Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 05:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка путей психокоррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста; распознавания и методов их диагностики.
Объектом исследования является психологическое состояние детей старшего дошкольного возраста с проявлением фобических расстройств.
Предметом исследования является влияние страха на эмоциональное состояние личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....6
1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………6
1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...10
1.3 Возрастная периодизация детских страхов…………………..……...12
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........18
2.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………….….18
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………….…….22
2.3 Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………….………...….25
2.4 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного
возраста…..............................................................................................28
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….33
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой
группы……………………………………………………………....33
3.2 Описание методического материала………….……….….…….........37
3.3 Описание психокоррекционной работы……….….………….……...46
3.4 Практическое исследование и результаты психологической
диагностики……………………………………….…………………....64
3.5 Математико-статистический анализ показателей………………......70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........72
ЛИТЕРАТУРА…………………..……………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Анны.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

Занятия с 11 по 15.

Задачи:

    1. Развитие позитивного отношения у детей к собственным страхам.
    2. Развитие позитивного отношения у детей к родительскому воспитанию.
    3. Оказание необходимой психологической поддержки детям, позитивный настрой на будущее.

Методы:

      • игра « Волшебная вода смелости»;
      • игра «Чего я уже не боюсь»;
      • игры с масками;
      • наблюдение;
      • беседа.

Игровая психокоррекция страхов. Известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей, действие, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит отреагирование чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения и расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения. Дети и сами в спонтанной игре изживают свои страхи, когда играют в сражения, прятки, лазают по деревьям, сараям, чердакам, изображают «казаков-разбойников». В большом городе они часто лишены этого. Подвижную игру заменяют интеллектуальные занятия, к тому же если ребенок единственный, то он, как правило, чрезмерно опекается и не может из-за ограничений и запретов выразить себя в игре эмоционально, так, как ему бы хотелось. Мало или совсем не играют с детьми родители, с которыми также не играли в детстве. Такие черты характера, как необщительность, внутренняя напряженность и конфликтность, властность и авторитаризм, излишняя принципиальность и негибкость, чрезмерный рационализм и сухость также мешают живому общению. Многое из сказанного относится и к воспитателям в группе, где как раз и следует восполнить недостаток игры дома. А родителям нервных детей мы советуем, как можно больше играть с ними в подвижные, эмоционально насыщенные игры вроде тех, о которых сейчас пойдет речь.

Условно комплекс подвижных игр по преодолению страхов можно обозначить как «пять плюс пять». В первую пятерку войдут игры, проводимые как в помещении детского сада, так и на улице, во время прогулки.

    1. Игры с мячом: футбол, регби; внезапное, неожиданное бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровождающееся словами «на», «держи», «лови», «бросай», «поймай», а также подбрасывание воздушных шариков и игра в кегли.
    2. Поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.
    3. Борьба-соревнование, сражение на саблях, метание мяча друг в друга (при этом нужно увернуться от него, защититься рукой или картонным щитом).
    4. Лазанье наперегонки по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой воспитателя); перепрыгивание веревочки, небольшой ямы с песком и так далее.
    5. Прохождение по детским стульям, находящимся на некотором расстоянии друг от друга, с тем чтобы вернуться обратно и, спрыгнув с последнего стула, получить приз.

Все эти несложные игры развивают быстроту реакций, умение ориентироваться в незнакомой обстановке, уменьшают эмоциональное торможение и скованность, если они имеют место. Психолог незаметно помогает слабым, которые, как и остальные участники игры, заслуживают одобрения и похвалы.

Следующие пять игр развивают достигнутые ранее результаты и позволяют еще в большей степени уменьшить страхи и неуверенность в себе.

Первая игра  «Пятнашки» служит своеобразной разминкой к последующим играм и, несмотря на кажущуюся простоту, содержит ряд правил. Ограничивается игровая площадка, на которой и беспорядке расставлены стулья, стоит столик. Кто случайно заденет их или выбежит за пределы площадки, становится водящим, который должен пятнать уже сам. Нельзя пятнать через стулья, они как бы цельные колонны — можно увертываться, отворачиваться. Пятнать можно только по спине, что еще больше осложняет задачу. Игра длится не больше пяти минут, до появления первой усталости. Психолог находится среди детей, принимая в игре непосредственное участие.

Эмоциональное и двигательное оживление, достигнутое в группе, улучшает настроение детей и повышает интерес к следующей игре — «Жмурки». Обстановка на игровой площадке остается прежней: также в беспорядке расставлены стулья, столик, детская коляска. Между ними стоят дети с условием не двигаться и ничем не выдавать себя, когда их ищет водящий (в роли которого поочередно должны побывать все дети). Только если водящий с повязкой на глазах долго никого не находит, можно обнаружить себя, а то и напутать, похлопать в ладоши, покричать, когда он оказывается рядом. Ведущий в свою очередь всячески пытается напугать тех, кого он ищет, чтобы участники игры обнаружили себя. Желательно еще и угадать, кто попался: ощупать его, назвать имя. Победителем считается тот, кто больше нашел участников игры.

Игра «Жмурки», как и следующая игра «Прятки», требует известной выдержки, терпения и способствует развитию этих качеств у нервно ослабленных детей. К тому же эти игры значительно снижают интенсивность страхов темноты, одиночества, неожиданного, внезапного воздействия.

Игра «Прятки» проводится не только в группе, но и в коридоре, музыкальном или спортивном залах – везде, где можно спрятаться, встать за выступ, ничем не обнаружить себя. Заранее разрабатывается маршрут, по которому пойдёт ведущий, затем он даёт всем возможность спрятаться и начинает поиск. то есть, кого нашли, идут вместе с ним. Ненайденные участники игры затем выходят так, чтобы не обнаружить себя.

В игре «Кто первый?» дети выстраиваются в одну линию, а ведущий сообщает,  что, как только он скажет определённое слово, все должны прыгать, все должны прыгать, как зайчики, преодолевая расстояние до двух стульев, с тем чтобы проскочить между ними и, вернувшись, взять первым приз (конфетку, картинку, значок и так далее). Пусковым словом может быть одно из названий животных, или цвета, или мебели в группе. Но, прежде чем назвать его, следует сказать другие слова, что и создаёт элементы ожидания, неизвестности, путаницы и вместе с тем неожиданности, внезапности. Например, тот, кто в данный момент ведёт игру, выбирает пусковым словом «медведь», всем это объявляет и начинает произносить: «Лошадь, крокодил, лягушка», затем внезапно говорит слово «медведь», и первым начинает движение. Во время прыжков участники игры создают препятствия друг другу, так как каждый стремится быть первым. Это вызывает азарт, смех, веселье. Физически более слабые дети находятся сначала в середине линии и могут быстрее или, по крайней мере, наравне со всеми добраться до стульев. Психолог и воспитатель также участвуют в игре и также стоят впереди шеренги. Психологический механизм воздействия этой, как последующей, игры заключается в преодолении посредством эмоционального вовлечения и группового подражания состояния скованности и торможения, когда нужно быстро действовать, снять оцепенение, страх и неуверенность в себе.

Последняя из рассматриваемой серии игр называется «Быстрые ответы». Игровая площадка разделяется на квадраты длиной в один шаг, впереди на стуле сидит взрослый и держит в руках приз. В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Вопросы самые простые, и на них можно отвечать не только буквально, но и шутливо, как часто это делают и сами дети. Например, на вопрос: «Почему мороженое холодное?» — можно ответить: «Потому что оно в холодильнике», на вопрос: «Почему крокодил плачет?» — следует ответ: «Потому что его обидели» и так далее. Ответивший на вопрос делает шаг вперед, а те, кто не ответил, остаются на месте, но воспитатель облегчающими вопросами помогает и им, так что все, в конце концов достигают финишной черты и получают призы. Затем место воспитателя занимают по желанию дети, используя как готовые, так и свои вопросы.

Продолжительность последних двух игр не превышает 20-30 минут, чтобы не вызвать потерю интереса и пресыщения игрой. Каждая из рассмотренной серии игр начинается игрой «Пятнашки», вносящей эмоциональное оживление и радость в группу, после чего ежедневно или через день проводится одна из указанных игр. В течение недели-двух реализуется вся серия игр, которые можно по желанию детей повторить несколько раз, так что на все игры пять плюс пять уходит от одного до двух месяцев. За это время улучшается эмоциональная атмосфера в группе, отношения детей становятся более дружелюбными вследствие появившейся возможности выразить свои чувства, снять эмоциональное напряжение как у возбудимых и агрессивно настроенных, так и у тормозимых, боязливых и беззащитных детей.

Ролевые игры. Следующим этапом игровой коррекции страхов будут ролевые игры, проводимые по сюжетам известных сказок.

Подобные занятия начинаются после того, как дети познакомятся между собой. Отбираются доступные возрасту сказки, которые читаются через день в течение определенного времени (30 минут в старшем дошкольном возрасте). По возможности обеспечивается музыкальное сопровождение и во время чтения педагог обращается к детям с просьбой подсказать, как поступить тому или иному персонажу, что его ждет, как кончится сказка и так далее. Таким образом, слушатели становятся участниками сказочных событий, активно выражая свое отношение к персонажам. При этом становятся заметными реакции страха, особенно когда предлагается по желанию изобразить поведение тех или иных персонажей сказки. Но всегда найдутся дети, способные это сделать, тем более при поддержке и непосредственном участии педагога. Остальные участники группы не остаются пассивными, а поощряются к активному выражению чувств, своего отношения к происходящим событиям.

Эмоциональное вовлечение в игру, пример не боящихся детей использование заранее приготовленных масок (очередная партия которых делается вместе с педагогом после игры) а также лепка сказочных персонажей на отдельном занятии - все это уменьшает интенсивность страхов, служит как бы прологом к дальнейшим этапам их преодоления.

После знакомства со сказками выбираются те из них, которые представляют наибольший интерес для детей. Речь не идет специально о страхах, поскольку боящийся ребенок вместе со всеми участвует в игре. Главное в том, чтобы он сыграл роль того сказочного персонажа, которого боится, то есть был бы в его образе и тем самым отреагировал бы чувство страха перед ним. Но все это впереди. Вначале в доступной для детей форме проводится обсуждение характеров сказочных персонажей выбранной для игры сказки, затем намечается в общих чертах план игры, ее сценарий. Педагог при этом все время стимулирует инициативу, и воображение детей спрашивает, как бы они поступили в тех или иных случаях. Далее все вместе создают подходящую обстановку для игры используя подручные материалы из стульев, столов, палочек. Из них возникают река, мостик, терем-теремок и прочие атрибуты сказки.

Широко используются маски, как готовые, так и сделанные самими детьми. В подготовке к игре участвуют и боящиеся дети, увлеченные, как и все, происходящими событиями. Теперь остается только распределить роли, и делается это по желанию детей с незаметным для всех поощрением активности тех из них, кто испытывает страх. Воспитатель берет, как и все, одну из ролей, направляя игровое действие в нужное русло. Игра может быть повторена по желанию детей неоднократно, но уже с новым распределением ролей, что позволяет улучшить способность детей принимать роли, вести себя более гибко и значительно уменьшить или снять страхи перед сказочными персонажами. У старших дошкольников проигрывание сказок расценивается в качестве ролевого тренинга, идущего параллельно с рисованием страхов на самые разнообразные темы.

Ролевая коррекция страхов начинается с драматизации в группе историй на темы страхов, оставшихся после рисования. Каждый из них отражается в виде отдельных фантастических (волшебных) или реальных историй. Волшебные истории воспроизводят то, чего боится ребенок в жизни, по типу: «Однажды...» Но и здесь необязательно, чтобы он главным героем делал себя, свой страх он может приписать какому-то другому, вымышленному персонажу. Специально подчеркивать это не надо, и дети обычно сами находят наиболее приемлемый вариант. Истории сочиняются дома, о чем сообщается родителям с просьбой записать их и передать с детьми. Своим согласием участвовать вместе с воспитателем в преодолении страхов у детей родители берут на себя обязательства быть более внимательными к детям, оказывать им необходимую поддержку.

Рекомендуется не вмешиваться в то, каким образом и что сочиняет ребенок. По его желанию история может быть предварительно проиграна дома, причем роли он распределяет сам. Количество действующих лиц не ограничено. Не лимитирован и ее объем — от полстраницы текста в тетради до нескольких страниц. При недостаточно развитом воображении затрудняется процесс сочинения историй, и это дает повод посоветовать родителям больше играть с детьми, читать сказки, посещать кукольные представления, то есть. всячески обогащать эмоциональную сферу.

Пока истории поочередно сочиняются дома, на что обычно уходит не одна, а несколько недель, в группе идет подготовительная работа: устраиваются кукольные представления по сценариям известных сказок или же проигрываются сценки-импровизации, сочиненные тут же на занятии детьми вместе с воспитателем. Тем самым подсказываются различные пути выполнения домашнего задания — самостоятельного сочинения историй о страхах. Причем страхи воспринимаются как переживания, подлежащие коллективному изучению и преодолению, и группа сверстников объединена, таким образом, общей задачей взаимопомощи.

Придуманную дома историю желательно дополнить рисунками, масками, отражающими те или иные перипетии.

Сочиняют истории и те дети, которые уже перестали бояться после рисования страхов или не боялись вообще. Тогда игра становится для всех более интересной.

Рекомендуется не вмешиваться в то, каким образом и что сочиняет ребенок. По его желанию история может быть предварительно проиграна дома, причем роли он распределяет сам. Количество действующих лиц не ограничено. Не лимитирован и ее объем — от полстраницы текста в тетради до нескольких страниц. При недостаточно развитом воображении затрудняется процесс сочинения историй, и это дает повод посоветовать родителям больше играть с детьми, читать сказки, посещать кукольные представления, то есть всячески обогащать эмоциональную сферу.

Придуманную дома историю желательно дополнить рисунками, масками, отражающими те или иные перипетии

Поскольку правила игры накладывают определенные ограничения, то даже дети с психопатоподобным поведением, нередко претендующие на ведущую роль, вынуждены как-то соразмерять свои действия, подстраиваться под общую тональность игры и соблюдать условность там, где раньше они действовали напрямик: «хочу, и все». Именно необходимость не просто играть, а быть в заданных ролью групповых «рамках» оказывает дисциплинирующее воздействие на этих детей. Определенное значение имеет и эмоциональная реакция не занятых в игре сверстников. Они бурно переживают происходящие в ней события, выражая отрицательное отношение к агрессивности и двуличности в действиях персонажей, поддерживая тех, кто слаб, беззащитен, не может постоять за себя. Автору предлагается выбрать роли, вынуждены лучше осознавать нежелательные для сверстников-зрителей стороны своего поведения. Увидев свои недостатки как бы в призме реакций зрителей, они становятся более внимательными к эмоциональным сторонам взаимоотношений в группе.

Информация о работе Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция