Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:18, дипломная работа
Целью нашей работы явилось изучение состояния внимания
(зрительного, слухового и речевого) у детей с ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели нами были сформулированы следующие задачи:
экспериментально исследовать состояние основных
характеристик зрительного, слухового и речевого внимания у детей с
ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста
(начальный эксперимент - сентябрь);
Результаты данного исследования отображены в таблице N 12 в приложении.
Нами отмечался тот факт, что уровень работоспособности у большинства детей экспериментальной группы был средним, у некоторых детей - высоким. Истощаемость детей экспериментальной группы находилась на среднем уровне у большинства детей и на высоком уровне у отдельных детей данной группы.
Результаты исследования устойчивости и концентрации зрительного внимания у детей контрольной группы.
Полученные в ходе данного исследования результаты позволили нам сделать вывод о высоком уровне устойчивости и концентрации зрительного внимания детей контрольной группы.
В 1 серии эксперимента 3 детей из 11 нашли все 10 различий, 4 детей нашли 9 различий, 8 различий нашел 1 ребенок, 2 детей указали на 7 различий, и 1 ребенок указал на 6 различий между 2 картинками.
В 1 серии эксперимента из 11 детей контрольной группы 9 детей выполнили задание без отвлечений, оставшиеся 2 детей допустили по 1 отвлечению. Во 2 серии эксперимента из 11 детей контрольной группы 10 детей выполнили задание без отвлечений, лишь 1 ребенок допустил 1 отвлечение.
Результаты исследования приведены в таблице N 12, помещенной в приложении.
Следует также отметить, что практически все дети контрольной группы имели высокий уровень работоспособности и низкий уровень истощаемости зрительного внимания.
- Переключение зрительного внимания.
Результаты исследования переключения зрительного внимания у детей экспериментальной группы.
Нами зафиксирован (в ходе данного исследования) средний уровень переключения зрительного внимания практически у всех детей экспериментальной группы.
Все дети экспериментальной группы справились с предложенным заданием.
Из 11 детей экспериментальной группы 3 детей полностью выполнили данное задание, то есть они правильно отобрали карточки во всех 5 отборах из 5 предложенных отборов. Оставшиеся 8 детей выполнили задание следующим образом: 5 детей правильно отобрали карточки в 4 отборах, 2 детей правильно отобрали карточки в 3 отборах, и лишь 1 ребенок правильно отобрал карточки в 2 отборах из 5 предложенных отборов.
Результаты исследования приведены в таблице N 13 в приложении.
Задание выполнялось детьми с интересом, они долго не уставали и не теряли интереса к выполнению предложенного задания. Мы отмечали легкость переключения зрительного внимания детей с одного этапа задания на другой. Все дети экспериментальной группы четко соблюдали последовательность выполнения этапов задания.
Результаты исследования переключения зрительного внимания у детей контрольной группы.
Опираясь на полученные в ходе данного исследования результаты, мы сделали вывод о высоком уровне переключения зрительного внимания детей контрольной группы.
Из 11 детей контрольной группы 8 детей полностью выполнили данное задание, то есть они правильно отобрали карточки во всех 5 отборах из 5 предложенных отборов. Оставшиеся 3 детей правильно отобрали карточки только в 4 отборах из 5 предложенных отборов.
Результаты исследования помещены в таблице N 13, находящейся в приложении.
Все дети контрольной группы выполняли задание с увлечением, легко переключаясь с одного этапа задания на другой. Дети были внимательны при выполнении данного задания, они четко соблюдали последовательность выполнения этапов задания.
- Распределение зрительного внимания.
Результаты исследования распределения зрительного внимания у детей экспериментальной группы.
Проведенное исследование свидетельствовало о среднем уровне распределения зрительного внимания детей экспериментальной группы.
Из 11 детей экспериментальной группы 2 детей полностью выполнили данное задание, то есть они нашли все 10 различий из 10 возможных различий. Еще 2 детей нашли 9 различий, другие 2 детей нашли 8 различий, следующая пара детей указала на 7 различий, на 6 различий указал 1 ребенок, последняя пара детей нашла 5 различий из 10 возможных различий.
Результаты данного исследования отражены в таблице N 14, помещенной в приложении.
Сравнение картинок давалось детям легко: они не пропускали важных различий между картинками), не отвлекались, работали последовательно. Нами отмечался высокий уровень работоспособности детей экспериментальной группы и низкий уровень истощаемости их зрительного внимания.
Результаты исследования распределения зрительного внимания у детей контрольной группы.
Нами зафиксирован высокий уровень распределения зрительного внимания детей контрольной группы.
Из 11 детей контрольной группы 4 детей полностью выполнили данное задание , то есть нашли все 10 различий из 10 возможных различий. Из оставшихся 7 детей 5 детей нашли 9 различий, 2 ребенка нашли по 8 различий.
Результаты исследования помещены в таблице N 14 в приложении.
Задание выполнялось детьми с интересом. Они не пропускали важных различий между картинками, не отвлекались, долго не уставали, работали последовательно.
Анализ результатов диагностики слухового внимания (его основных характеристик) у детей экспериментальной и
контрольной групп.
- Объем слухового внимания. Результаты исследования объема слухового внимания
у детей экспериментальной группы. Исследовав объем слухового внимания, мы выяснили, что объем
слухового внимания детей экспериментальной группы находился на среднем уровне.
Из 13 детей экспериментальной группы 3 детей полностью выполнили данное задание, то есть назвали правильно все 6 музыкальных инструментов из 6 предложенных музыкальных инструментов. Оставшиеся 8 детей выполнили задание следующим образом: 5 детей правильно назвали 5 музыкальных инструментов;, 2 детей правильно назвали 4 музыкальных инструмента, и 1 ребенок правильно назвал только 3 музыкальных инструментов.
2 детей экспериментальной группы справились с заданием безошибочно. 3 детей допустили 1 ошибку, другие 2 ребенка сделали 2 ошибки, 3 раза ошиблись 2 детей, и лишь 1 ребенок допустил 4 ошибки.
Результаты исследования помещены нами в таблице N 15, находящейся в приложении.
Задание выполнялось детьми с интересом, который сохранялся и не ослабевал на протяжении всего хода выполнения задания. Данный факт свидетельствует о возрастании уровня мотивации детей экспериментальной группы.
Результаты исследования объема слухового внимания у детей контрольной группы.
Наше исследование показало, что объем слухового внимания у детей контрольной группы находился на высоком уровне.
Из 11 детей контрольной группы 8 детей полностью выполнили данное задание, то есть они правильно назвали все 6 музыкальных инструментов из 6 предложенных музыкальных инструментов. Оставшиеся 3 ребенка правильно назвали 5 музыкальных инструментов.
10 детей контрольной группы справились с заданием безошибочно, 1 ребенок допустил 1 ошибку.
Результаты исследования приведены в таблице N 15 в приложении.
Дети выполняли задание с интересом. Нами отмечался высокий уровень мотивации и контроля детей данной группы.
- Устойчивость, кониентраиия и распределения
слухового внимания.
Результаты исследования устойчивости, концентрации и распределения слухового внимания у детей экспериментальной группы. Полученные в ходе данного исследования результаты
свидетельствовали о среднем уровне распределения слухового внимания, а
также о устойчивом среднем уровне концентрации и устойчивости слухового
внимания детей экспериментальной группы.
6 детей экспериментальной группы полностью выполнили данное
задание, то есть они правильно воспроизвели все 4 звука из 4 предложенных
звуков. Остальные 5 детей выполнили задание следующим образом: 4 детей
правильно воспроизвели 3 звука, 1 ребенок правильно воспроизвел только 2
звука из 4 предложенных звуков.
Из 11 детей экспериментальной группы 2 детей справились с заданием
безошибочно. 4 ребенка ошиблись по 1 разу, 3 детей допустили 2 ошибки, 1
ребенок сделал 3 ошибки, еще 1 ребенок - 4 ошибки.
1 ребенок экспериментальной группы выполнил задание без
отвлечений. 4 детей отвлеклись 1 раз, 3 ребенка допустили 2 отвлечения,
последние 3 детей сделали по 3 отвлечения-Данные исследования помещены в таблице N 16 в приложении. Уровень истощаемости детей экспериментальной группы
характеризовался как средний. Отсюда и наблюдавшаяся у детей
способность достаточно долго не терять интерес к выполнению задания. Нами также отмечались высокий уровень мотивации детей экспериментальной группы и средний уровень работоспособности детей данной группы.
Результаты исследования устойчивости, концентрации и
распределения слухового внимания у детей контрольной группы.
Результаты исследования позволяли сделать вывод о высоком уровне устойчивости, концентрации и распределения слухового внимания детей контрольной группы.
Из 11 детей контрольной группы 9 детей полностью выполнили данное задание, то есть они правильно воспроизвели все 4 звука из 4 предложенных звуков. Оставшиеся 2 детей воспроизвели правильно 3 звука из 4 предложенных звуков.
10 детей контрольной группы справились с заданием безошибочно. Оставшийся 1 ребенок совершил 1 ошибку.
Отвлечений у детей контрольной группы зарегистрировано не было.
Результаты исследования отражены в таблице N 16, помещенной в приложении.
Нами отмечались медленная утомляемость детей, высокий уровень их работоспособности.
- Переключение слухового внимания.
Результаты исследования переключения слухового внимания у детей экспериментальной группы.
По результатам исследования переключение слухового внимания детей экспериментальной группы находилось на среднем уровне.
4 детей из 11 детей экспериментальной группы полностью выполнили данное задание, то есть они правильно отобрали предметы во всех 4 отборах.
Остальные 7 детей справились с заданием следующим образом: 4 детей правильно отобрали предметы в 3 отборах, 3 детей - только в 2 отборах из 4 предложенных отборов.
Результаты исследования представлены в таблице N 17 в приложении.
Дети экспериментальной группы выполняли задание с увлечением, легко переключались с одного этапа выполнения задания на другой.
Результаты исследования переключения слухового внимания у детей контрольной группы.
Исследовав переключение слухового внимания детей контрольной группы, мы сделали вывод о его высоком уровне.
Из 11 детей контрольной группы 9 детей полностью выполнили данное задание, то есть они правильно отобрали предметы во всех 4 отборах из 4 предложенных отборов.
Результаты исследования помещены в таблице N 17 в приложении.
Задание выполнялось детьми с увлечением, они долго не уставали и не теряли интереса к предложенному заданию. Дети четко соблюдали последовательность выполнения этапов задания, легко переключаясь с одного этапа выполнения задания на другой.
Анализ результатов диагностики речевого внимания (его основных характеристик) у детей экспериментальной и
контрольной групп.
- Объем речевого внимания. Результаты исследования объема речевого внимания
у детей экспериментальной группы.
Проведя исследование объема речевого внимания детей экспериментальной группы, мы сделали вывод о том, что объем их речевого
внимания находился на среднем уровне.
2 ребенка из 11 детей
экспериментальной группы
Безошибочно задание выполнил 1 ребенок экспериментальной группы. Остальные 10 детей допустили следующее количество ошибок: 1 ребенок сделал 4 ошибки, 2 детей - 3 ошибки, 2 ошибки допустили 3 детей, 4 ребенка допустили 1 ошибку.
Результаты исследования помещены в таблице N 18, находящейся в приложении.
Нами отмечался тот факт, что дети экспериментальной группы имели стойкий интерес к выполнению задания: они не отвлекались, их внимание истощалось медленно, дети изъявляли желание продолжить выполнение задания, проделать еще одно (подобное) задание.
Результаты исследования объема речевого внимания у детей контрольной группы.
Исходя из результатов проведенного исследования, нами был сделан вывод о высоком уровне объема речевого внимания детей контрольной группы.
Информация о работе Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии