Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашей работы явилось изучение состояния внимания
(зрительного, слухового и речевого) у детей с ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели нами были сформулированы следующие задачи:
экспериментально исследовать состояние основных
характеристик зрительного, слухового и речевого внимания у детей с
ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста
(начальный эксперимент - сентябрь);

Файлы: 1 файл

диплом внимание.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

 

Плохому усвоению материала способствует и плохо развитое внимание дошкольников с ОНР. Его плохое развитие и обусловливает невнимательность детей, неспособность сосредоточиться на материале занятия, низкую работоспособность и быструю истощаемость (общую истощаемость и истощаемость внимания) дошкольников с ОНР. Особое место в ряду перечисленных условий плохого усвоения учебного материала из-за неразвитости внимания занимает быстрая истощаемость внимания детей с ОНР. Такая быстрая истощаемость обусловлена органическим поражением центральной нервной системы, её отдельных зон и участков, ("очаговое" поражение центральной нервной системы). Преодолеть общую истощаемость и истощаемость внимания можно только в том случае, если организм ребенка будет здоров физически, то есть преодолев соматическую ослабленность ребенка. Оздоровление организма ребенка с ОНР, улучшение физических показателей его здоровья, благоприятным образом отразятся и на состоянии психики такого ребенка. Поэтому, одним из основных направлений коррекционной работы по развитию внимания дошкольников с ОНР, является лечебно-оздоровительное направление.

Дети с ОНР нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий: соблюдение режима дня (определенный ритм жизни ребенка, правильное чередование сна и бодрствования, разных видов труда и отдыха) и режима рационального питания (витамины); закаливание организма (прогулки на свежем воздухе, спортивные развлечения, воздушные и солнечные ванны, водные процедуры); физическом воспитании (общие и специальные корригирующие упражнения (лечебная физкультура); логопедической ритмике - двигательные упражнения, проводимые с музыкальным сопровождением и согласованные с речью ребенка; физиотерапии.   Многие   дети   нуждаются   в   массаже,   медикаментозном лечении (психостимуляторы (ноотропы)).

Другим основным направлением коррекционной работы по развитию внимания   дошкольников   с    ОНР5   является   психолого-педагогическое

направление. Данное направление включает в себя работу по развитию и коррекции зрительного, слухового и речевого внимания детей с ОНР дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая работа проводится параллельно с лечебно-оздоровительной работой.

Работа по развитию и коррекции зрительного, слухового и речевого внимания, проводимая в рамках психолого-педагогического направления, может реализовываться на логопедических занятиях, занятиях, проводимых воспитателями, и на других занятиях (музыкальные, физкультурные, логоритмические занятия, занятия по лечебной физкультуре).

4.2. Основные методические положения по коррекции внимания у детей с ОНР среднего дошкольного возраста на занятиях.

Как уже говорилось выше, развитие внимания у детей с ОНР среднего дошкольного возраста осуществляется на логопедических занятиях, занятиях, проводимых воспитателями (развитие речи, математика, лепка, конструирование), во время музыкальных, физкультурных, логоритмических занятий, а также занятий по лечебной физкультуре.

Предлагаемые нами методические положения представляют собой ряд рекомендаций по построению и проведению коррекционной работы по развитию'внимания у детей с ОНР среднего дошкольного возраста. Следуя данным методическим положениям, специалисты смогут успешным образом осуществлять работу по развитию и коррекции внимания у детей с ОНР среднего дошкольного возраста.

1. Для того, чтобы дети быстрее и легче запоминали материал      по 
развитию внимания (задание или игру), требуется продлить срок усвоения 
данного материала: если детям с нормой речевого развития   достаточно 1 
раз дать инструкцию или объяснить как должно быть выполнено то или иное 
задание, то детям с ОНР нужно не только 2-3 раза (а некоторым детям и 
более раз) повторить инструкцию и обязательно показать на наглядном 
примере, как должно выполняться данное задание или игра.

Одно и тоже задание или игра должны повторяться из занятия в занятие с целью закрепления. Чтобы не потерять интерес к игре или заданию, можно использовать подобные игры и задания, то есть условие задания остается тоже, что и было, но меняются компоненты игры (задания). Например, задание на развитие речевого внимания: логопед произносит ряд слов, а ребенок из выставленных на наборном полотне картинок выбирает те картинки, которые соответствуют данным словам. На 1 занятии для выполнения задания можно предложить слова по теме "Овощи", а на 2 занятии данное задание выполняется с использованием слов по теме "Фрукты", то есть, мы и развиваем внимание детей с ОНР, и закрепляем речевой материал лексических тем (развиваем речь детей).

Таким образом, продление сроков усвоения материала предполагает увеличение количества занятий в одних случаях и продления времени усвоения материала в других.

2. Как  уже   отмечалось   выше,   лучшему  усвоению  детьми   с   ОНР 
материала задания (игры) способствует наглядный показ того, как оно 
должно     быть     выполнено.     Опора     на     наглядность     (картинный     и 
иллюстративный материал) возмещает слабость восприятия детьми на слух 
инструкций и объяснений логопеда или воспитателя. Слабость восприятия 
инструкций на слух    обусловлено тем, что у детей с ОНР плохо развит фонематический слух, плохо сформирована и развита речь, а также слуховое и речевое внимание. Поэтому, особенно на первых порах коррекционной работы, мы больше показываем, чем говорим. Но однако показ того, как должно быть выполнено задание или игра осуществляется не молча, а с использованием речи, то есть мы оречевляем свой показ, привлекая все богатство интонации, мимики, жестов.

  1. Объяснения,   даваемые   логопедом   или   воспитателем,   должны 
    состоять из кратких по форме изложения и четких по смыслу инструкций.
  2. Необходимо   не  только   четко   излагать   материал,   сопровождая 
    изложение наглядным показом, но и повторять его (материал) по ходу 
    выполнения задания. Такое повторение материала способствует лучшему 
    усвоению инструкции задания,  более четкому ходу выполнения  задания, 
    меньшему количеству ошибок и отвлечений детей во время выполнения 
    задания и, как следствие, более правильному его выполнению.
  3. Логопед   или   воспитатель   должны   самостоятельно   выделить 
    главную   мысль,   идею   задания   или       игры   и   объяснить   ее   детям. 
    Необходимо учитывать индивидуальные особенности параметров внимания 
    детей: одному ребенку достаточно 2 раза (меньше детям с ОНР повторять 
    нельзя) повторить идею задания или игры, продемонстрировать то, как оно 
    должно быть выполнено, и ребенок, пусть и с ошибками, но выполнит его 
    (задание); другому же ребенку нужно не только повторить 3-4 (5) раз идею, 
    главную мысль игры, не только продемонстрировать ход ее выполнения, но 
    и вместе с ребенком 1 или даже 2 раза проделать данное задание или игру, 
    так как самостоятельно с выполнением задания ребенок не справится.

6. Для создания мотивации и ее поддержания необходимо после 
выполнения   каждого   задания   или   игры   поощрять   детей.   Поощрение 
способствует заинтересованности детей в правильном выполнении задания предотвращает отвлечения детей, способствует повышению работоспособности и преодолению быстрой истощаемости детей с ОНР. В качестве поощрения могут быть использованы: фишки, игрушки, конфеты и т.д. У детей среднего и старшего дошкольного возраста для создания мотивации, особенно в спортивных играх, может быть использован следующий прием: группу детей делят на 2 команды и та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием получает приз (например, всем детям победившей команды дают медали). Дети проигравшей команды тоже хотят получить медали, поэтому, при повторном проведении игры, они прикладывают все свои силы (не отвлекаются, исправляют ошибки друг друга, стараются быстро справиться с заданием) для одержания победы в игре. Дети могут быть разделены не только на спортивные команды, но и на группы, отряды и т.д. (при проведении игр на развитие зрительного, слухового и речевого внимания),

 

 

  1. Материал должен быть дозирован в целом, то есть для каждого 
    занятия требуется  отобрать определенное количество  игр  и  заданий  по 
    развитию зрительного, слухового и речевого внимания. Например, 2 задания 
    по развитию зрительного внимания, 3 - по развитию слухового, 2 - по 
    развитию речевого внимания; в качестве физкультурной минутки (перерыва 
    между заданиями)   можно использовать спортивную игру (короткую) или 
    несколько   физических   упражнений.   Таким   образом,   на   1   занятии   мы 
    развиваем  все  формы  внимания  дошкольников  с  ОНР,  но  в разумных 
    пределах, то есть дозировано.
  2. С целью преодоления быстрой истощаемости внимания детей с 
    ОНР, необходимо делать частые перерывы в ходе занятия. На одном 
    занятии необходимо сделать как минимум 2-3  перерыва. Все перерывы 
    должны быть разнообразными и соответствовать цели определенного этапа занятия. Например, в начале занятия, когда внимание детей неустойчиво, они часто отвлекаются после 1-2 заданий требуется сделать перерыв ("тихий" перерыв): спокойно посидеть и послушать шум улицы, а затем сказать, кто что услышал или послушать пластинку, а затем сказать, что это была за сказка, или какой герой какой сказки пел песенку и т.д. Такой "тихий" перерыв способствует установлению концентрации внимания, повышает его устойчивость, направляет внимание детей в нужное русло, дети успокаиваются, сосредоточиваются и более успешно выполняют все последующие задания. В середине занятия, когда дети утомляются и начинают отвлекаться, необходимо взбодриться и сделать "громкий" перерыв: встать, подвигаться, сделать несколько упражнений на развитие общей или мелкой моторики, артикуляционной моторики. Такой "громкий" перерыв поможет преодолеть истощаемость внимания, повысить работоспособность детей. Перед подведением итогов занятия, необходимо сделать "закрепляющий" перерыв: в форме игры (тихой или подвижной по усмотрению логопеда или воспитателя) закрепить и обобщить весь тот материал, который дети прошли на занятии. После такого закрепления и обобщения дети легко подведут итоги занятия, иногда даже и без помощи логопеда или воспитателя.

9. Каждое занятие включает  в себя определенный набор  различных заданий и игр по развитию зрительного, слухового и речевого внимания. Такое обилие заданий на одном занятии создает определенную трудность: трудность переключения внимания детей с ОНР с заданий одного плана на задания другого плана. Для преодоления этой трудности требуется подготавливать переход внимания дошкольников с ОНР с задания одного вида на задание другого вида.

Переход от задания к заданию должен быть плавным, постепенным.

Он осуществляется путем четких и кратких инструкций, которые логопед (воспитатель) дает детям. Например, детям дается одно задание на развитие зрительного внимания, а другое (идущее после него) - на развитие речевого внимания. Для успешного переключения с одного задания на другое логопед осуществляет подготовку данного переключения: Логопед: Молодцы, ребята. Вы назвали очень много предметов, изображенных на картинке (1 задание по развитию зрительного внимания). А теперь мы будем не рассматривать картинки, а слушать слова (показывает на уши). Давайте закроем глазки и немного спокойно посидим, послушаем "тишину". Все услышали "тишину"? Молодцы. Теперь откройте глазки и послушайте новое задание. Сейчас я назову вам несколько слов, а вы должны их внимательно слушать, также внимательно, как вы слушали "тишину". Слушайте и запоминайте слова.

Затем логопед произносит слова, а дети их внимательно слушают. Логопед: Очень хорошо, ребята. Вы все внимательно меня слушали. А теперь каждый из вас назовет те слова, которые он запомнил. Дети называют слова.

Таким образом, переход от задания к заданию - это своего рода 
микроперерыв,     позволяющий, посредством     инструкций     логопеда,

переключить внимание детей с ОНР с одного вида деятельности на другой.

10. Включая в занятия  определенные игры и задания  по развитию зрительного, слухового и речевого внимания, следует придерживаться следующей последовательности: в начале занятия берутся игры и задания по развитию зрительного внимания, после этого в занятия включаются задания и игры по развитию слухового внимания, затем в занятия включаются задания по развитию речевого внимания дошкольников с ОНР. Следуя данной последовательности логопеды и воспитатели смогут добиться заметного улучшения не только состояния внимания детей с ОНР, но и их речи.

Итак, работа по развитию и коррекции внимания у детей с ОНР среднего дошкольного возраста, проводится посредством 2 направлений: лечебно-оздоровительного и психолого-педагогического. Параллельное их проведение позволяет успешным образом осуществлять развитие и коррекцию внимания детей с ОНР среднего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В соответствии с поставленными задачами нами сделаны следующие выводы:

1) характеризуя состояние внимания детей с ОНР и нормой речевого 
развития, можно сделать вывод, что дети с ОНР и нормой речевого развития 
представляли собой неоднородную группу. Уровень зрительного и речевого 
внимания  детей  с  ОНР  был  ниже  по  количественным  и  качественным 
показателям, чем у детей  с  нормой речевого развития.  Так,  например, 
устойчивость      и      концентрация      зрительного      внимания     у      детей 
экспериментальной группы по результатам констатирующего эксперимента 
была   в   среднем   в   3   раза   ниже,   чем   у   детей   контрольной   группы: 
устойчивость и концентрация речевого внимания у детей экспериментальной 
группы также была в среднем в 3 раза ниже, чем у детей контрольной 
группы;

  1. результаты завершающего эксперимента показали,  что у  обеих 
    групп детей улучшились показатели характеристик внимания. Значительные 
    улучшения характеристик внимания наблюдались у детей с ОНР. Количество 
    ошибок  и  отвлечений  в  среднем  уменьшилось в 2 раза и  в таких  же 
    пропорциях возросла успешность выполнения заданий;
  2. динамики развития внимания у примерно 70 процентов детей с 
    нормой речевого развития выявлено не было, так как их первоначальные 
    показатели были в пределах нормы выполнения заданий. У детей с ОНР 
    значительная         динамика         объясняется         низкими         показателями 
    констатирующего эксперимента;
  3. в связи с указанными в анамнезе органическими    нарушениями центральной нервной системы у всех детей с ОНР необходимо реализовать следующие направления коррекционной работы: лечебно-оздоровительное и коррекционное психолого-педагогическое.

Так как, внимание является основным компонентом для развития речи, то положительная динамика развития внимания делает более эффективной логопедическую работу, для проведения которой нами предлагается ряд специальных приемов.

 

 

 


Информация о работе Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии