных на развитие и профилактику различных сторон психики ребенка. Часто вербальные помехи препятствуют истинному пониманию другого человека. В методиках каждого занятия включает ритмику, пантомимику и игровые упражнения. Психогимнастика примыкает к тем методикам, общей задачей которых является снятие эмоционального напряжения, коррекция настроение и предупреждение эмоциальных расстройств у детей, в том числе и агрессивного поведения.

Релаксация – физическое состояние покоя, полное и ли частичное расслабление, наступающих в результате произвольных усилия типа аутогенной тренировки и других психологических приемов. В дошкольном возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким, живым образам фантазии совершенно естественна, так как слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Для того чтобы управлять работой своих эмоций, нужно научиться направлять свое внимание на внутреннее ощущение, научиться осознавать, различать их, сравнивать, а уже потом произвольно менять их характер

Таким образом, в результате применения различных методов в коррекционной работе с детьми можно обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы.

 

 

2.2. Арт-терапия как средство коррекции агрессивного поведения

В современной литературе выделяют следующие виды арт-терапии:

- игротерапия: данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем.  По мнению Г.Л. Лэндрет, задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку: 1) стать более ответственным в своих действиях и поступках; 2). развить более позитивную Я-концепцию; 3). стать более самоуправляемым; 4). выработать большую способность к самопринятию; 5). овладеть чувством контроля; 6). развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; 7). развить внутренний источник оценки; 8) обрести веру в себя [17].

- Изотерапия: Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют в терапевтических и психокоррекционных целях, например, для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при психологической коррекции неврозов, страхов [18].

- Музыкотерапия: преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребёнком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребёнка, занять его увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется  в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована. Звук  не должен быть громким и в тоже время чрезмерно тихим [19].

- Песочная терапия: игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму [20].

-Куклотерапия: работа осуществляется в форме психологического театрализованного действия с применением кукол, масок и театральной ширмы. В процессе куклотерапии проективная диагностика внутренней позиции ребенка по отношению к различным областям его жизнедеятельности (в частности, по отношению к социуму и к самому себе) в основном осуществляется в ходе театрализованного действия, спонтанно придуманного ребенком или предложенного психологом. Главной задачей  является выявление  той психологической особенности ребенка, которая в той или иной жизненной ситуации приводит к его  невротизации [21].

- Сказкотерапия: Смысл рассказываемой сказки, сюжетная линия, характеры героев и мораль сказочной истории всегда несли в себе ценностное нравственное значение, оказывающее влияние на сознание детей. Дети дошкольного возраста, благодаря особенностям своей эмоционально-волевой сферы, являются наиболее восприимчивой категорией к жанру сказки, и соответственно основным объектом сказкотерапии. В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе [22].

- Цветотерапия: Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому в своей работе мы применяем упражнения цветотерапии, которые позволяют снять напряжённость у детей, стабилизировать их настроение. Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости [23].

- Литотерапия: один из методов нетрадиционной медицины, лечение с использованием камней. Это нетрадиционная медицинская практика, основанная на совокупности исторически и концептуально разрозненных субъективных представлений о терапевтических свойствах минералов и камней. Литотерапия нашла большое число фанатов и поклонников, убеждённых в том, что каждый камень имеет некие свойства воздействия на одну или несколько сторон душевного или физического состояния человеческого организма. Под литотерапией понимают любое использование минералов и природных камней с целью их воздействия на организм или сознание человека[24].

Таким образом, применение атр-терапии с детьми дошкольного возраста выполняет коррекционную функцию, способствующую снижению агрессивности.

 

 

 

Заключение

В современном обществе дети часто сталкиваются с агрессивным поведением со стороны взрослых и сверстников, видят это в СМИ, видеофильмах и различных передачах.

Различные подходы к объяснению детской агрессивности не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Детская агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей реализации "принципа удовольствия". В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей и ближайших родственников ребенка. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения детей является не только социально значимым, но и психологически необходимым. Раннее выявление поведенческих проблем у ребенка, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа предотвращают агрессивности в будущем.

Становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать следующие выводы:

1. Агрессивное поведение –  одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния.

2. Причинами агрессивного поведения  является отстаивание своих интересов, недостаток внимания родителей и сверстников, так же одной из причин является беззащитность.

3. Эффективными средствами коррекции  агрессивного поведения в дошкольном  возрасте можно выделить следующие: игротерапия, изотерапия, куклотерапия, цветотерапия, сказкотерапия,

Также в реферате мною было определено средство, которое благоприятное влияет на психологическое здоровье детей дошкольного возраста и позволяет успешно преодолевать проблемные ситуации. Этот метод называется арт-терапия.

Информация о работе Агрессивное поведение детей дошкольного возраста