Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашей работы явилось изучение состояния внимания
(зрительного, слухового и речевого) у детей с ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели нами были сформулированы следующие задачи:
экспериментально исследовать состояние основных
характеристик зрительного, слухового и речевого внимания у детей с
ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста
(начальный эксперимент - сентябрь);

Файлы: 1 файл

диплом внимание.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

 


 


Введение.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Внимание определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Таким образом, можно говорить о том, что внимание - важнейший фактор всей познавательной деятельности человека.

Говоря о состоянии познавательной деятельности у детей с ОНР, следует отметить, что в структуре дефекта детей с ОНР в той или иной мере присутствуют недостатки как речевой, так и познавательной деятельности. Их соотношение различно: в отдельных случаях более поврежденной оказывается речь, в других - познавательные процессы, но чаще отклонения в том и другом соответствуют друг другу по степени выраженности.

Современная логопедия большое внимание" уделяет вопросам, связанным с изучением и развитием речи детей с ОНР (Левина Р.Е., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н. и др.). В методической литературе достаточно хорошо освещены вопросы диагностики состояния речи детей с ОНР, разработано много методик и методических рекомендаций по работе над речью детей с ОНР.

Познавательная деятельность детей с ОНР изучена несколько меньше. В литературе лишь "вскользь" упоминается о проблемах внимания, памяти, мышления, воображения у детей с недоразвитием речи. Между тем, логопедам, и воспитателям важны не только сведения о состоянии речи у детей с ОНР, но и сведения о состоянии у этих детей внимания, памяти, мышления, воображения и других компонентов познавательной деятельности. Данные сведения помогут специалистам не только в решении речевых проблем детей с ОНР, но и во всестороннем развитии, в формировании полноценной личности детей с речевой патологией.

Говоря о проблеме состояния внимания у детей с ОНР дошкольного возраста, нужно отметить, что эта проблема в современной логопедии ещё недостаточно изучена.

В отечественной логопедии встречаются лишь эпизодические описания и упоминания о состоянии внимания и специфика коррекционного обучения детей с ОНР (Левина Р.Е., Филичева Т.Е., Чиркина Г .В., Гаркуша Ю.Ф., Жукова Н.С. и др.).

Усложнение школьных программ, повышение требований к знаниям учащихся, всё больший и больший объём знаний, получаемых учащимися требует развития внимания у всех детей, и у детей с ОНР в том числе. Но прежде чем преступить к развитию внимания детей с ОНР дошкольного возраста, требуется выяснить, на каком уровне находится внимание дошкольника с ОНР, каковы особенности основных характеристик его внимания, то есть встает вопрос о диагностике внимания детей с ОНР дошкольного возраста, а в последствии и проблема коррекции внимания.

До сих пор не сделан подбор и систематизация методик диагностики

внимания у детей с ОНР, а также не описана методика развития внимания у этих детей. Многие авторы указывают на то, что внимание дошкольников с ОНР развито плохо: оно недостаточно устойчиво, имеет малую концентрацию, плохую переключаем ость и распределение, малый объём. Дети невнимательны, часто отвлекаются на занятиях, не могут сосредоточится на материале занятия, что ведёт к плохому запоминанию материала и, как следствие, к неуспеваемости. Такой ребёнок при поступлении в школу начинает испытывать трудности в обучении (на это указывают Ю.Ф. Гаркуша /10/ и Г.М. Угарова /32/ в своих исследованиях): он отстаёт от своих сверстников по уровню знаний и по успеваемости. Поскольку у детей с ОНР, как и у детей с любой другой речевой патологией, очень восприимчивая психика, такая школьная неуспеваемость может привести к различным нервным срывам и расстройствам психики ребёнка.

Исходя из вышеизложенного следует, что проблема развития внимания у детей с ОНР дошкольного возраста - актуальнейшая на сегодняшний день проблема. Успешное её решение позволит повлиять не только на улучшение состояния речи детей с ОНР, на развитие всей познавательной деятельности такого ребёнка, но и положительным образом отразится на решении такой проблемы, как школьная неуспеваемость, имеющая место у детей с речевой патологией, в том числе и у детей с ОНР.

Как уже упоминалось выше, в настоящее время не сделан подбор и систематизация методик диагностики внимания у детей с ОНР. Это значительно усложняет работу логопедов и не позволяет должным образом влиять на развитие внимания у дошкольников с ОНР. Поэтому, перед нами встала задача подбора и систематизации методик диагностики внимания у детей с ОНР дошкольного возраста, а также описание методики развития внимания у этих детей, а в дальнейшем исследование детей с ОНР в соответствии с этими методиками.

В осуществлении подбора и систематизации методик диагностики внимания у дошкольников с ОНР и в описании методики развития внимания у этих детей и заключается практическая значимость данной работы. Также практическая значимость нашей работы заключается в унификации методик диагностики внимания у детей с ОНР среднего дошкольного возраста, в получении данных о состоянии внимания у этих детей, в описании результатов состояния внимания у детей с ОНР среднего дошкольного возраста и в формировании методических указаний по организации коррекционной работы в плане развития и коррекции внимания детей данной речевой патологии.

В литературе указывается на связь нарушений речевого развития и развития высших психических функций. Указывается и на то, что у детей с речевой патологией (в том числе и с ОНР) наряду с нарушениями речи наблюдаются расстройства вторичного порядка, к которым относится и расстройство внимания.

Исходя из того, что внимание - это психический процесс, который организует всю психическую деятельность человека, можно предположить, что эффективность коррекционного процесса зависит от уровня сформированности внимания, так как внимание - это тот базовый компонент, на основе которого и происходит речевое развитие детей. Таким образом, всесторонне развивая и улучшая состояние внимания у дошкольников с ОНР, мы тем самым развиваем и улучшаем речь этих детей.

Целью  нашей  работы  явилось  изучение состояния  внимания

(зрительного, слухового и речевого) у детей с ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста.

Исходя из цели нами были сформулированы следующие задачи:

  1. экспериментально    исследовать    состояние    основных 
    характеристик зрительного, слухового и речевого внимания у детей с 
    ОНР    и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста 
    (начальный эксперимент - сентябрь);
  2. провести   повторное   экспериментальное  исследование 
    (конечный     эксперимент     -     апрель)     основных     характеристик 
    зрительного, слухового и речевого внимания дошкольников с ОНР и 
    нормой речевого развития среднего дошкольного возраста;
  3. сравнить  результаты   динамики   развития   внимания  у 
    детей с ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного 
    возраста;
  4. описать основные направления коррекционной работы 
    по развитию внимания у детей с ОНР среднего дошкольного возраста.

Мы использовали следующие методы исследования:

  1. анализ     медицинской     и     психолого-педагогической 
    документации (медицинские и логопедические карты);
  2. наблюдение      за     детьми     во     время      проведения 
    обследования внимания, во время музыкальных, физкультурных и 
    логопедических  занятий,  занятий  по  развитию  речи,  математике, 
    конструированию, лепке, на прогулках и во время игр детей в группе;
  3. сбор   анамнестических   сведений,   в   которых   особое 
    внимание   уделялось   моторному    и    речевому    развитию   детей, 
    состоянию внимания детей;
  4. экспериментальное  изучение  основных  характеристик 
    зрительного, слухового и речевого внимания у дошкольников с ОНР 
    (также зрительной, слуховой и речевой памяти, так как внимание и 
    память   это   два   теснейшим   образом   связанных   компонента 
    познавательной деятельности человека);
  5. количественный    и    качественный    анализ    основных 
    характеристик зрительного, слухового и речевого внимания   у детей с 
    ОНР среднего дошкольного возраста.

Работа    состоит    из    введения,    четырех    глав,    заключения    и приложения.

Объем работы  107 страниц

 Объем приложения 23 страницы

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ.

1.1.    Проблема  внимания в современной психологии.

Трудно, по-видимому, найти другое понятие, так же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее такую же сложную и драматическую судьбу в психологии, как понятие внимания. Трудно найти другое понятие, история которого изобиловала бы такими крутыми "взлетами" и "падениями", такими крутыми поворотами в трактовке его содержания, а также его места и значения в ряду других психологических понятий, когда оно на время становилось в самый центр системы психологии, то вдруг, напротив, объявлялось "фикцией" и полностью устранялось из психологии.

Интерес к проблеме внимания велик как в нашей стране, так и за рубежом. В нашей стране проблемой внимания занимались крупнейшие психологи Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и другие. На Западе - 3. Фрейд, Т. Рибо, И. Гербарт, А. Бэн, Кант. Эти психологи подходят к изучению внимания, отрицая его существование. При всех попытках объяснить внимание, они рассматривают его как проявление чего-то другого (эмоций - А. Бэн, апперцепции - И. Гербарт и В. Вунд, организации сознания - Титченер, сенсорного поля - Рубэн и т.д.).

В отечественной психологии можно выделить три основные подхода к проблеме внимания:

1.  Сторонники - А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Е.Н. Соболев.

Этот подход возник под влиянием идей И.П Павлова об ориентировочном рефлексе и ориентировочно-исследовательской деятельности.   Ориентировочно-исследовательский   рефлекс   -   это   общая реакция животного (определенная установка рецепторов, "прислушивание, приглядывание, принюхивание") на новый раздражитель окружающей среды. Психологи рассматривают ориентировочный рефлекс как физиологическую основу одного из видов внимания - непроизвольного и сближают и даже отождествляют внимание и ориентировочный рефлекс. Так, А.Н. Леонтьев /40/ обосновывает мысль о том, что внимание есть самостоятельная реакция животного на изменения в окружающей среде, служащая для осведомления о раздражителе, которая может быть кратковременной и длительной; в последнем случае она превращается в ориентировочно-исследовательскую деятельность.

А.В. Запорожец /40/ считает, что внимание - это психическая деятельность, заключающаяся в ориентировке на окружающие предметы и явления и приводящая к наиболее полному и отчетливому их отражению в человеческом мозгу.

С таких же позиций рассматривают внимание Е.К. Соколов, Е.А. Милерян и другие.

Меченовский подход, сторонники которого Н.Ф. Добрынин, П.Л. Блонский и др. (считали подход к вниманию как к ориентировочной деятельности полезным, но недостаточным и указывали, что существенной характеристикой внимания является выделение главного в объекте, чтс всегда связано со значимым для человека событием.

Н.Ф. Добрынин /13/ писал: "Внимание человека является толькс определенной стороной его психической деятельности, без деятельности помимо деятельности оно не существует"1^.

Также Добрынин указывал на то,   что внимание всегда связано с определенными объектами, значимыми для человека в определенный период. П.П. Блонский /3/ указывал на то, что в основе внимания лежат жизненные интересы человека.

 

'.Н.Ф. Добрынин. Внимание и его  воспитание. - М., 1951, с. 9.


 

Таким образом, психологи первого и второго направлений исходят из того, что внимание не является самостоятельным психическим процессом (внимание - это лишь одна из сторон психической деятельности), а лишь выступает проявлением ориентировочной деятельности, жизненных интересов или других психических процессов (восприятие, мышление, память).

3. П.Я. Гальперин и его ученица С.Я. Кабылъницкая являются сторонниками третьего направления, третьего взгляда на проблему внимания. Гальперин, а вслед за ним и Кабыльницкая считают, что внимание это самостоятельная форма психической деятельности, самостоятельный психический процесс. В качестве отдельной формы психической деятельности внимание представляет сбой контроль за деятельностью, доведенный до уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия.

Гальперин указывает на то, что мнения сторонников 1 и 2 подхода к проблеме

внимания являются ошибочными. Так как, если рассматривать существование и проявление внимания "лишь в связи с какой-нибудь другой деятельностью, то для наблюдения (и внешнего и внутреннего) оно представляется лишь стороной последней - не как ВНИМАНИЕ , А КАК ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ (при выполнении этой другой, основной деятельности)" \

 

 

 

 

 

 

 

\ П.Я. Гальперин. К проблеме внимания. //Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.А. Леонтьева, А.А. Пузыря, В.Я. Романова/. - М., 1976, с. 223.


Данный подход к проблеме внимания представляется нам наиболее правильным.

Глубокое и полное понимание проблемы внимания невозможно без знания того, что лежит в основе этого познавательного психического процесса с физиологической точки зрения, какие нервные процессы связаны с отбором одних воздействий и отвлечений от других.

Информация о работе Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии