Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашей работы явилось изучение состояния внимания
(зрительного, слухового и речевого) у детей с ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели нами были сформулированы следующие задачи:
экспериментально исследовать состояние основных
характеристик зрительного, слухового и речевого внимания у детей с
ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста
(начальный эксперимент - сентябрь);

Файлы: 1 файл

диплом внимание.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

9 детей контрольной  группы полностью выполнили данное  задание, то есть они правильно повторили все 6 слов из 6 прослушанных слов. Оставшиеся 2 детей правильно повторили только 5 слов из 6 прослушанных слов.

Из 11 детей контрольной группы 10 детей выполнили задание без ошибок, 1 ребенок допустил 1 ошибку.

 

Результаты данного исследования отражены в таблице N 18 в приложении.

Задание выполнялось детьми с интересом. Отмечались также высокий уровень работоспособности детей контрольной группы и низкий уровень их истощаемости.

- Устойчивость, концентрация и распределение речевого внимания.

Результаты исследования устойчивости, концентрации и распределения речевого внимания у детей экспериментальной группы.

Полученные результаты свидетельствовали о том, что у детей экспериментальной группы наблюдался средний уровень распределения, концентрации и устойчивости речевого внимания.

Из 11 детей экспериментальной группы полностью данное задание выполнил 1 ребенок: он правильно назвал все 8 слов из 8 предложенных слов. Остальные 10 детей выполнили задание следующим образом: 3 детей правильно назвали 7 слов, 1 ребенок - 6 слов, 5 слов правильно назвали 4 детей, 2 детей правильно назвали 4 слова из 8 предложенных слов.

Безошибочно с заданием не справился никто из детей экспериментальной группы. 2 детей совершили 4 ошибки, следующие 2 детей совершили 3 ошибки, 2 ошибки сделали 4 детей, 3 ребенка сделали 1 ошибку.

2 детей экспериментальной  группы справились с заданием  без отвлечений, оставшиеся 9 детей допустили следующее количество отвлечений: 1 ребенок допустил 3 отвлечения, 3 детей - 2 отвлечения, 1 отвлечение совершили 5 детей данной группы.

Результаты исследования отражены в таблице N 19 в приложении.

Задание выполнялось детьми с интересом, которых сохранялся и не ослабевал    на    протяжении     всего    хода     выполнения     задания,     что

 

свидетельствует о высоком уровне мотивации и контроля у детей данной группы.

Результаты исследования устойчивости, концентрации и

распределения речевого внимания у детей контрольной группы.

Результаты исследования свидетельствовали о том, что устойчивость, концентрация и распределение речевого внимания детей контрольной группы находились на высоком уровне.

8 детей контрольной  группы полностью назвали все 8 слов из 8 предложенных слов. Оставшиеся 3 ребенка правильно назвали только 7 слов из 8 предложенных слов.

10 детей контрольной  группы выполнили задание без  ошибок, 1 ребенок сделал 1 ошибку.

Отвлечений у детей контрольной группы зафиксировано не было.

Результаты исследования помещены в таблице N 19 в приложении.

Задание выполнялось детьми с интересом: они не отвлекались, выполняли задание быстро, но вдумчиво, что свидетельствует о высоком уровне мотивации и контроля у детей данной группы.

- Переключение речевого внимания.

Результаты исследования переключения речевого внимания у детей экспериментальной группы.

Результаты исследования свидетельствовали о том, что переключение речевого внимания детей экспериментальной группы находилось на среднем уровне.

1 вопрос данного задания предполагал 2 ответа (2 названных слова); на него правильно ответили 3 детей экспериментальной группы: они правильно назвали 2 слова из 2 возможных слов. Остальные 8 детей правильно назвали только 1 слово. 2 вопрос предполагал 3 ответа (3 названных слова); на него

 

правильно ответили тоже 3 детей экспериментальной группы: они правильно назвали 3 слова из 3 возможных слов, 5 детей правильно назвали 2 слова, 3 детей - 3 слово. 3 вопрос данного задания предполагал 2 ответа (2 названных слова); на него правильно ответили 10 детей из 11: они правильно назвали 2 слова из 2 возможных слов, 1 ребенок правильно назвал лишь 1 слово из 2 возможных слов. 4 вопрос предполагал 3 ответа (3 названных слова); на данный вопрос правильно ответили: 2 детей, они правильно назвали 3 слова из 3 возможных слов. Остальные 9 детей ответили на вопрос так: 4 детей правильно назвали 2 слова из 3 возможных слов, 5 детей правильно назвали 1 слово из 3 возможных слов.

Результаты исследования приведены в таблице N 20 в приложении.

Переключение речевого внимания детей контрольной группы характеризовалось подвижностью, "отсутствием" застревания на каждом отдельном этапе выполнения задания.

Результаты исследования переключения речевого внимания у детей контрольной группы.

Исследовав переключение речевого внимания детей контрольной группы, мы сделали вывод о его высоком уровне.

1 вопрос данного задания  предполагал 2 ответа (2 названных слова); на данный вопрос правильно ответили все дети контрольной группы: они правильно назвали 2 слова из 2 возможных слов. 2 вопрос предполагал 3 ответа (3 названных слова); 10 детей правильно ответили на данный вопрос: они правильно назвали 3 слова из 3 возможных слов, 1 ребенок правильно назвал только 2 слова из 3 возможных слов. 3 вопрос предполагал 2 ответа (2 названных слова); на него правильно ответили все дети контрольной группы: они правильно назвали 2 слова из 2 возможных слов. 4 вопрос предполагал 3 ответа (3 названных слова); 9 детей    из  11 правильно ответили на этот

 

вопрос, то есть они правильно назвали 3 слова из 3 возможных слов. 2 детей правильно назвали только 2 слова из 3 возможных слов.

Результаты исследования отражены в таблице N20 в приложении.

Переключение речевого внимания детей контрольной группы характеризовалось легкостью, подвижностью, отсутствием "застревания" на каждом отдельном этапе выполнения задания.

Таково было состояние зрительного, слухового и речевого внимания (их основных характеристик) у детей экспериментальной и контрольной групп на момент проведения завершающего эксперимента.

3.4. Динамика  развития зрительного, слухового  и речевого

внимания (их основных характеристик) у детей

экспериментальной и контрольной групп.

После завершения констатирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы проводилась целенаправленная коррекционная работа по развитию их зрительного, слухового и речевого внимания. С детьми контрольной группы такая работа не проводилась.

Проведя повторное экспериментальное исследование зрительного, слухового и речевого внимания (их основных характеристик) (завершающий эксперимент) у детей экспериментальной и контрольной групп и сравнив результаты 2 экспериментов (констатирующего и завершающего), проведенных с детьми экспериментальной и контрольной групп, мы пришли к выводу о том, что у детей экспериментальной группы наблюдалась более выраженная положительная динамика развития зрительного, слухового и речевого внимания (их основных характеристик), чем у детей контрольной группы. Низкие показатели динамики развития внимания у детей контрольной   группы   объяснялись  тем,  что   первоначальные   показатели

 

выполнения заданий у этих детей были в пределах норм выполнения заданий.

Динамика вычислялась путем вычитания из результатов завершающего эксперимента результатов констатирующего эксперимента.

Наблюдаемая у детей экспериментальной группы положительная динамика развития внимания заключалась в следующем:

  1. практически у всех детей экспериментальной группы улучшились в 
    среднем в 2 раза количественные и качественные показатели выполнения 
    детьми заданий;
  2. практически у всех детей экспериментальной группы в среднем в 2 
    раза снизилось количество ошибок и отвлечений, допускаемых детьми во 
    время выполнения заданий (количественная характеристика).

1. Динамика  развития зрительного внимания (его основных характеристик) у детей экспериментальной и контрольной групп.

I. Количественная характеристика.

- Объем зрительного внимания.

У всех 11 детей экспериментальной группы наблюдалась значительная положительная динамика выполнения задания: по 1 карточке у 5 детей динамика выполнения задания была равна 2, то есть выполнение задания у этих детей возросло в 2 раза, у остальных 6 детей динамика была равна 1; по 2 карточке: у 1 ребенка динамика была равна 3, у 3 детей - равна 2, у 6 детей - равна 1, и у 1 ребенка динамика выполнения задания была равна 0, то есть у данного ребенка динамики выполнения заданий не наблюдалось; по 3 карточке: у 5 детей динамика была равна 2, у 5 других детей - равна 1, и у 1 ребенка - равна 0, то есть динамики не наблюдалось.

 

Также у детей экспериментальной группы наблюдалась положительная динамика снижения количества ошибок: у 2 детей она была равна 4, у 6 детей - 3, у 2 детей - 2, у 1 ребенка динамика была равна 1, то есть количество ошибок у этого ребенка снизилось в 1 раз.

В отличие от детей экспериментальной группы, у детей контрольной группы положительная динамика выполнения задания и снижения количества ошибок была менее выражена.

Из 11 детей контрольной группы у 8 детей динамика выполнения задания по 1 карточке была равна 0, у оставшихся 3 детей - равна 1 , по 2 карточке: у 9 детей - равна 0, у оставшихся 2 детей динамика была равна 1; по 3 карточке: у всех 11 детей контрольной группы динамика выполнения задания была равна 0, то есть ее не было.

У 5 детей контрольной группы из 11 детей динамика количества ошибок была равна 0, у 5 детей - равна 1, у 1 ребенка - равна 2, то есть количество ошибок, совершенных этим ребенком при выполнении задания, снизилось в 2 раза.

- Устойчивость и концентрация зрительного внимания.

У всех 11 детей экспериментальной группы была зафиксирована значительная положительная динамика выполнения задания: в 1 серии эксперимента наблюдалась следующая динамика: у 3 детей динамика выполнения задания была равна 4Э у 4 детей - равна 3, у 2 детей - равна 2, у оставшихся детей динамика была равна 1, то есть выполнение задания у этих детей возросло в 1раз; во 2 серии эксперимента: у 3 детей динамика была равна 3, у 4 детей - равна 2, у 4. детей - была равна 1.

Положительная динамика наблюдалась и в снижении количества отвлечений, совершаемых детьми экспериментальной группы.

Из 11 детей экспериментальной группы в 1 серии эксперимента у 1

 

ребенка количество отвлечений снизилось в 4 раза, еще у 1 ребенка - в 3 раза, у 7 детей количество отвлечений снизилось в 2 раза, у оставшихся 2 детей -снизилось в 1 раз; во 2 серии эксперимента у 2 детей количество отвлечений снизилось в 4 раза, у других 2 детей - в 3 раза, у 5 детей - в 2 раза, у оставшихся 2 детей динамика была равна 1, то есть количество отвлечений у этих детей снизилось в 1 раз.

У детей контрольной группы , в отличие от детей экспериментальной группы, положительная динамика была выражена незначительно.

Из 11 детей контрольной группы у 3 детей в 1 серии эксперимента динамика выполнения задания была равна 0, то есть ее не наблюдалось, у 7 детей - была равна 1, у 1 ребенка динамика была равна 2, то есть выполнение задания этим ребенком возросло в 2 раза; во 2 серии эксперимента динамика выполнения задания была равна 0 у 8 детей контрольной группы из 11 детей, у 2 детей она была равна 1, у 1 ребенка - была равна 2.

У 7 детей контрольной группы из 11 детей в 1 серии эксперимента динамика количества отвлечений была равна 0, у 3 детей - была равна 1, у 1 ребенка - была равна 2; во 2 серии эксперимента у 9 детей контрольной группы динамика количества отвлечений была равна 0, у 2 детей - была равна 1.

- Переключение зрительного внимания.

У всех детей экспериментальной группы наблюдалась значительная положительная динамика выполнения задания: у 1 ребенка динамика была равна 4, у 2 детей - была равна 3, у 6 детей динамика была равна 2, у оставшихся 2 детей - была равна 1, то есть выполнение задания у этих детей возросло в 1 раз.

У детей контрольной группы положительная динамика выполнения

 

задания была значительно ниже, чем у детей экспериментальной группы: у 9 детей она была равна 0. то есть динамики выполнения задания у этих детей не наблюдалось, у оставшихся 2 детей динамика была равна 1.

- Распределение зрительного внимания.

Значительная положительная динамика выполнения задания наблюдалась у всех детей экспериментальной группы: у 1 ребенка она была равна 5, у 4 детей - 4,у 3 детей динамика была равна 3, у других 3 детей - была равна 2, то есть выполнение задания у этих детей возросло в 2 раза.

У детей контрольной группы положительная динамика выполнения задания была менее выражена, чем у детей экспериментальной группы.

У 5 детей контрольной группы она была равна 0, у других 5 детей -была равна 1, у 1 ребенка - была равна 2.

Результаты диагностики развития зрительного внимания (его основных характеристик) у детей экспериментальной и контрольной групп помещены в таблице N 21 в приложении.

II. Качественная характеристика.

У всех детей экспериментальной группы нами была зафиксирована не только значительная положительная динамика развития количественных показателей зрительного внимания, но и положительная динамика развития качественных показателей зрительного внимания: дети стали более внимательными, лучше запоминали инструкцию . исследователя, не прибегали к его помощи при выполнении заданий, чего до проведения коррекционной работы по развитию зрительного внимания у этих детей не наблюдалось.   Задания   выполнялись  детьми   с   интересом,   который   был

Информация о работе Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии