Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Искусство является неотъемлемой ча¬стью человеческой деятельности, что личность человека может пол¬ностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребенок приобщается к художественной деятельности.

Оглавление

1 Введение……………………………………………………………………….3
2 Психолого-педагогические основы отечественного музыкально- эстетического воспитания………………………………………..…….......…5
3 Организация и построение музыкальных занятий детей дошкольного возраста…………………………………………………….………………….11
4 Основы организации самостоятельной музыкальной деятельности………………………………………………….………………..19
5 Заключение…………………………………………………………………..21
6 Список литературы………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Курсаче.docx

— 51.35 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Поволжская государственная  социально-гуманитарная академия

 

 

Кафедра психологии и педагогики

Музыкальное воспитание детей  дошкольного возраста

 

Курсовая работа по педагогике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  

                         

Научный руководитель:




 

 

 

 

 

 

 

Самара  2011 

План:

 

1 Введение……………………………………………………………………….3

 

2 Психолого-педагогические основы отечественного музыкально-                           эстетического воспитания………………………………………..…….......…5

 

3 Организация и построение музыкальных занятий детей дошкольного возраста…………………………………………………….………………….11

 

4 Основы организации самостоятельной музыкальной деятельности………………………………………………….………………..19

 

5 Заключение…………………………………………………………………..21

 

6 Список литературы………………………………………………………….23

 

Музыкальное воспитание детей  дошкольного возраста

Введение

      Искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства.  С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребенок приобщается к художественной деятельности.  У него вырабатывается определенное отношение к природе, труду, общественной жизни, быту, ребенок учится видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. Частью эстетического воспитания является художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства. Таким образом, искусство, с одной стороны, служит средством  познания окружающего мира, а с другой - средством воспитания.

      Н.Г. Чернышевский писал: «...прекрасное есть жизнь; прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»1.Огромна роль искусства в воспитании чувств и сознания человека. Оно формирует личность, влияет на развитие творческой деятельности и, в соответствии с требованиями общества, является высшей формой эстетического освоения действительности в единстве его познавательного, идейно-воспитательного и эстетического моментов. Каждый вид искусства связан с деятельностью человеческого сознания. Являясь особой формой сознания, он закрепляет свои познавательные результаты различными средствами: поэзия - словами, скульптура - пластическими материалами, а музыка - звуками.

      Музыкальное искусство,  непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни. Как писал Гогоберидзе А.Г - «Музыка- это искусство. А искусство- это особое, ходожественно-образное отражение жизни, внешнего и внутреннего мира человека, это

1 «Основы музыкального  воспитания и развития  детей младшего  возраста» Зимина  А.Н.- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.-Гл.1 Стр1.

2 «Теория и  методика музыкального  воспитания детей  дошкольного возраста»  М.:Изд.центр «Академия»,2005г.-Стр.56


 

 

мышление в художественных образах»2.

      Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. Нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяются такими целями, как: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогические основы отечественного музыкально-эстетического  воспитания.

 

 

      На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в нашей стране оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. Ф. Каптерева. Они создали теоретическую основу для построения системы музыкального воспитания в советский период, но их идеи звучат весьма актуально и сегодня.

      Одним из первых заговорил о необходимости систематического музыкального воспитания детей с раннего возраста В. М. Бехтерев. В своих работах, посвященных этому периоду детства, он писал о том, что именно период «первого детства» является самым благоприятным для развития внимания, ощущений, чувственной сферы.

      Л. С. Выготский предлагал создать систему эстетического воспитания детей, которая должна исходить из того, что каждый ребенок наделен определенной степенью одаренности, имеет творческие возможности, а воспитание должно сохранить и развить их.

      П. П. Блонский отстаивал необходимость формирования творчески активной личности, способной к преобразованию мира. В вопросах музыкального воспитания П. П. Блонский предлагал идти не от музыки к ребенку, а наоборот, «от учащегося, с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством, к пению и через пение к музыке». Для развития творческих проявлений им предлагались: слушание лучших образцов музыкальной классики, аккомпанемент инструментальной музыки, сольное пение с элементами импровизации, чтение музыкального произведения с листа, исполнение его затем в оркестре или камерно. Самое важное в музыкальном образовании ребенка - это установка на формирование музыкального чувства, способности творить, импровизировать. Важно отметить, что приоритетную роль в эстетическом образовании П. П. Блонский отводил периоду дошкольного возраста. Основу музыкального воспитания в детском саду, по его мнению, должно составить народное творчество, так как именно народная культура является базисом социального развития детей.

      П.Ф.Каптерев сыграл большую роль в разработке теоретических положений музыкально-эстетической теории. Он дал определение эстетическому воспитанию и эстетическому образованию. Их основным содержанием является развитие эстетического чувства, которое формируется на основе тесной взаимосвязи эстетического, нравственного, умственного воспитания с раннего детства. В эстетическом воспитании главным, с его точки зрения, можно считать музыку, природу, игру и развлечения. Его теория эстетического воспитания построена на принципе комплексного подхода к развитию эстетических чувств ребенка, предполагает определенную систему и выделяет средства ее реализации на практике. Особое значение имеют его взгляды на детские игры и развлечения, которые служат своеобразным фундаментом для классификации детских игр в дошкольной педагогике.

       Как уже было сказано выше, для развития творческих проявлений необходимы такие виды деятельности, как: слушание музыки, исполнение сольного пения с элементами импровизации, чтение музыкального произведения с листа. Рассмотрим подробнее все эти виды деятельности.

А) Слушание музыки.

     Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, В нашей жизни музыка звучит повсюду - на радио, телевидении, в грамзаписи, театрах и кинотеатрах. Но такие встречи детей с музыкой носят случайный характер, а для развития музыкальной восприимчивости необходимо последовательное руководство процессом слушания. Д.Б. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней1.

      Для развития умения слушать и воспринимать музыку необходимо музыкально-сенсорное воспитание ребенка. Оно предполагает различение звуков по высоте, тембру, силе звучания, длительности.

      В работе с детьми в основном используется программная инструментальная музыка - т. е. снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения. Слушают дети и непрограммную музыку, выражающую только определенное настроение.

     В процессе слушания  музыки в единстве с музыкально-эстетическими осуществляются и задачи всестороннего развития ребенка: совершенствуется его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние. Музыка помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и создавать его. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать ее выразительные средства, жанры, композицию произведений, что, естественно, углубляет эстетические чувства.

     У детей дошкольного возраста значительно изменяются особенности музыкального восприятия в результате полученного ими опыта по слушанию музыки. Вырабатываются произвольное внимание, умение сосредоточиваться при слушании, улавливать детали исполнения.

Педагог пользуется различными формами  словесного руководства: сообщает название произведения, проводит краткую беседу перед и после слушания музыки или в нескольких словах знакомит детей с содержанием исполняемого. Слово, обращенное к детям, по своей тональности должно соответствовать характеру произведения: звучать тепло, ласково, когда говорится о лирическом образе: радостно, торжественно, когда речь идет о произведении праздничного характера; просто, дружески, когда исполняется пьеса, рисующая картинки быта и т. д.

Постановка перед детьми познавательных задач формирует их оценочные  суждения.

Б) Пение.

   1«Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста» Зимина А.Н.- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.-Гл..6 //слушание-восприятие музыки.


 

  Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспитывает. В. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли. В сравнении с инструментальной музыкой - пение обладает большей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение — самый массовый и доступный вид народного исполнительства.

     Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению.

     Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом - на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствуют развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. В дошкольном репертуаре есть песни о Родине, труде, о разных профессиях, воспитывающие уважение к ним, формирующие нравственность В процессе обучения пению активно развиваются музыкальные способности ребенка: музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство.

     Начиная работу по  разучиванию песни, педагог должен, отобрав произведение, тщательно  ознакомиться с ним, определить  его художественную ценность, воспитательно-образовательные задачи.

Процесс разучивания песни включает 3 этапа.

     1-й этап - ознакомление  с песней. Целью первого этапа  обучения является: заинтересовать детей, раскрыть содержание музыкального произведения, определить музыкальные средства выразительности.

     2-й этап - разучивание  песни. На этом этапе происходит  основная работа по обучению детей певческим умениям и навыкам.

     3-й этап - закрепление  песни. Работа над воссозданием  музыкально-художественного образа песни, над ее эмоционально-выразительным исполнением.

     Не все песни требуют  предварительной беседы. Если песня  не сложная, доступна детям  по содержанию, легко воспринимается  ими, то следует ограничиться, лишь ее названием. В таких случаях после первого прослушивания детям задаются вопросы: какая песня по характеру, о чем она рассказывает и т. Д

В) игра на инструментах.

     Обучение детей игре  на музыкальных инструментах  открывает перед ними новый  мир звуковых красок, помогает  развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментально и музыке.

    В процессе игры на  музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др. обогащает активный словарь детей, развеивает их речь:

Информация о работе Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста