Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 05:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка путей психокоррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста; распознавания и методов их диагностики.
Объектом исследования является психологическое состояние детей старшего дошкольного возраста с проявлением фобических расстройств.
Предметом исследования является влияние страха на эмоциональное состояние личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....6
1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………6
1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...10
1.3 Возрастная периодизация детских страхов…………………..……...12
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........18
2.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………….….18
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………….…….22
2.3 Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………….………...….25
2.4 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного
возраста…..............................................................................................28
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….33
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой
группы……………………………………………………………....33
3.2 Описание методического материала………….……….….…….........37
3.3 Описание психокоррекционной работы……….….………….……...46
3.4 Практическое исследование и результаты психологической
диагностики……………………………………….…………………....64
3.5 Математико-статистический анализ показателей………………......70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........72
ЛИТЕРАТУРА…………………..……………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Анны.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

Второй этап – групповая психотерапия с детьми.

У всех детей психокорриекционной группы произошли позитивные изменения.

Помимо индивидуальных сеансов, состоящих из рисуночной психотерапии и беседы, все дети прошли групповую психотерапию (всего 15 занятий). Основным методом групповой психокоррекционной работы являлась игра, так как именно в ней находят выражение наиболее волнующие детей темы.

В заключении была проведена повторная психологическая психодиагностика детей, результаты которой ( а также результаты математико-статистического анализа) показали, что у всех детей психокоррекционной группы. Нами было проведено собеседование с родителями и воспитателями, даны необходимые рекомендации, также была помещена информация на тему «Детские страхи» в родительский уголок.

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:

    1. Практически у всех детей уменьшилось количество страхов.
    2. У 10 дошкольников снизился уровень тревожности
    3. В рисунках 17 детей преобладают позитивные цвета и тематика: нет или присутствует незначительное количество признаков тревожности и страхов.
    4. Судя по высказываниям родителей и воспитателей, дети стали более увереннее в себе, повысилась их самооценка. Они стали свободнее выражать свои эмоции и делиться переживаниями. Значительно улучшились их коммуникативные навыки.

Происхождение страхов у детей - достаточно сложная проблема. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, приписывающего остерегаться неведомого. Страх смерти, единственный для человека – корень всех страхов. Поэтому борьба со страхами – прежде всего борьба со страхом смерти, а профилактика страхов – воспитание оптимизма, уверенности в себе, воспитания самостоятельного и знающего то, что положено знать по возрасту об опасностях и угрозах, но оптимистично относящегося к этому ребёнка.

Предупредить фиксацию страхов в поведении детей можно уже в дошкольном возрасте в комплексе продуманных специальных, психолого-педагогических мероприятий.

Предлагаемые нами рекомендации позволяют психологу и педагогу помочь ребёнку в преодолении тревожности, преобразовании страхов. Однако воспитателю без помощи психолога трудно справиться с проблемой страхов у тревожных детей. Проведение психокоррекционно-развивающей работы с дошкольниками можно строить только на основе рекомендаций психолога.

Полученные результаты апробации данной программы позволяют нам рекомендовать её педагогам дошкольных учреждений, имеющим высшее психологическое образование в работе с тревожными детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

    1. Авдеева Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста, программа для дошкольно - образовательных учреждений // Психолог в детском саду. 1997. №4. С. 14 – 15.
    2. А Анастази. Психологическое тестирование: Т. 1. - М:  Педагогика,      1982. – 206 с.
    3. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии. – М: Академия, 1998. – 198 с.
    4. Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребёнок идет в школу, библиотека для родителей. – М: Педагогика, 1985. – 166 с.
    5. Р.С. Буре. Готовим детей к школе. – М.: Просвещение, 1987. – 212 с.
    6. Л.А. Венгер, В.С. Мухина. Психология, учебное пособие для педагогических училищ. - М.: Педагогика, 1988.- 304 с.
    7. Выготский А.С. Вопрос о детской психологии. - С-П.: Слава, 1997. - 224 с.
    8. Гарбузов В.И. Мальчики и девочки // Семья и школа. 1988. №7. С. 12 – 20.
    9. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Издательство Московского Университета, 1987.- 226 с.
    10. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - С-П.: 1995. – 198 с.
    11. Захаров А.И. Социальная психология личности. - С-П.: 1974.- 282 с.
    12. Захаров А.И.: Неврозы у детей и психотерапия. - М.: Просвещение, 1993. – 312 с.
    13. Захаров А.И.: Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М.: Просвещение, 1993. – 198 с.
    14. Ковалёва Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция. –Иркутск, 1998. – 168 с.
    15. Крюкова С.В. , Слободяник Н.С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 1999. – 186 с.
    16. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. – Иркутск, 1993.- 176 с.
    17. Курченка М.Ш.  Ребенок с характером. – М.: Знание, 1998. – 158 с.
    18. Лютова Е.К., Монина Г.Б Психокоррекционная работа с гиперактивтивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000. – 214 с.
    19. Мышанова Н.Н. Страхи здоровых людей и пути их преодоления. - С-П.: - Комплект. 1997.- 202 с.
    20. Никольская И.М. Психологическая защита у детей. - С-П, 2000. – 178 с.
    21. Немов Р.С. Психология: В 3-х т. Т. 3. – М.: Владос, 1998. – С. 528 – 605.
    22. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – С-П.: Творческий Центр Сфера, 1996. – 226 с.
    23. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – С-П.: Питер, 2999. – 318 с.
    24. Островская Л. Детские страхи. // Психолог в детском саду. 1997. №10. С. 25-32.
    25. . Панов В.Г., Эмоции, мифы. Разум. - М.: Высшая школа. 1992.- 178 с.
    26. Парамонова Л.А., Ушакова О.С.. Воспитание и обучение детей с 6 года жизни.- М.: Просвещение. 1987.- 224 с.
    27. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Владос. 1999.- 264 с.
    28. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – С.-П.: Речь, 2002. – 415 с.
    29. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома, психологические упражнения коррекционной программы. - М.: 1993.- 186 с.
    30. Серёгина Е.В. Помощь дошкольникам со скрытой формой тревожности // Психолог в детском саду. 1993. №2. С. 45-51.
    31. Б. Спок Разговор с матерью. - М.: Издательство политической литературы. 1991.- 226 с.
    32. Степанов С.С. Психологическая мозаика, наблюдение, эксперименты, тесты. – М.: Просвещение, 1998. – 186 с.
    33. Степанова Е. Поиграем в забавные страхи и смешные ужасы // Психолог в детском саду. 1999. №5. – С. 54-62.
    34. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс,1999.- 298 с.
    35. Тащёва А.И., Гриднёва С.В. Психологическая помощь при страхе медицинских процедур // Психолог в детском саду. 1999. №2. С. 52-56.
    36. Урунтаева Г.А.  Дошкольная психология, учебное пособие.-  М.: Знание, 1996. – 212 с.
    37. К. Фопель  Как научить детей сотрудничать? – М.: Педагогика, 1999. – 242 с.
    38. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
    39. Щербатых Ю.  Психология страха. Популярная энциклопедия.- М.: Просвещение, 2000.- 234 с.
    40. Шапарь В. Словарь практического психолога. – М.: Торсинг, 2004. – 775 с.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

первичная диагностика               повторная диагностика

1.Страх самовыражения.

2. Страх ситуации проверки знаний.

3. Страх не соответствовать ожиданиям  окружающих.

4. Страх в отношениях со взрослыми.

5. Медицинские страхи.

 

 

 

 

6. Страх физического ущерба.

7. Страх смерти.

8. Страх животных и сказочных  персонажей.

9. Страх кошмарных снов и темноты.

10. Социальные страхи.

11. Пространственные страхи.

 

 

 


Информация о работе Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция