Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:19, курсовая работа
Искусство является неотъемлемой ча¬стью человеческой деятельности, что личность человека может пол¬ностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребенок приобщается к художественной деятельности.
1 Введение……………………………………………………………………….3
2 Психолого-педагогические основы отечественного музыкально- эстетического воспитания………………………………………..…….......…5
3 Организация и построение музыкальных занятий детей дошкольного возраста…………………………………………………….………………….11
4 Основы организации самостоятельной музыкальной деятельности………………………………………………….………………..19
5 Заключение…………………………………………………………………..21
6 Список литературы………………………………………………………….23
Когда ребенок слышит
и сопоставляет звучание
Организация и построение
музыкальных занятий детей
Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. «Музыкальные занятия - это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы»1. Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систематизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкальный кругозор, формируются творческие способности. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. Содержание занятий ориентировано на задачи, отвечающие общей цели музыкального воспитания: обучение детей умениям и навыкам в сфере музыкальной деятельности и осуществление этого процесса в единстве с воспитанием.
Содержанием музыкальных занятий являются: пение песен, вокальная и инструментальная музыка для слушания, музыкально-ритмические движения в виде упражнений, игр, плясок. Использование этих видов деятельности на каждом занятии должно соответствовать характеру внимания и сосредоточенности дошкольников.
В содержание занятий входит новый и повторный материал. Новой может быть песня, игра или пляска, произведение для слушания и анализа, упражнение-композиция. Повторный материал - это их разучивание, совершенствование в ходе различных вокальных и двигательных упражнений. Проводят также занятия, полностью построенные на повторном материале. Известно, что чем чаще повторяется процесс восприятия того или иного музыкального материала, тем легче и качественнее идет усвоение навыков
1«Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста» Зимина А.Н.- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.-Гл.11-муз.занятия
музыкальной деятельности. Однако механическое повторение разученного недопустимо, оно ухудшает качество исполнения, закрепляет ошибки. В процессе обучения, педагоги должны поэтапно усложнять задания, творчески подходить к подбору репертуара, обращать внимание на их эмоциональную насыщенность. Музыкальному руководителю так же необходимо владеть большим арсеналом средств психологического и педагогического воздействия на детей. В целом, придерживаясь программы, музыкальный руководитель имеет право подбирать материал по своему усмотрению, комбинировать виды деятельности и приемы обучения.
Существует три основных типа музыкальных занятий, которые обеспечивают оптимальное развитие детей:
Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.
Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание материала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разучиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.
Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки детей, их исполнительское мастерство; а также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми.
В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.
Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Начинается занятие с ходьбы детей, так как основой жизнедеятельности организма является движение. Идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упражнений: образного, подготовительного, композиционного.
Во второй части занятия педагог переходит к пению или слушанию (в зависимости от интенсивности движений первой части), Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе. Это может быть и музыкальный материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучиваться с детьми. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хорошо разученная ранее игра или пляска. В них совершенствуются музыкально-ритмические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения.
Одной из задач третьей части занятия является приведение возбужденного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Педагог играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останавливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка занятия.
Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых до учебно-познавательных. Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педагогом программных требований, особенностей развития детей данной группы, используемого музыкального материала.
Занятие по слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии.
Занятие по слушанию музыки обычно продолжается 20-25 минут, его можно проводить и в вечернее время. Но это не развлечение, не концерт, ибо здесь присутствуют элементы обучения: после слушания каждого произведения педагог с детьми проводит его анализ. Отмечаются характер и средства выразительности произведения, его жанр и форма. Для облегчения восприятия произведений в целом в занятие включается образное и поэтическое слово педагога, пение самих детей, иллюстративный материал - картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного искусства и т. д.
Занятия по развитию творчества проводятся, когда дети уже обладают некоторым объемом знаний, умений и навыков в области пения, музыкально-ритмических движений, игры на инструментах. «Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать такие элементы как: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст; выполнение образных упражнений; составление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этюдов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога» - писала Зимина А.Н. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотипными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. Поэтому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «режиссером», применять игровые приёмы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятельность, поддерживать инициативность и самостоятельность.
Обучение игре на инструментах сначала проводится педагогом на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и оркестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и её ритмичного сопровождения инструментами ударной группы; совершенствование исполнения знакомых произведений; подбор мелодий по слуху или их сочинение.
Но для правильного построения музыкальных занятий надо соблюдать определённые условия их организации. Для музыкальных занятий в режиме дня отведено постоянное время, установлена определенная их продолжительность: 2 раза в неделю преимущественно в утренние часы, 35-45 минут. Во время пения и слушания музыки детям следует сидеть на стульях, пособия к занятию готовятся заранее и лежат так, чтобы их было удобно взять и положить в ходе занятия без излишней затраты времени. Дети не должны долго ожидать начала занятия, так как это их дезорганизует и утомляет.
На типовых занятиях при пении и слушании музыки можно зафиксировать места посадки. Например, в первом ряду сидят дети с несформированным слухом, небольшим диапазоном голоса, недостаточно дисциплинированные и вновь поступившие. Такое размещение позволяет им лучше слышать правильное пение педагога и детей, сидящих сзади.
Одним из главных условий воспитания культурного слушателя является глубокое эмоциональное переживание содержания музыкальных произведений. Возникает оно на основе интереса. Учитывая удивительную особенность детского воображения - его активность при восприятии музыки - следует опираться на имеющийся у детей музыкальный опыт, не навязывать им в процессе обучения готовые движения, формулировки, а вызывать ощущение, что музыка - важная часть жизни: не развлечение, не дисциплина, которую изучают, а нечто, создаваемое самим человеком. Процесс музыкального воспитания всегда должен быть понятен ребенку, эмоционально увлекателен, чтобы он не только воспринимал, но и размышлял о воспринятом, умел слушать и слышать. « Ибо запомнить на всю жизнь, научиться чему-то можно только тогда, когда воспринимаемое будет понято и прочувствовано глубоко, по-настоящему1».
Роль педагога меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено дать новую песню, спеть ее может педагог. На следующем занятии педагог поет запев песни, а дети - припев. Педагог следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Если занятие посвящено слушанию музыки, педагог может рассказать о содержании музыкальной пьесы.
Приведем в пример план типового фронтального занятия2:
План
I. 1. Ходьба. Марш Н. Леви.
2. Подготовительное упражнение — разучивание движений к русской народной пляске.
♦ Поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке. «Полянка»: русская народная мелодия в обработке Г. Фрида.
♦ Шаг на всей ступне с продвижением вперед. «Под яблонькой зеленой», русская народная песня в обработке Н. Метлова.
1«Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста» Зимина А.Н.- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.-Гл11-организация и построение муз.занятий.
II. 1. Слушание музыки.
♦ Марш Д. Шостаковича
♦ Вальс Д. Кабалевского
2. Пение
♦ Распевание на попевке «Василек».
♦ Песня «Журавли», музыка А. Лившица, слова М. Познанской.
♦ Песня «Урожайная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
♦ Песня «Барабан», музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой.
3. Игра «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, автор движений С. Руднева.
III. Ходьба под музыку русской народной песни «Во поле береза стояла».
Анализ занятия
Программное содержание. В музыкально-ритмических движениях: учить детей поочередно выбрасывать левую и правую ноги вперед в прыжке; выполнять движения в соответствии с бодрым плясовым характером мелодии, ее ритмом.
В слушании: различать жанровые признаки вальса и марша.
В пении: учить детей вместе начинать и заканчивать песню, исполнять ее выразительно, отчетливо произнося слова.
Задачи. Продолжать воспитывать устойчивый интерес к разножанровой музыке, способность к оценочным суждениям.
Методические пособия. Картинки с изображением танцующих и марширующих детей.
2«Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста» Зимина А.Н.- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.-Гл.11-примерные планы муз.занятий.
Но следует так же помнить, что жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне их. В разнообразных играх, на прогулках дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать грампластинки, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
Информация о работе Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста