Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:19, курсовая работа
Искусство является неотъемлемой ча¬стью человеческой деятельности, что личность человека может пол¬ностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребенок приобщается к художественной деятельности.
1 Введение……………………………………………………………………….3
2 Психолого-педагогические основы отечественного музыкально- эстетического воспитания………………………………………..…….......…5
3 Организация и построение музыкальных занятий детей дошкольного возраста…………………………………………………….………………….11
4 Основы организации самостоятельной музыкальной деятельности………………………………………………….………………..19
5 Заключение…………………………………………………………………..21
6 Список литературы………………………………………………………….23
Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, перед ночным, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки, вечеров развлечений. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.
Игра безусловно является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной.
Возможны различные варианты применения музыки в играх. В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках.
Для того, чтобы музыка звучала в играх любой тематики, музыкальному руководителю необходимо отбирать и разучивать с детьми музыкальный материал, отвечающий их интересам и потребностям. В детском репертуаре должны быть песни, легкие для исполнения, предполагающие возможность петь их самостоятельно, соответствующие тематике игр, привлекательных для детей.
Музыка может входить как составная часть и в разные занятия: по развитию речи, ознакомлению детей с природой, окружающим. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко, эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления.
На занятиях по природоведению, также полезно включать музыку. Например, после того, как дети понаблюдали за рыбками, воспитатель может спеть песню «Рыбка», музыка М. Красева. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит педагог, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления. В результате ребенок учится не только наблюдать, но и чувствовать красоту природы, сопоставлять ее явления с музыкальными образами.
Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например, при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться о том, чтобы инструментальное произведение или песня не нарушили целостности сказочного образа, а наоборот, дополняли его.
В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи. Музыка расширяет круг представлений детей, способствует развитию внимания. Если ребенок слушает внимательно, то он усваивает и правильное произношение слов, и обогащает свой словарный запас. Во время беседы о музыке дети знакомятся с новыми понятиями, связанными с ее содержанием.
Использование музыки в физкультурной деятельности придает увлекательность, способствует ее эффективности. Музыка поднимает настроение детей, организует их движения, способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует их более точному и скоординированному выполнению. Но не все движения можно сопровождать музыкой. Такие, как прыжки с разбега, метание, лазанье под музыку выполнять не рекомендуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребенка ритм движений. Музыка также помогает детям усвоить различные построения и перестроения, которые обычно проводятся в начале или в конце занятия.
Основы организации самостоятельной музыкальной деятельности
Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах. Широкий фоновый источник создают музыкальные впечатления от окружающей жизни, поскольку ребенок слушает радио, магнитофонные и грамзаписи, смотрит телепередачи, посещает с родителями детские спектакли, концерты, кинофильмы.
Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенной материальной среды: «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. В таком «уголке» уже в средней группе должен быть набор следующих технических средств: проигрыватель, пластинки, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т. е. макеты, изготовленные педагогами), кроме того, различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» (по песенному репертуару), дирижерская палочка. Здесь же следует вывешивать и периодически менять портреты композиторов-классиков, авторов музыки для детей.
Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку. В содержание самостоятельной музыкальной деятельности прежде всего входит то, чему дети научились с помощью взрослых.
Первые проявления самостоятельности возникают в различных видах детской музыкальной деятельности на музыкальных занятиях.
Слушая музыку на занятиях, дети должны знать, что в дальнейшем сами будут заниматься музыкальной деятельностью - петь, двигаться под музыку, высказываться о содержании песни, инструментальной пьесы. Если дети воспринимают музыку осознанно, то это способствует их музыкальному развитию. Следовательно, для развития самостоятельной музыкальной деятельности, как и для успешного обучения детей, необходимы активное, сознательное усвоение предлагаемого на занятиях материала, а также заинтересованность и увлеченность. У детей возникает стремление проявить свои интересы, склонности, инициативу и вне занятий.
Дети отличают неточное исполнение от правильного, стремятся сделать его более выразительным, а на занятиях по развитию творчества сочиняют попевки на заданный текст, несложные мелодии на металлофонах, инсценируют под пение педагога новые для них песни, сочиняют пляски-импровизации, дополняют новыми вариантами сюжетные игры, разыгрывают этюды. В играх и плясках с зафиксированными движениями они не просто выполняют ранее разученные фигуры или действия персонажей, а трансформируют их каждый по-своему.
Следовательно, развитие самостоятельной музыкальной деятельности зависит от:
♦ имеющихся у детей умений и навыков,
♦ имеющегося оборудования в группах,
♦ продуманного и тактичного руководства со стороны педагогов и воспитателей.
Заключение
К актуальной проблемке
социальной действительности
Поэтому невозможно
не затронуть вопрос об
Уровень музыкальности
детей значительно снижается,
так как большинство родителей
имеет низкий уровень
Кроме расширения
кругозора и повышения уровня
общего культурного развития
музыкальное воспитание
Содержание музыкального
образования реализуется
Список литературы:
Гогоберидзе А.Г «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» М.: Издательский центр «Академия», 2005г.
Зимина А.Н «Основы
музыкального воспитания и
Морева Н. «Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории» Дошкольное воспитание 1998г. №2.
Зимина А.Н «Музыкальная игротерапия как средство коррекции поведения/ Соц. Дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков» Материалы Российской научной конференции. М.1996г. «Гарант»
Никологорская Г «Музыка и нравственное воспитание» Искусство и школа. М., 1981г.
Информация о работе Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста