Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 05:10, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка путей психокоррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста; распознавания и методов их диагностики.
Объектом исследования является психологическое состояние детей старшего дошкольного возраста с проявлением фобических расстройств.
Предметом исследования является влияние страха на эмоциональное состояние личности ребенка старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....6
1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………6
1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...10
1.3 Возрастная периодизация детских страхов…………………..……...12
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........18
2.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………….….18
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………….…….22
2.3 Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………….………...….25
2.4 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного
возраста…..............................................................................................28
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….33
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой
группы……………………………………………………………....33
3.2 Описание методического материала………….……….….…….........37
3.3 Описание психокоррекционной работы……….….………….……...46
3.4 Практическое исследование и результаты психологической
диагностики……………………………………….…………………....64
3.5 Математико-статистический анализ показателей………………......70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........72
ЛИТЕРАТУРА…………………..……………………………………………
Второй этап – групповая психотерапия с детьми.
У всех детей психокорриекционной группы произошли позитивные изменения.
Помимо индивидуальных сеансов, состоящих из рисуночной психотерапии и беседы, все дети прошли групповую психотерапию (всего 15 занятий). Основным методом групповой психокоррекционной работы являлась игра, так как именно в ней находят выражение наиболее волнующие детей темы.
В заключении была проведена повторная психологическая психодиагностика детей, результаты которой ( а также результаты математико-статистического анализа) показали, что у всех детей психокоррекционной группы. Нами было проведено собеседование с родителями и воспитателями, даны необходимые рекомендации, также была помещена информация на тему «Детские страхи» в родительский уголок.
Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:
Происхождение страхов у детей - достаточно сложная проблема. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, приписывающего остерегаться неведомого. Страх смерти, единственный для человека – корень всех страхов. Поэтому борьба со страхами – прежде всего борьба со страхом смерти, а профилактика страхов – воспитание оптимизма, уверенности в себе, воспитания самостоятельного и знающего то, что положено знать по возрасту об опасностях и угрозах, но оптимистично относящегося к этому ребёнка.
Предупредить фиксацию страхов в поведении детей можно уже в дошкольном возрасте в комплексе продуманных специальных, психолого-педагогических мероприятий.
Предлагаемые нами рекомендации позволяют психологу и педагогу помочь ребёнку в преодолении тревожности, преобразовании страхов. Однако воспитателю без помощи психолога трудно справиться с проблемой страхов у тревожных детей. Проведение психокоррекционно-развивающей работы с дошкольниками можно строить только на основе рекомендаций психолога.
Полученные результаты апробации данной программы позволяют нам рекомендовать её педагогам дошкольных учреждений, имеющим высшее психологическое образование в работе с тревожными детьми.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
первичная диагностика повторная диагностика
1.Страх самовыражения.
2. Страх ситуации проверки
3. Страх не соответствовать
4. Страх в отношениях со
5. Медицинские страхи.
6. Страх физического ущерба.
7. Страх смерти.
8. Страх животных и сказочных персонажей.
9. Страх кошмарных снов и
10. Социальные страхи.
11. Пространственные страхи.
Информация о работе Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция