Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашей работы явилось изучение состояния внимания
(зрительного, слухового и речевого) у детей с ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели нами были сформулированы следующие задачи:
экспериментально исследовать состояние основных
характеристик зрительного, слухового и речевого внимания у детей с
ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста
(начальный эксперимент - сентябрь);

Файлы: 1 файл

диплом внимание.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

Освоение назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой, совершенствовать свойства самого внимания - распределение, переключение.

В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: "Принеси мяч", "Возьми ложку". Ребенок может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.

При постижении речи у ребенка возрастает внимание к слову, его значению. Теперь он без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.

Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания. Но, несмотря на то, что ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания.

Внимание ребенка в раннем детстве очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Отмечается также некоторая специфичность в концентрации внимания детей в раннем детстве: ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним.

Основные особенности развития внимания в раннем детстве следующие:

расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;

малыш сосредоточен на выполнение несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;

под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;

внимание     ребенка     слабо     концентрировано,    неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым.

Г.М. Угаровой /32/ установлено, что развитие внимания в дошкольном возрасте проходит в 2 этапа с переходным периодом между ними.

1 этап заканчивается в 6-ти летнем возрасте. В течение данного этапа устанавливается взаимосвязь 2-х систем мозга - активационной и воспринимающей. 2 этап начинается примерно на 8 году жизни ребенка. На данном этапе в общую взаимосвязь включается интеллектуальная сфера, что позволяет осуществлять сначала конкретные, а потом и формальные операции.

В возрастном промежутке от 5 до 7-ми лет прослеживается положительная динамика в повышении коэффициента продуктивности с возрастом. Повышение происходит сначала за счет уменьшения числа ошибок, а потом в основном за счет резкого увеличения скорости работы дошкольника. Однако развитие свойств устойчивости внимания происходит неравномерно во времени. Так, во 2-ой половине 6-ого года наблюдается существенное, почти в 4 раза, нарастание количества ошибок при лишь незначительном росте темпа деятельности. Таким образом, отдельные свойства внимания развиваются неравномерно во времени.

Вторая половина 6-ого года жизни является критическим этапом в развитии устойчивости внимания. Это говорит в пользу положения А.К. Леонтьева о "кризисе 7-ого года жизни", когда происходит перестройка всех

 

высших психических функций человека и переход их на новый качественный уровень.

Исследование устойчивости и сосредоточенности внимания показало, что имеет место положительная возрастная динамика развития процесса слежения, которая проявляется как в сокращении времени работы, так и в увеличении числа успешно справившихся с заданием детей. Начиная со 2-ой половины 5-ого года жизни ребенка происходит радикальная перестройка функции слежения за счет увеличения роли визуального компонента в сенсорной паре "глаз - рука". Можно предположить, что такая смена выступает как значимая часть механизма перестройки всех функций внимания в целом.

Показательно наличие положительной динамики в развитии переключения внимания по всем объективным показателям, прежде всего по числу и характеру ошибок. Однако на протяжении 6 года жизни мы наблюдаем картину "распада" функции переключения внимания: резко снижаются проценты для детей, способных к безошибочному выполнению задания. Хотя во 2 половине 6 года проценты успешности повышаются, темп работы дошкольников снижается почти в 2 раза, что говорит о недостаточной зрелости функции переключения внимания у дошкольников.

Объем внимания дошкольников еще недостаточен, особенно при распознавании сложных и малоразличимых объектов (букв, цифр, знаков, рассказов, картинок), что ведет к ошибочному узнаванию, хотя и наблюдается наличие положительной тенденции роста объема (2-3 предмета) внимания с возрастом.

Главное условие развития внимания детей - дошкольников - игра как основной вид деятельности ребенка. Специальными наблюдениями установлено,     что     если     у     детей     младшего     возраста     (3-4     года) продолжительность деятельности при выполнении какого-либо задания взрослых в среднем не превышает 17,5 минуты, но в условиях дидактической игры она достигает 22,1 минуты, у дошкольников (5-6 лет) в первом случае продолжительность деятельности - 62,8 минуты, во втором - 71,7 минуты.

Но вообще дети как преддошкольного, так и дошкольного возраста еще очень плохо умеют управлять своим вниманием. Им трудно внимательно искать какой-нибудь предмет, произвольно сосредоточиваться на нем.

Формы произвольного и послепроизвольного внимания в дошкольном возрасте еще слабо развиты, между тем некоторое их развитие служит показателем готовности детей к обучению.

Зачатки произвольного внимания возникают у ребенка очень рано, на 2 году жизни, когда ребенок начинает овладевать речью. Произвольное внимание в преддошкольном возрасте развивается всецело под влиянием взрослых. Родители начинают приучать ребенка к чистоте, заставляют выполнять некоторые требования гигиены. Он учится ходить, приучается правильно есть, выполнять ряд действий, подчиняется определенному режиму дня. Для всего этого нужно произвольное внимание.

Вначале ребенок сосредоточивается по указанию взрослых, а затем он привыкает это делать сам. Для дошкольников слово или жест взрослого приобретают доминирующую роль в направленности и избирательности их внимания. При помощи словесной инструкции взрослый целенаправленно привлекает внимание ребенка к тем способам и операциям, которые дают ребенку возможность достичь поставленной цели. Точность следования инструкции взрослого служит важным показателем уровня психического развития ребенка.

Большое  влияние  на  развитие  произвольного   внимания  оказывает деятельность ребенка, игра, выполнение поручений взрослых. Игра приучает дошкольников к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Перед детьми - дошкольниками уже стоят некоторые задачи, которые они выполняют посильным образом. Этот опыт ребенка закрепляется с помощью второй сигнальной системы, что позволяет ему начинать обращать внимание не только на интенсивные раздражители и интересные объекты, но и на то, что имеет значение для достижения целей, поставленных взрослыми или им самим.

Как и в другие периоды жизни человека, развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте зависит от условий и характера деятельности ребенка. Большое значение при этом имеет соотношение между тем, что в данной работе непосредственно интересует ребенка, и тем, что он должен выполнить по заданию. При наличии тесной связи между тем и другим у ребенка возникает и дольше поддерживается произвольное внимание; в противном случае преодолевать отвлечения и сосредотачиваться ему бывает трудно.

В дальнейшем именно школа, организованный учебный процесс воспитывают в детях произвольное внимание. При этом его формирование происходит одновременно с общим интеллектуальным развитием ребенка.

Итак, укажем основные особенности развития внимания в дошкольном возрасте: - значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

складываются    элементы    произвольности    в    управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; внимание становится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.

 

 

1.5. Внимание  у детей с ОНР дошкольного  возраста.

Термин "общее недоразвитие речи" (ОНР) будучи педагогическим, относится к разным речевым расстройствам с различной структурой дефекта и этиопатогенезом. Однако, по данным Е.М. Мастюковой (1990), с клинической точки зрения наибольшее значение имеет ОНР, связанное с ранним органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора в период раннего эмбриогенеза, недоразвитие не может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций.

Речевые нарушения, являясь одним из симптомов церебрально-органической патологии, почти не бывают изолированными и сопровождаются функциональными и органическими изменениями нервной системы, что проявляется в различных недостатках со стороны познавательной деятельности. Таким образом, в структуре дефекта детей с ОНР в той или иной мере присутствуют недостатки как речевой, так и познавательной деятельности. Их соотношение различно: в отдельных случаях более поврежденной оказывается речь, в других - познавательные процессы, но чаще отклонения в том и другом соответствуют друг другу по степени выраженности.

Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на 3 основные группы.

У детей I группы имеют место признаки лишь ОНР, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. В психическом облике этих детей отмечаются

 

 

 

отдельные черты эмоционально-волевой незрелости, неустойчивость внимания. У таких детей отмечаются и специфические особенности двигательной функции: нарушения регуляции мышечного тонуса, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированность кинестетического и динамического праксиса.

У детей II группы ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это - осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза. При неврологическом обследовании детей II группы выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей II группы наиболее частыми являются следующие:

1)Гипертензионно-гидроцефальный синдром - синдром повышенного внутричерепного давления. Данный синдром проявляется прежде всего в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей, а также в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Внимание таких детей неустойчиво, они часто отвлекаются; страдает у них и распределение внимания его переключение.

2) Церебрастенический  синдром проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания, памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости - признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства; в других - с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

 

 

3) Синдромы  двигательных расстройств характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими геми- и монопарезами, нередко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде легких парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка, обусловливающие проявления стертой дизартрии.

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей II группы выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности (в том числе и внимания, особенно произвольного), обусловленных как самым речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью. У данной группы детей отмечается несформированностъ зрительно-пространственного гпозиса (трудности зрительного внимания).

Многие дети этой группы отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой трудности двигательного внимания),

У детей III группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия. Для детей с моторной алалией, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.

Итак, у детей с. ОНР, независимо от того, к какой группе они принадлежат, отмечается слабость такого познавательного процесса, как внимание. Внимание детей с ОНР дошкольного возраста отличается недостаточной     устойчивостью,      сниженным      объемом,     трудностями распределения и переключения, быстрой истощаемостью и частыми отвлечениями при выполнении любого вида деятельности (на это указывают Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева / 15/).

Информация о работе Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии