Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:14, реферат

Краткое описание

Напряженная обстановка обуславливает рост различных отклонений в развитии и поведении людей. Среди них особую вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
Недостаточная изученность психолого-педагогических причин агрессии детей, раскрытие условий, механизмов, средств ее профилактики и коррекции, учет проявления агрессии как неотъемлемой динамической характеристики активности и адаптивности человека, своевременное создание для ребенка условий, обеспечивающих ему возможность самовыражения и снижения уровня агрессии, является одной из основных задач дошкольного воспитания.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

В курсовой работе мною планируется разработать сборник игр направленных на коррекцию агрессивного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Основная литература

 

Дополнительная литература

 1. Змановская Е. В. Девиантология /Психология отклоняющегося поведения/ Москва 2004 - 86-92 с.

 2. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М., 2003

 3.  Каменская М.В. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2005

 4. Смирнова Е., Хузеева Г. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. №4. 2003. С. 62-67.

 5. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков/ Москва 2000- 386-387 c.

 6. Зеньковский В.В. Психология детства Москва 1996

 7. Синкевич И.А Исследование особенностей агрессивного поведения старших дошкольников// http://edu.znate.ru/docs/347/index-24425.html?page=5

 8. Детская агрессивность //

http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65635b2ad68a4c43b88521206c37_0.html

  9. Тунева А.А. Агрессивное поведение детей // http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/agressivnoe-povedenie-doshkolnikov //

  10. «Агрессивность у детей дошкольного возраста» //

http://dohcolonoc.ru/cons/4485-agressivnost-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html//

  11. Возрастные особенности дошкольников

// http://www.pskovedu.ru/?project_id=3825&pagenum=8460 //

  12. Возрастные особенности детей дошкольного возраста //

http://detinv.ru/index.php/vozrastnye-osobennosti //

  13. Агрессивность дошкольников

//  http://festival.1september.ru/articles/625306/ //

  14. Возрастные особенности детей 4-5 лет // http://det-sad43.ucoz.ru/publ/vozrastnye_osobennosti_detej_4_5_let/1-1-0-6 //

  15. Возрастные особенности развития ребенка от5 до 6 лет

// http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-rebenka-ot-5-do-6-let //

  16. Дошкольный возраст // http://med-books.info/vozrastnaya-psihologiya_783/doshkolnyiy-vozrast-39970.html //

  17. Морозова О.В. Игротерапия как средство коррекции неконструктивного поведения детей дошкольного возраста

// http://pik100.ucoz.ru/konf/patologia/morozova.htm //

  18. Изотерапия // http://forum.in-ku.com/printthread.php?s=8d22ea9eb4c7fed9ad5562529e9821bb&t=130873 //

  19. Музыкотерапия // http://mbdou15.taba.ru/service/Metodicheskie_vestniki/571239_Muzykoterapiya.html //

   20. Коррекция агрессивности посредством песочной терапии // http://www.maaam.ru/detskijsad/korekcija-agresivnosti-po-sredstvam-pesochnoi-terapi.html //

  21. Куклотерапия, как метод коррекции  детско-родительских отношений и поведения детей. //  http://deti-psyhelp.ru/publ/kukloteapija/kukloterapija_kak_metod_detsko_roditelskikh_otnoshenij_i_povedenija_detej/5-1-0-20 //

  22. Сказкотерапия для детей дошкольного возраста // http://razvitiedetki.ru/skazkoterapiya-dlya-detey.html //

  23. Коррекция психоэмоционального состояния дошкольников при помощи цветотерапии. // http://www.maaam.ru/detskijsad/korekcija-psihoyemocionalnogo-sostojanija-doshkolnikov-pri-pomoschi-cvetoterapi.html //

  24. Литотерапия // http://ilm.narod.ru/index/0-24 //

  25. Шамаева Л.А. Профилактика и коррекция агрессивного поведения у дошкольников // http://deviatio2010.vlsu.ru/index.php?id=178

  26. Коррекция агрессивного поведения  у детей // http://elib.tomsk.ru/elib/data/2013/2013-0040/2013-0040.pdf

  27. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Агрессивные  дети // http://dob.1september.ru/2004/01/11.htm

  28. Формы и методы профилактики  агрессивного поведения дошкольника // http://referat.yabotanik.ru/psihologiya/formy-i-metody-profilaktiki-agressivnogo-povedeniya/178215/165785/page5.html

  29. Методическая разработка по теме:  Психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Мещерякова. Л.Г. // http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/psihologicheskaya-korrekciya-agressivnogo-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Словарь основных понятий

 

Термин

Определение

Автор

Агрессия

целенаправленное деструктивное индивидуальное или коллективное поведение, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический или психологический ущерб др. человеку или группе людей.

Анцупов А.Я.

Агрессивное поведение

одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния.

Ениколопов С.Н.

Арттерапия

предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка является безопасными способами разрядки напряжения

Рудестам К.Э

Вербальная агрессия

агрессия, выражающаяся в оскорбительных словах, кличках, иронических высказываниях.

Бендас Т.

Дошкольный возраст

период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет.

Венгер А.Л

Игротерапия

метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра.

Киселева М.В.

Изотерапия

метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Киселева М.В.

Игра

один из видов деятельности, являющийся ведущим у детей дошкольного возраста.

Дудьев В.П.

Куклотерапия

метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол.

Райт Майкл

Косвенная агрессия

непрямая агрессия, агрессивные действия, адресованные объектам, принадлежащим или дорогим тому или иному лицу.

Жмуров В.А.

Литотерапия

это нетрадиционная медицинская практика, основанная на терапевтических свойствах минералов и камней.

Баландин Р.К.

Музыкотерапия

это контролируемое использование музыки в коррекции психо-эмоциональной сферы ребенка.

Киселева М.В.

Песочная терапия

это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение.

Пахомова М.И.

 

 

Прямая агрессия

форма агрессивного поведения. Носит намеренный характер, ее цель не скрывается.

Анцупов А.Я.

Сказкотерапия

метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Киселева М.В.

Физическая агрессия

акт агрессии, совершаемый с намерением нанести прямой ущерб или травму другому человеку (или объекту).

Кордуэлл М.

Цветотерапия

эффективный метод воздействия цветом на наш организм с целью восстановления его нормальной жизнедеятельности.

Рерих Е.И.


 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Игры, направленные на коррекцию агрессивного поведения

1. «Тух-тиби-дух» (Фопель К., 1998)  

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.  

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.  Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться [25].

 

2. «Рубка дров» (Фопель К., 1998)

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры.  

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»» Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

 

3. Игра «Молекулы».

Цель: повышение позитивного настроя и сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Инструкция. Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят

так – согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекулах может быть разнообразное, у нас оно будет определяться тем числом, которое я назову. Сейчас все начинают быстро двигаться по комнате, а когда я назову какое-либо число, например, три, атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.

 

4. Игра «Морщинки».

Цель: снятие напряжения.

Инструкция. Несколько раз вдохните-выдохните. Вдох-выдох, вдох-

выдох. И последний раз вдох-выдох. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы! [26]

 

5. «Обзывалки»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, ..., солнышко!» 
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

 

6. «Ласковые лапки» (Шевцова И.В.)

Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными[27].

 

7. «Маленькое приведение» (Лютова Е.К., Монини Г.Б.)

Цель: Научить в приемлемой форме, выплеснуть, накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Содержание: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такие движения (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить.» Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

 

8. «Цветик – симицветик»

Цель: Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции.

Ребенок смотрит на лепесток, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состояние.

В течение всего года можно провести подобные занятия многократно, а в конце года обсудить с ребенком, изменились ли его взгляд на окружающих и на себя.

 

9. «Липучка»

Цель: Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держаться за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают. « Я – липучка - приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучка» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других.

Когда все  дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

 

10. Разговор с руками.

Цель: снятие напряжении, переключение внимания;

Задача: Научить детей контролировать свои действия.

Ребенку предлагается обвести на листе бумаге силуэт ладоней. Затем предложить оживить ладошки (нарисовать им глазки, ротик). После этого затеять беседу с руками. Если ребенок не подключается к разговору, педагог проговаривает сам. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое могут делать, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно заключением договора между руками и хозяином. Пусть руки пообщаются, что в течение двух, трех дней, они постараются делать только хорошие дела: мастерить , здороваться, играть и некого не обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалить послушные руки и их хозяина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Методические рекомендации для родителей по коррекции агрессивного поведения

  1. Ограждать ребенка от просмотра мультфильмов агрессивного содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия.
  2. Ежедневно играть с ребенком в ролевые игры или хотя бы в «ролевые беседы» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).
  3. Когда ребенок приходит из детского сада, интересуйтесь во что играли другие дети, побуждая его приглядываться к играм сверстников и пробовать играть в похожие игры дома.
  4. Попытайтесь исключить ответную реакцию на агрессивное поведение ребенка.
  5. Не показывайте ребенку унижение друг друга, конфликтные ситуации.
  6. Проявляйте в отношении к ребенку теплые чувства, формируйте у него чувство защищенности.
  7. Оказывать поддержку, заботиться, однако, в то же время, быть в меру требовательным к ребёнку и воспитывать в нём чувство ответственности за своё поведение.

Информация о работе Агрессивное поведение детей дошкольного возраста