Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:14, реферат
Напряженная обстановка обуславливает рост различных отклонений в развитии и поведении людей. Среди них особую вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
Недостаточная изученность психолого-педагогических причин агрессии детей, раскрытие условий, механизмов, средств ее профилактики и коррекции, учет проявления агрессии как неотъемлемой динамической характеристики активности и адаптивности человека, своевременное создание для ребенка условий, обеспечивающих ему возможность самовыражения и снижения уровня агрессии, является одной из основных задач дошкольного воспитания.
Используются разнообразные формы, помогающие проводить коррекцию агрессивного поведения у детей. С этой целью с детьми дошкольного возраста применяют индивидуальную и групповую форму.
- индивидуальная форма - ребенок общается с педагогом один на один и выполняет все задания индивидуально. Индивидуальная психокоррекционная работа проводится в самом простом варианте в ходе психодиагностики: ребенок поощряется при правильном выполнении заданий, с ним вместе вырабатывается оптимальная стратегия обучения, делаются попытки коррекции самооценки.
- групповая форма - предполагает наличие в группе нескольких человек.
Профилактическая работа может
проводиться 1–2 раза в неделю
с равномерным чередованием
При проведении групповой психокоррекционной
работы с детьми и подростками желательно придерживаться следующих принципов
отбора группы:
1)Относительная однородность группы по
возрасту (разница не более 3 лет).
2)Максимальная разнородность по акцентуациям.
3)У дошкольников и младших школьников
возможно функционирование группы мальчиков
и девочек вместе, у подростков – лучше
отдельно.
4)В зависимости от характера группы ее
численность может быть разнообразной,
но оптимальная – 5–10 человек.
5)Желательна закрытость группы (одни и те же участники работают на всех занятиях), но возможны и открытые группы (со сменой участников).
Основные направления реализации системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников[29].
Основные направления |
Задачи |
Ведущие формы, методы, средства |
1. Работа в ДОУ с детьми дошкольного возраста |
· Профилактика нежелательных негативных агрессивных тенденций в поведении детей. · Формирование умения регулировать свои поведенческие реакции ; · Обучение социально приемлемым , адекватным способам выражения агрессии; · Обучение ауторелаксации ; · Обучение навыкам управления эмоциональной сферой. |
Формы: · Сюжетно- ролевые игры; · Игровые упражнения ; · Этюды; · Инсценировки; · Психогимнастика; · Танцевальные упражнения; · Индивидуальные занятия; Методы: · диагностика; · наблюдение; · убеждение; ·положительный пример; · чтение специальных рассказов; · беседы; · игровые методы; · рисование; · аромотерапия. Средства: · Художественная литература; · Музыкальные произведения; · Игровое оборудование. |
Работа педагогов с семьей. |
· Создание мотивации совместной работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей. · Ознакомление с явлением «детская агрессия», ее особенностями, причинами проявления. ·Создание представлений об основных приемах саморасслабления и саморегуляции поведения. · Создание представлений об основных методах работы с детской агрессивностью. · Ознакомление системой педагогической работы. · Оказание помощи родителям о общении с детьми с агрессивным поведением. |
Формы: · беседы; · консультации; · родительские собрания ; · тренинги ; · рекомендации; · индивидуальная работа: Методы: · анкетирование · беседа · рассказ · анализ педагогических ситуаций; ·обсуждение результатов диагностики. Средства: · таблицы; · схемы; · аудиозаписи. |
Самообразование педагогов. |
· Создание мотивации изучения дополнительной литературы по данной проблеме. · Освоение основ саморегуляции поведения. · Усвоение базовых положений при работе с детьми с агрессивным поведением. · Ознакомление с системой педагогической работы . · Создание мотивации практического применения предложенной системы. |
Формы: ·индивидуальное изучение теоретической и методической литературы; · беседы; · консультации со специалистами. Методы: · самоанализ; · анкетирование; · дискуссии; ·обмен опытом с другими педагогами; ·нетрадиционные методы (аромотерапия) Средства: ·литературные источники; · аудиозаписи; · интернет и другие информационные источники. |
С детьми дошкольного возраста педагог может:
- проводить беседы – проводятся для того, что бы получить необходимую информацию или разъяснить того, что не было достаточно ясным при наблюдении за ребенком.
- организовывать просмотр и анализ мультфильмов - формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм.
- использовать методы арт-терапии. Например, хромотерапия изучает свойства цвета. Издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является самым важным из всех видов чувств. Изотерапия — метод коррекционного воздействия на ребенка с использованием разнообразных изобразительных средств, где дети имеют возможность отразить свое настроение и реализовать свои возможности. Рисование само по себе несет множество развивающих функций: совершенствует чувственно-двигательную координацию, образное мышление, выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различного рода эмоций. Игровая терапия — метод воздействия на детей с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность ребенка. Формирование в игре новых эмоций.
Одним из эффективным методов коррекции агрессивного поведения можно выделить психогимнастику и релаксацию.
Психогимнастика – курс специальных занятий, направленных на развитие и профилактику различных сторон психики ребенка. Часто вербальные помехи препятствуют истинному пониманию другого человека. В методиках каждого занятия включает ритмику, пантомимику и игровые упражнения. Психогимнастика примыкает к тем методикам, общей задачей которых является снятие эмоционального напряжения, коррекция настроение и предупреждение эмоциальных расстройств у детей, в том числе и агрессивного поведения.
Релаксация – физическое состояние покоя, полное и ли частичное расслабление, наступающих в результате произвольных усилия типа аутогенной тренировки и других психологических приемов. В дошкольном возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким, живым образам фантазии совершенно естественна, так как слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Для того чтобы управлять работой своих эмоций, нужно научиться направлять свое внимание на внутреннее ощущение, научиться осознавать, различать их, сравнивать, а уже потом произвольно менять их характер
Таким образом, в результате применения различных методов в коррекционной работе с детьми можно обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы.
В современной литературе выделяют следующие виды арт-терапии:
- игротерапия: данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем. По мнению Г.Л. Лэндрет, задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку: 1) стать более ответственным в своих действиях и поступках; 2). развить более позитивную Я-концепцию; 3). стать более самоуправляемым; 4). выработать большую способность к самопринятию; 5). овладеть чувством контроля; 6). развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; 7). развить внутренний источник оценки; 8) обрести веру в себя [17].
- Изотерапия: Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют в терапевтических и психокоррекционных целях, например, для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при психологической коррекции неврозов, страхов [18].
- Музыкотерапия: преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребёнком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребёнка, занять его увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.
В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована. Звук не должен быть громким и в тоже время чрезмерно тихим [19].
- Песочная терапия: игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму [20].
-Куклотерапия: работа осуществляется в форме психологического театрализованного действия с применением кукол, масок и театральной ширмы. В процессе куклотерапии проективная диагностика внутренней позиции ребенка по отношению к различным областям его жизнедеятельности (в частности, по отношению к социуму и к самому себе) в основном осуществляется в ходе театрализованного действия, спонтанно придуманного ребенком или предложенного психологом. Главной задачей является выявление той психологической особенности ребенка, которая в той или иной жизненной ситуации приводит к его невротизации [21].
- Сказкотерапия: Смысл рассказываемой сказки, сюжетная линия, характеры героев и мораль сказочной истории всегда несли в себе ценностное нравственное значение, оказывающее влияние на сознание детей. Дети дошкольного возраста, благодаря особенностям своей эмоционально-волевой сферы, являются наиболее восприимчивой категорией к жанру сказки, и соответственно основным объектом сказкотерапии. В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе [22].
- Цветотерапия: Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому в своей работе мы применяем упражнения цветотерапии, которые позволяют снять напряжённость у детей, стабилизировать их настроение. Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости [23].
- Литотерапия: один из методов нетрадиционной медицины, лечение с использованием камней. Это нетрадиционная медицинская практика, основанная на совокупности исторически и концептуально разрозненных субъективных представлений о терапевтических свойствах минералов и камней. Литотерапия нашла большое число фанатов и поклонников, убеждённых в том, что каждый камень имеет некие свойства воздействия на одну или несколько сторон душевного или физического состояния человеческого организма. Под литотерапией понимают любое использование минералов и природных камней с целью их воздействия на организм или сознание человека[24].
Таким образом, применение атр-терапии с детьми дошкольного возраста выполняет коррекционную функцию, способствующую снижению агрессивности.
Заключение
В современном обществе дети часто сталкиваются с агрессивным поведением со стороны взрослых и сверстников, видят это в СМИ, видеофильмах и различных передачах.
Различные подходы к объяснению детской агрессивности не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Детская агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей реализации "принципа удовольствия". В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей и ближайших родственников ребенка. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения детей является не только социально значимым, но и психологически необходимым. Раннее выявление поведенческих проблем у ребенка, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа предотвращают агрессивности в будущем.
Становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать следующие выводы:
1. Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния.
2. Причинами агрессивного
3. Эффективными средствами
Также в реферате мною было определено средство, которое благоприятное влияет на психологическое здоровье детей дошкольного возраста и позволяет успешно преодолевать проблемные ситуации. Этот метод называется арт-терапия.
Информация о работе Агрессивное поведение детей дошкольного возраста