Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 05:10, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка путей психокоррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста; распознавания и методов их диагностики.
Объектом исследования является психологическое состояние детей старшего дошкольного возраста с проявлением фобических расстройств.
Предметом исследования является влияние страха на эмоциональное состояние личности ребенка старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....6
1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………6
1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...10
1.3 Возрастная периодизация детских страхов…………………..……...12
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........18
2.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………….….18
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………….…….22
2.3 Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………….………...….25
2.4 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного
возраста…..............................................................................................28
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….33
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой
группы……………………………………………………………....33
3.2 Описание методического материала………….……….….…….........37
3.3 Описание психокоррекционной работы……….….………….……...46
3.4 Практическое исследование и результаты психологической
диагностики……………………………………….…………………....64
3.5 Математико-статистический анализ показателей………………......70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........72
ЛИТЕРАТУРА…………………..……………………………………………
И у ребенка, и у взрослого есть страх перед неизвестным, перед новым. Этот страх делает осторожным человека и имеет защитное значение. Когда знание мира было ничтожно, а область неизвестного огромна, страх держал человека в своей власти и заставлял его населять мир страшными богами и чудовищами. Также страх можно рассматривать, как выражение тревоги в конкретной, объективной форме, если чувства непропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребенок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может косвенно угрожать его жизни и благополучию. Между тревогой и страхом существует общий эмоциональный компонент – это волнение и беспокойство, в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Страх – это сильное и вполне определенное чувство в конкретных обстоятельствах, в отличие от тревоги, которая приходит, не откуда и уходит в ни куда. Психологи различают два вида страхов и тревог – реальные и мнимые. Устойчивые мнимые страхи и тревоги считаются симптомами психического расстройства, Обычно многие страхи и тревоги выражаются в виде определенной фобии, то есть смертельного ужаса, внушаемого определенными вещами. Так, например, паническая боязнь пауков называется арахнофобия
К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога – это комбинация некоторых комбинаций, а страх – лишь одна из них [2].
Любой человек испытывает страх. Любой сорвиголова, который кичится своим мужеством, испытывает страх. И преодоление страха может принести определенное удовлетворение. Но навязчивый поиск острых ощущений страха указывает на неуравновешенную личность, которая пытается обрести внутренний покой на грани своих возможностей. Так, например, один из аспектов так называемого «афганского синдрома» - это привыкание к постоянной опасности. Военнослужащие, выполняющие «интернациональный долг», привыкали к опасности и постоянному риску – как к наркотику.
Возвращение в обыденную, повседневную жизнь стало для многих причиной стрессов и депрессий. Некоторые из них пытаются привнести чувство предельной бдительности и напряженной осторожности, требовавшейся от них на войне, в мирную и благополучную жизнь на гражданке. Часто «афганцы» выбирают профессию, позволяющую чувствовать себя «как на войне». Так же науке известны случаи, когда люди от рождения были лишены чувства боли, а значит страха перед болью.
Страх настолько важен для сознания, как боль для тела,– это сигнал, предупреждающий об опасности. В нервной системе человека существует нечто вроде фильтра, который дозирует и регулирует сигналы, поступающие в сознание. Существование этих «фильтров» доказывается тем, что некоторые йоги после упорных тренировок могли по своему желанию заглушить любые сигналы, а значит победить любое чувство – голод, боль, страх. Любое чувство можно и необходимо регулировать по мере жизненной необходимости [11].
Таким образом, страх – это эффективное (эмоционально-заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта взаимоотношений со сверстниками и взрослыми может испытывать как тревогу, так и страх.
1.2 Причины возникновения страхов
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-нибудь человека или объект.
Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами [2].
Грей разделил все причины страха на четыре категории: интенсивность, новизна, эволюционно выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном воздействии [31].
Боль и громкий звук являются
примерами слишком интенсивных
стимулов, а незнакомые предметы
и лица, иногда вызывают страх
из-за своей новизны. Грей рассматривал
недостатки стимуляции или
Боулби выделил врожденные детерминанты страха, которые он называет «природными стимулами и их производными». Производные стимулы скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются: одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль.
Стимулы страха включают: темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Боулби показал, что природные стимулы страха связаны с возрастом, то есть зависят от процесса развития и созревания [2].
Боулби считал одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха. Он также показал другие природные стимулы страха, например, незнакомость и внезапные изменения стимуляции пугают значительно сильнее, если они появляются на фоне одиночества.
Культурные детерминанты страха. Культурные детерминанты страха почти исключительно являются результатом научения. Боулби считает, что многие культурные детерминанты страха при ближайшем рассмотрении могут оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования. Боязнь воров, например, или приведений, может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии – рационализацией страха грома.
Описание процесса научения культурным детерминантам дает Речмен. Традиционной в объяснении этого процесса являются концепция травматического обуславливания, согласно которой событие или ситуация, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от личного ощущения боли [3].
Дифференциация страха от других эмоций. Боулби перечисляет ряд наблюдаемых экспрессивных и моторных актов, которые, по его мнению, можно рассматривать, как индикаторы страха. «Они включают осторожное всматривание в сочетании с подавлением движений, испуганное выражение лица, а также поисков контакта с кем-либо». Боулби предложил четыре основания для объединения различных форм поведения в поведенческий синдром страха:
Другие эмоции, как причины страха. В принципе, любая эмоция может вызывать страх. Сходство нейрофизиологических механизмов с эмоцией страха приводит к тому, что они часто являются активаторами.
Как утверждает Томкинс «внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если не полное – к возбуждению» [31].
Подтверждение между страхом и возбуждением можно найти у Балл в ее работе, посвященной гипнотически внушенному страху. Она показала, что испытуемые переживающие страх оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись. Она рассматривает это, как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций интерпретирует конфликтное поведение, как результат поведения между страхом и интересом [31].
Когнитивные процессы. Когнитивные процессы представляют собой наиболее общий вид причин страха. Например, страх какого-либо определенного объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти. Воспоминание или предвидение страха, само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх.
1.3 Возрастная периодизация детских страхов
Страх может появиться и развиться у человека в любом возрасте. У детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на втором году жизни, по мнению Захарова А.И. наиболее часто появляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с ним страх медицинских работников). В три-пять лет, для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В пять-семь лет ведущим становится страх смерти. От семи до одиннадцати дети больше боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают». Каждому ребенку присущи определенные страхи [10].
Как уже было отмечено, страх
играет существенную роль в
возникновении и развитии
- страх одиночества;
- страх нападения;
- страх заболевания;
- страх своей смерти и смерти родителей;
- страх незнакомых людей;
- страх перед наказанием со стороны родителей;
- страх отрицательных сказочных персонажей;
- страх опоздать в детский сад;
- страх, возникающий при засыпании;
- страх кошмарных снов, темноты;
- страх животных (волка, медведя, собак, змей, пауков);
- страх транспорта (машин, поездов, самолетов);
- страх стихии (гром, молния, наводнение);
- страх высоты;
- страх глубины, воды;
- страх огня, пожара;
- страх войны;
- страх открытых и замкнутых пространств;
- страхи врачей, крови, уколов, боли;
- страх внезапных звуков.
В общем, среднее число страхов в возрасте от трех до пяти лет выше у девочек, чем у мальчиков. Но все же следует принимать во внимание разную направленность страхов, а так же то, что лица мужского пола имеют тенденцию реже выявлять страх в своих отчетах. Поэтому, возможно, что дети дошкольного возраста обнаруживают меньше подобных различий, чем дети более старшего возраста.
Если в первые месяцы жизни беспокойство, как безусловный рефлекс, возникает перед сном в ответ на недостаток пищи или чрезмерно сильные и неприятные физические раздражители, то с шести месяцев, оно наполняется психологическим содержанием, являясь по существу уже переживанием.
С этого времени, в основном до двух лет, главным мотивом беспокойства будет переживание разлуки с матерью, а в дальнейшем излишняя строгость родителей, недостаток любви. У детей в возрасте от трех до пяти лет подобное отношение настолько противоречит повышенной потребности детей в эмоциональном контакте и любви, что непроизвольно ассоциируется со сказочными образами Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Бармалея, как символами бездушия, зла и коварства. В ночных кошмарах Баба Яга олицетворяет постоянные угрозы, не всегда искреннее и излишне формальное, не учитывающее эмоциональной нужды ребенка отношение к нему матери. А Кощей Бессмертный и Бармалей – жесткое обращение, эмоциональную скупость и неотзывчивость отца. Но еще раньше в два года, физическое наказание и излишне резкое угрожающее отношение отца, находит свое отражение в кошмарных снах в образе волка. Страх перед ним, точнее, перед его острыми зубами проявляется в три года, в связи с типичной для этого возраста боязнью боли, уколов, крови. В итоге ребенок оказывается в неразрешимой для себя ситуации, когда днем его окружают запреты и угрозы родителей, а ночью преследуют их сказочно преломленные образы. Это вызывает отказ от сна, страх перед ним, поскольку ребенка пугает невозможность проснуться ночью, когда Баба Яга, реализуя свои угрозы, вот-вот отправит его в печку, волк съест живьем, а Кощей только всему этому поможет. Чувство бессилия, смертельного ужаса перед неотвратимостью надвигающейся катастрофы, то, что позже будет ассоциироваться со смертью, впервые постигается ребенком именно во сне. Испытываемые во сне страхи перед расправой со стороны сказочных героев и страхи от самой невозможности проснуться порождают боязнь замкнутого пространства, которая больше всего выражена в три года, когда одновременно звучат многочисленные страхи перед сказочными персонажами. В этом возрасте интенсивные запреты взрослых образуют также своего рода замкнутое психологическое пространство для ребенка. Запреты, как и в последующем, стесненность в толпе, переполненном автобусе или небольшой, загроможденной мебелью комнате, способны вызвать чувство страха. Особенно непереносима ситуация, когда, наказывая детей, их запирают в тесной комнате или просто оставляют одних, и они не могут выйти, не смотря на все возрастающее чувство беспокойства и страха, подобно тому, как они не могут проснуться в кошмарном сне.
В три года больше всего выражена боязнь темноты, что усиливает контрастность страхов, возникающих в замкнутом пространстве, при засыпании и сне.
В четыре года у девочек и мальчиков в пять лет, чаще всего проявляется возрастной страх одиночества, как бы подчеркивая повышенную эмоциональную чувствительность детей к единению с взрослыми, поддержке и защиты с их стороны.
В три и особенно в четыре года боязнь одиночества, темноты и замкнутого пространства образует связанную между собой причину страхов, проявляясь вечером перед сном, когда ребенок лежит один, без света в замкнутой комнате.
Чаще всего эти страхи возрастные, встречающиеся у эмоциональных и чувствительных детей и могут приобретать аффективно заостренное звучание в случаях возникновения невроза.
Старшие дошкольники наиболее часто испытывают страх смерти, достигающий своего апогея в возрасте от шести до семи лет. Боязнь умереть – это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. Ее точкой отчета является рождение, тайна которого постигается в общих чертах к началу старшего дошкольного возраста, а концом – смерть, осознание неизбежности, которая приходит впервые и проявляется соответствующим страхом. Но подобная динамика развития мышления, в свою очередь, является откликом на формирование категорий времени и пространства. Это выражается в умении определять в общих чертах время, далекое и близкое, воспринимать себя в состоянии постоянных изменений, допуская, что они ограничены во времени, то есть имеют свои пределы. В ответ на это проявляется страх смерти, как эффективно-заостренное выражение инстинкта самосохранения. Этот большей частью внешне не проявляемый страх, как и вообще большинство других страхов, присущ эмоционально-чувствительным и впечатлительным детям и нередко отсутствуют у детей с ЗПР, психопатоподобными, расторможенном и агрессивном поведении, а также у детей, родители которых страдают хроническим алкоголизмом.
О том, что ребенок боится смерти, можно догадаться по наличию других, связанных со смертью страхов, прежде всего испытываемых во сне (страшных снов), боязни нападения, огня и пожара, боязни заболеть (у девочек) и боязни стихии у мальчиков. Даже испытываемый страх перед Змеем Горыновичем есть нечто иное, как замаскированный ужас, вызываемый огнем. В это же время дети заметно боятся змей, укус которых смертелен и крайне болезненно переносят операции, в том числе удаление аденоидов и миндалин, а также болезнь и смерть не очень знакомых людей.
Появление страхов смерти означает постепенное завершение «наивного» периода жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие, чудесные явления и многое другое, с чем теперь приходится расставаться. Даже исчезновения страха перед кощеем Бессмертным в старшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что он стал «простым смертным» в представлении детей и поэтому перестал пугать их. Категория смерти для ребенка в возрасте от шести до семи лет - это реальность, которую он должен признать, как нечто рано или поздно неизбежное в его жизни. Но именно нежелание признать это сразу и порождает страх, означающий, по существу, эмоциональное неприятие «рациональной» необходимости умереть.
Информация о работе Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция