Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашей работы явилось изучение состояния внимания
(зрительного, слухового и речевого) у детей с ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели нами были сформулированы следующие задачи:
экспериментально исследовать состояние основных
характеристик зрительного, слухового и речевого внимания у детей с
ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста
(начальный эксперимент - сентябрь);

Файлы: 1 файл

диплом внимание.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

Результаты данного исследования отображены в таблице N 12 в приложении.

Нами отмечался тот факт, что уровень работоспособности у большинства детей экспериментальной группы был средним, у некоторых детей - высоким. Истощаемость детей экспериментальной группы находилась на среднем уровне у большинства детей и на высоком уровне у отдельных детей данной группы.

Результаты исследования устойчивости и концентрации зрительного внимания у детей контрольной группы.

Полученные в ходе данного исследования результаты позволили нам сделать вывод о высоком уровне устойчивости и концентрации зрительного внимания детей контрольной группы.

В 1 серии эксперимента 3 детей из 11 нашли все 10 различий, 4 детей нашли 9 различий, 8 различий нашел 1 ребенок, 2 детей указали на 7 различий, и 1 ребенок указал на 6 различий между 2 картинками.

В  1  серии эксперимента из  11  детей контрольной группы 9 детей выполнили задание без отвлечений, оставшиеся 2 детей допустили по 1 отвлечению. Во 2 серии эксперимента из 11 детей контрольной группы 10 детей выполнили задание без отвлечений, лишь 1 ребенок допустил 1 отвлечение.

Результаты исследования приведены в таблице N 12, помещенной в приложении.

Следует также отметить, что практически все дети контрольной группы имели высокий уровень работоспособности и низкий уровень истощаемости зрительного внимания.

- Переключение зрительного внимания.

Результаты исследования переключения зрительного внимания у детей экспериментальной группы.

Нами зафиксирован (в ходе данного исследования) средний уровень переключения зрительного внимания практически у всех детей экспериментальной группы.

Все дети экспериментальной группы справились с предложенным заданием.

Из 11 детей экспериментальной группы 3 детей полностью выполнили данное задание, то есть они правильно отобрали карточки во всех 5 отборах из 5 предложенных отборов. Оставшиеся 8 детей выполнили задание следующим образом: 5 детей правильно отобрали карточки в 4 отборах, 2 детей правильно отобрали карточки в 3 отборах, и лишь 1 ребенок правильно отобрал карточки в 2 отборах из 5 предложенных отборов.

Результаты исследования приведены в таблице N 13 в приложении.

Задание выполнялось детьми с интересом, они долго не уставали и не теряли интереса к выполнению предложенного задания. Мы отмечали легкость переключения зрительного внимания детей с одного этапа задания на    другой.    Все    дети    экспериментальной    группы    четко    соблюдали последовательность выполнения этапов задания.

Результаты исследования переключения зрительного внимания у детей контрольной группы.

Опираясь на полученные в ходе данного исследования результаты, мы сделали вывод о высоком уровне переключения зрительного внимания детей контрольной группы.

Из 11 детей контрольной группы 8 детей полностью выполнили данное задание, то есть они правильно отобрали карточки во всех 5 отборах из 5 предложенных отборов. Оставшиеся 3 детей правильно отобрали карточки только в 4 отборах из 5 предложенных отборов.

Результаты исследования помещены в таблице N 13, находящейся в приложении.

Все дети контрольной группы выполняли задание с увлечением, легко переключаясь с одного этапа задания на другой. Дети были внимательны при выполнении данного задания, они четко соблюдали последовательность выполнения этапов задания.

- Распределение зрительного внимания.

Результаты исследования распределения зрительного внимания у детей экспериментальной группы.

Проведенное исследование свидетельствовало о среднем уровне распределения зрительного внимания детей экспериментальной группы.

Из 11 детей экспериментальной группы 2 детей полностью выполнили данное задание, то есть они нашли все 10 различий из 10 возможных различий. Еще 2 детей нашли 9 различий, другие 2 детей нашли 8 различий, следующая пара детей указала на 7 различий, на 6 различий указал 1 ребенок, последняя пара детей нашла 5 различий из 10 возможных различий.

Результаты данного исследования отражены в таблице N 14, помещенной в приложении.

Сравнение картинок давалось детям легко: они не пропускали важных различий между картинками), не отвлекались, работали последовательно. Нами отмечался высокий уровень работоспособности детей экспериментальной группы и низкий уровень истощаемости их зрительного внимания.

Результаты исследования распределения зрительного внимания у детей контрольной группы.

Нами зафиксирован высокий уровень распределения зрительного внимания детей контрольной группы.

Из 11 детей контрольной группы 4 детей полностью выполнили данное задание , то есть нашли все 10 различий из 10 возможных различий. Из оставшихся 7 детей 5 детей нашли 9 различий, 2 ребенка нашли по 8 различий.

Результаты исследования помещены в таблице N 14 в приложении.

Задание выполнялось детьми с интересом. Они не пропускали важных различий между картинками, не отвлекались, долго не уставали, работали последовательно.

Анализ результатов диагностики слухового внимания (его основных характеристик) у детей экспериментальной и

контрольной групп.

- Объем слухового внимания. Результаты исследования объема слухового внимания

у детей экспериментальной группы. Исследовав  объем   слухового  внимания,  мы   выяснили,   что  объем

слухового внимания детей экспериментальной группы находился на среднем уровне.

Из 13 детей экспериментальной группы 3 детей полностью выполнили данное задание, то есть назвали правильно все 6 музыкальных инструментов из 6 предложенных музыкальных инструментов. Оставшиеся 8 детей выполнили задание следующим образом: 5 детей правильно назвали 5 музыкальных инструментов;, 2 детей правильно назвали 4 музыкальных инструмента, и 1 ребенок правильно назвал только 3 музыкальных инструментов.

2 детей экспериментальной  группы справились с заданием безошибочно. 3 детей допустили 1 ошибку, другие 2 ребенка сделали 2 ошибки, 3 раза ошиблись 2 детей, и лишь 1 ребенок допустил 4 ошибки.

Результаты исследования помещены нами в таблице N 15, находящейся в приложении.

Задание выполнялось детьми с интересом, который сохранялся и не ослабевал на протяжении всего хода выполнения задания. Данный факт свидетельствует о возрастании уровня мотивации детей экспериментальной группы.

Результаты исследования объема слухового внимания у детей контрольной группы.

Наше исследование показало, что объем слухового внимания у детей контрольной группы находился на высоком уровне.

Из 11 детей контрольной группы 8 детей полностью выполнили данное задание, то есть они правильно назвали все 6 музыкальных инструментов из 6 предложенных музыкальных инструментов. Оставшиеся 3 ребенка правильно назвали 5 музыкальных инструментов.

10 детей контрольной  группы справились с заданием  безошибочно, 1 ребенок допустил 1 ошибку.

Результаты исследования приведены в таблице N 15 в приложении.

Дети   выполняли   задание   с   интересом.   Нами   отмечался   высокий уровень мотивации и контроля детей данной группы.

- Устойчивость, кониентраиия и распределения

слухового внимания.

Результаты исследования устойчивости, концентрации и распределения слухового внимания у детей экспериментальной группы. Полученные       в       ходе       данного       исследования       результаты

свидетельствовали о среднем уровне распределения слухового внимания, а

также о устойчивом среднем уровне концентрации и устойчивости слухового

внимания детей экспериментальной группы.

6  детей  экспериментальной  группы  полностью  выполнили  данное

задание, то есть они правильно воспроизвели все 4 звука из 4 предложенных

звуков. Остальные 5 детей выполнили задание следующим образом: 4 детей

правильно воспроизвели 3 звука, 1 ребенок правильно воспроизвел только 2

звука из 4 предложенных звуков.

Из 11 детей экспериментальной группы 2 детей справились с заданием

безошибочно. 4 ребенка ошиблись по 1 разу, 3 детей допустили 2 ошибки, 1

ребенок сделал 3 ошибки, еще 1 ребенок - 4 ошибки.

1    ребенок    экспериментальной    группы    выполнил    задание    без

отвлечений. 4 детей отвлеклись 1 раз, 3 ребенка допустили 2 отвлечения,

последние 3 детей сделали по 3 отвлечения-Данные исследования помещены в таблице N 16 в приложении. Уровень       истощаемости       детей       экспериментальной       группы

характеризовался    как    средний.    Отсюда    и    наблюдавшаяся    у    детей

 

способность достаточно долго не терять интерес к выполнению задания. Нами также отмечались высокий уровень мотивации детей экспериментальной группы и средний уровень работоспособности детей данной группы.

Результаты исследования устойчивости, концентрации и

распределения слухового внимания у детей контрольной группы.

Результаты исследования позволяли сделать вывод о высоком уровне устойчивости, концентрации и распределения слухового внимания детей контрольной группы.

Из 11 детей контрольной группы 9 детей полностью выполнили данное задание, то есть они правильно воспроизвели все 4 звука из 4 предложенных звуков. Оставшиеся 2 детей воспроизвели правильно 3 звука из 4 предложенных звуков.

10 детей контрольной  группы справились с заданием  безошибочно. Оставшийся  1 ребенок совершил 1 ошибку.

Отвлечений у детей контрольной группы зарегистрировано не было.

Результаты исследования отражены в таблице N 16, помещенной в приложении.

Нами отмечались медленная утомляемость детей, высокий уровень их работоспособности.

- Переключение слухового внимания.

Результаты исследования переключения слухового внимания у детей экспериментальной группы.

По результатам исследования переключение слухового внимания детей экспериментальной группы находилось на среднем уровне.

4 детей из 11 детей экспериментальной  группы полностью выполнили данное задание, то есть они правильно отобрали предметы во всех 4 отборах.

 

Остальные 7 детей справились с заданием следующим образом: 4 детей правильно отобрали предметы в 3 отборах, 3 детей - только в 2 отборах из 4 предложенных отборов.

Результаты исследования представлены в таблице N 17 в приложении.

Дети экспериментальной группы выполняли задание с увлечением, легко переключались с одного этапа выполнения задания на другой.

Результаты исследования переключения слухового внимания у детей контрольной группы.

Исследовав переключение слухового внимания детей контрольной группы, мы сделали вывод о его высоком уровне.

Из 11 детей контрольной группы 9 детей полностью выполнили данное задание, то есть они правильно отобрали предметы во всех 4 отборах из 4 предложенных отборов.

Результаты исследования помещены в таблице N 17 в приложении.

Задание выполнялось детьми с увлечением, они долго не уставали и не теряли интереса к предложенному заданию. Дети четко соблюдали последовательность выполнения этапов задания, легко переключаясь с одного этапа выполнения задания на другой.

Анализ результатов диагностики речевого внимания (его основных характеристик) у детей экспериментальной и

контрольной групп.

- Объем речевого внимания. Результаты исследования объема речевого внимания

у детей экспериментальной группы.

Проведя исследование объема речевого внимания детей экспериментальной группы, мы сделали вывод о том, что объем их речевого

 

внимания находился на среднем уровне.

2 ребенка из 11 детей  экспериментальной группы полностью выполнили задание, то есть они правильно повторили все 6 слов из 6 прослушанных слов. 3 детей правильно повторили 5 слов, 5 детей правильно повторили 4 слова, 3 слова правильно повторил только 1 ребенок данной группы.

Безошибочно задание выполнил 1 ребенок экспериментальной группы. Остальные 10 детей допустили следующее количество ошибок: 1 ребенок сделал 4 ошибки, 2 детей - 3 ошибки, 2 ошибки допустили 3 детей, 4 ребенка допустили 1 ошибку.

Результаты исследования помещены в таблице N 18, находящейся в приложении.

Нами отмечался тот факт, что дети экспериментальной группы имели стойкий интерес к выполнению задания: они не отвлекались, их внимание истощалось медленно, дети изъявляли желание продолжить выполнение задания, проделать еще одно (подобное) задание.

Результаты исследования объема речевого внимания у детей контрольной группы.

Исходя из результатов проведенного исследования, нами был сделан вывод о высоком уровне объема речевого внимания детей контрольной группы.

Информация о работе Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии