Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:18, дипломная работа
Целью нашей работы явилось изучение состояния внимания
(зрительного, слухового и речевого) у детей с ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели нами были сформулированы следующие задачи:
экспериментально исследовать состояние основных
характеристик зрительного, слухового и речевого внимания у детей с
ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста
(начальный эксперимент - сентябрь);
Результаты исследования объема зрительного внимания у детей
контрольной группы.
Проведенное исследование показало, что у детей контрольной группы объем зрительного внимания выше, чем у детей экспериментальной группы.
Все дети контрольной группы справились с заданием.
После предъявления 1 карточки дети отобрали в среднем 5 игрушек из 6 предложенных игрушек. После предъявления 2 карточки результаты повысились: дети отобрали в среднем 6 игрушек из 6 предложенных игрушек. Столько же игрушек, то есть в среднем 6 игрушек из 6 предложенных игрушек, дети отобрали и после 3 предъявления карточки.
Следует также отметить тот факт, что дети контрольной группы ошибались гораздо реже, чем дети экспериментальной группы. Нами зафиксировано, что 4 ребенка справились с заданием безошибочно, 5 детей совершили 1 ошибку, 2 ребенка допустили 2 ошибки.
Результаты данного исследования представлены в таблице N 1, помещенной в приложение к данной работе.
Задание выполнялось детьми с интересом. Отмечались также высокая работоспособность детей и низкий уровень их истощаемости.
- Устойчивость и концентрация зрительного внимания.
Результаты исследования устойчивости и концентрации
зрительного внимания у детей экспериментальной группы.
Результаты, полученные в ходе данного исследования, позволили сделать вывод о неустойчивости и слабой концентрации зрительного внимания детей экспериментальной группы.
В 1 серии эксперимента никто из детей не указал на все 10 различий между 2 картинками, только 1 ребенок указал на 9 различий (из 10 возможный) между 2 картинками, 1 ребенок нашел 8 различий, 2 ребенка нашли 6 различий, на 5 различий указал 1 ребенок, 2 детей нашли 4 различия, 2 других ребенка нашли 3 различия, по 1 ребенку указали на 2 и 1 различие между 3 картинками. В 2 серии эксперимента из 6 недорисованных деталей на 6 деталей не указал никто из обследуемых детей, только 1 ребенок указал на 5 недорисованных деталей из 6 возможных деталей, 2 детей указали на 4 детали, 5 детей показали 3 недорисованных детали, остальные дети (2 ребенка) указали на 2 недорисованных детали.
В 1 серии эксперимента никто из детей экспериментальной группы не справился с заданием без отвлечений. 5 отвлечений допустил 1 ребенок, 3 детей допустили 4 отвлечения, 4 ребенка отвлекались 3 раза, 2 отвлечения допустили оставшиеся 2 детей. Во 2 серии эксперимента, также, как и в 1 серии эксперимента, никто из детей экспериментальной группы не ставился с заданием без отвлечений. 1 ребенок совершил 6 отвлечений, 2 детей совершили 5 отвлечений, 2 других детей совершили 4 отвлечения, 3 ребенка отвлеклись 3 раза, оставшиеся 2 детей отвлеклись 2 раза.
Наглядно результаты данного исследования отражены в таблице N 2 в приложении.
Следует также отметить быструю истощаемость зрительного внимания детей экспериментальной группы и низкий уровень их работоспособности.
Результаты исследования устойчивости и концентрации зрительного внимания у детей контрольной группы.
Полученные в ходе данного исследования результаты позволяли сделать вывод о том, что уровень устойчивости и концентрации зрительного внимания детей контрольной группы выше уровня концентрации и устойчивости зрительного внимания детей экспериментальной группы.
В 1 серии эксперимента 2 ребенка нашли все 10 различий, 2 других ребенка нашли 9 различий, 8 различий нашли другие 2 детей, следующие 2 детей показали 7 различий, на 6 различий указала последняя пара детей, и только 1 ребенок нашел всего 5 различий между 2 картинками.
В 1 серии эксперимента из 11 детей контрольной группы 6 детей выполнили задание без отвлечений. 2 детей допустили 2 отвлечения, 3 ребенка контрольной группы допустили 3 отвлечение. Во 2 серии эксперимента без отвлечений с заданием справилось 8 детей контрольной группы. Оставшиеся 3 ребенка допустили 1 отвлечение.
Полученные в ходе данного исследования результаты отражены в таблице N 2, помещенной в приложении.
Нами отмечается также высокий уровень работоспособности детей контрольной группы и низкая истощаемость их зрительного внимания.
- Переключение зрительного внимания.
Результаты исследования переключения зрительного внимания у детей экспериментальной группы.
Проведенное нами исследование переключения зрительного внимания детей экспериментальной группы подтвердило имеющиеся литературные данные.
Из 11 детей экспериментальной группы 2 ребенка не справились с предложенным заданием. Они не смогли отобрать карточки, так как не поняли данной им инструкции. После повтора инструкции эти дети так и не смогли ее осознать, в результате чего и не выполнили данное задание. Из оставшихся 9 детей полностью данное задание никто не выполнил. 1 ребенок правильно отобрал карточки в 4 отборах, другой ребенок правильно отобрал карточки в 3 отборах, 5 детей правильно отобрали карточки в 2 отборах, последние 2 ребенка правильно отобрали карточки только в 1 отборе из предложенных 5 отборов.
Результаты этого исследования отражены в таблице N 3, помещенной в приложении.
Практически все дети экспериментальной группы при выполнении данного задания были невнимательны, забывали данную им инструкцию, путали последовательность выполнения этапов задания. В ходе выполнения задания дети быстро уставали, теряли интерес к заданию. Переключение зрительного внимания детей экспериментальной группы характеризовалось тугоподвижностью, "застреванием" на каждом отдельном этапе выполнения задания.
Результаты исследования переключения зрительного внимания у детей контрольной группы.
Исследовав переключение зрительного внимания детей контрольной группы, мы пришли к выводу о том, что оно находилось на высоком уровне.
Все дети контрольной группы справились с предложенным заданием.
8 детей полностью выполнили данное задание, то есть они правильно отобрали карточки во всех 5 отборах из 5 предложенных отборов. Оставшиеся 3 ребенка правильно отобрали карточки только в 4 отборах из 5 предложенных отборов.
Результаты исследования помещены в таблице N 3 в приложении.
Все дети контрольной группы были внимательны при выполнении данного задания, четко соблюдали последовательность выполнения этапов задания. Задание выполнялось детьми с увлечением, они долго не уставали и не теряли интереса к выполнению предложенного задания. Переключение зрительного внимания детей контрольной группы характеризовалось легкостью, подвижностью, отсутствием "застревания" на каждом отдельном этапе выполнения задания.
- Распределение зрительного внимания. Результаты исследования распределения зрительного внимания
у детей экспериментальной группы.
Проведенное исследование свидетельствовало о низком уровне распределения зрительного внимания детей экспериментальной группы.
Никто из детей экспериментальной группы полностью данное задание не выполнил, то есть не нашел все 10 различий из 10 возможных различий.
1 ребенок нашел 8 различий, другой ребенок нашел 7 различий, 6 различий нашел следующий ребенок, еще 1 ребенок нашел 5 различий, 2
детей нашли 4 различия, следующие 3 детей нашли 3 различия, и только 1 ребенок нашел 2 различия из 10 возможных различий.
Результаты данного исследования отражены в таблице N 4, помещенной в приложении.
Исследование показало, что детям экспериментальной группы очень сложно давалось сравнение одновременно 2 картинок, так как их поле зрения не могло охватить сразу несколько предметов, изображений. Дети пропускали важные различия между картинками, отвлекались, быстро уставали, что свидетельствовало о быстрой истощаемости их зрительного внимания.
Результаты исследования распределения зрительного внимания у детей контрольной группы.
Нами зафиксирован высокий уровень распределения зрительного внимания детей контрольной группы.
Из 11 детей контрольной группы 2 ребенка полностью выполнили данное задание, то есть нашли все 10 различий из 10 возможных различий. Из оставшихся 9 детей 3 ребенка нашли 9 различий, другие 3 ребенка нашли 8 различий, оставшиеся 2 детей нашли 7 различий из 10 возможных различий.
Результаты данного исследования помещены нами в таблице N 4 в приложении.
Исследование показало, что детям контрольной группы сравнение картинок давалось легко. Дети не пропускали важных различий между картинками, не отвлекались, долго не уставали, что свидетельствовало о низком уровне истощаемости их зрительного внимания.
Анализ результатов диагностики слухового внимания (его основных характеристик) у детей экспериментальной контрольной групп.
- Объем слухового внимания.
Результаты исследования объема слухового внимания у детей экспериментальной группы.
Проведя данное исследование, мы выяснили, что объем слухового внимания детей экспериментальной группы невелик.
Никто из детей экспериментальной группы полностью задание не выполнил, то есть не назвал правильно все 6 музыкальных инструментов из 6 предъявленных музыкальных инструментов.
1 ребенок правильно назвал 5 музыкальных инструментов, 4 музыкальных инструмента правильно назвали 2 детей, 3 музыкальных инструмента правильно назвали 4 ребенка, оставшиеся 4 ребенка правильно назвали только 2 музыкальных инструмента из 6 предъявленных музыкальных инструментов.
Следует отметить, что никто из детей экспериментальной группы не справился с заданием безошибочно. 1 ребенок допустил 6 ошибок, 3 детей допустили 5 ошибок, 4 ошибки сделали 2 ребенка, 3 ошибки сделало 4 детей, 1 ребенок данной группы совершил 2 ошибки.
Результаты исследования помещены нами в таблице N 5, находящейся в приложении.
Задание выполнялось детьми с интересом, однако этот интерес был нестоек: дети быстро уставали и начинали отказываться от дальнейшего выполнения задания.
Результаты исследования объема слухового внимания у детей контрольной группы.
Проведенное исследование показало, что объем слухового внимания у детей контрольной группы выше, чем у детей экспериментальной группы.
Из 11 детей контрольной группы 6 детей полностью выполнили данное задание, то есть они правильно назвали все 6 музыкальных инструментов из 6 предъявленных музыкальных инструментов. Из оставшихся 5 детей 4 правильно назвали 5 музыкальных инструментов, 1 ребенок правильно назвал 4 музыкальных инструмента.
8 детей контрольной группы справились с заданием безошибочно. Оставшиеся 3 ребенка допустили 1 ошибку.
Результаты исследования отражены в таблице N 5, помещенной в приложении.
Задание выполнялось детьми с интересом. Отмечались также высокая работоспособность детей контрольной группы и низкий уровень их истощаемости.
- Устойчивость, концентрация и распределение
слухового внимания.
Результаты исследования устойчивости, концентрации и распределения слухового внимания у детей
экспериментальной группы.
Результаты, полученные в ходе данного исследования, свидетельствовали о том,, что у детей экспериментальной группы наблюдалась неустойчивость, слабая концентрация и низкий уровень распределения слухового внимания.
Никто из детей экспериментальной группы полностью не выполнил данного задания, то есть не воспроизвел правильно все 4 звука из 4 предложенных звуков. 3 детей воспроизвели правильно 3 звука, 4 детей воспроизвели правильно 2 звука, оставшиеся 4 ребенка воспроизвели правильно 1 звук.
Из 11 детей экспериментальной группы никто не выполнил задания без ошибок. 1 ребенок совершил 6 ошибок, 2 детей - 5 ошибок, 4 ошибки сделал 1 ребенок, 3 ошибки сделали 4 детей, 3 ребенка экспериментальной группы совершили 2 ошибки.
Также никто из детей экспериментальной группы не справился с заданием без отвлечений. 5 детей данной группы совершили 4 отвлечения, 3 отвлечения сделали 4 ребенка, 2 ребенка сделали 2 отвлечения.
Данные исследования помещены нами в таблице N 6 в приложении.
При выполнении задания нами отмечалась быстрая утомляемость детей, потеря интереса к выполнению задания.
Результаты исследования устойчивости, концентрации и распределения слухового внимания детей контрольной группы.
Проведя данное исследование, мы сделали вывод о высоком уровне устойчивости, концентрации и распределения слухового внимания детей контрольной группы.
Из 11 детей полностью выполнили данное задание, то есть они воспроизвели правильно все 4 звука из 4 предложенных звуков. Оставшиеся 3 детей воспроизвели правильно 3 звука из 4 предложенных звуков.
9 детей контрольной группы справились с заданием безошибочно. Оставшиеся 2 детей совершили .1 ошибку.
При выполнении данного задания у детей контрольной группы отвлечений зафиксировано не было.
Результаты исследования отражены в таблице N 6 в приложении.
Задание выполнялось детьми с интересом, причем данный интерес сохранился и не ослабевал на протяжении всего хода выполнения задания. Также нами отмечались медленная утомляемость детей, высокий уровень их работоспособности.
- Переключение слухового внимания.
Результаты исследования переключения слухового внимания у детей экспериментальной группы.
Проведя данное исследование, мы пришли к выводу о том, что переключение слухового внимания детей экспериментальной группы находилось на низком уровне.
Информация о работе Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии