Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:18, дипломная работа
Целью нашей работы явилось изучение состояния внимания
(зрительного, слухового и речевого) у детей с ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели нами были сформулированы следующие задачи:
экспериментально исследовать состояние основных
характеристик зрительного, слухового и речевого внимания у детей с
ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста
(начальный эксперимент - сентябрь);
В основу обследования состояния зрительного внимания (его основных характеристик, а также зрительной памяти) была положена методика диагностики внимания детей дошкольного возраста Г.А. Урунтаевой и Ю.А, Афонькиной,
Задания, взятые нами из данной методики, были отобраны и модифицированы. Они использовались для диагностики зрительного внимания дошкольников с ОНР.
Обследование слухового и речевого внимания ( их основных характеристик), слуховой и речевой памяти опиралось на задания, взятые из игр по формированию и развитию слухового и речевого внимания детей с речевой патологией, предложенные В.И. Селиверстовым в книге "Игры в логопедической работе с детьми" и " Речевые игры с детьми". Задания и основные идеи игр были нами отобраны и модифицированы. Они использовались в качестве заданий для диагностики слухового и речевого внимания дошкольников с ОНР.
Все задания, помимо отбора и модификации, были нами систематизированы. Основным показателем систематизации явилось лучшее развитие той или иной формы внимания. Поскольку у детей с ОНР зрительное внимание развито лучше, чем слуховое и речевое, то вначале проводится его диагностика, затем диагностируется слуховое внимание, так как неречевой материал заданий воспринимается детьми лучше, чем речевой, затем диагностируется состояние речевого внимания детей с ОНР, какнаиболее плохо развитое и сложно обследуемое.
1.Диагностика зрительного внимания (его основных характеристик) у детей с ОНР дошкольного возраста.
(исследование состояние зрительной памяти детей с ОНР дошкольного возраста).
Исследование проводится с каждым ребенком индивидуально. Задание 1. Изучение объема произвольного внимания
Подготовка исследования:. Приготовить 3 карточки с изображением 6 игрушек (5 игрушек на каждой карточке одинаковые, 1 отличается, различно также их пространственное расположение ); набор из 10 игрушек (игрушки нарисованы на маленьких карточках), из которых 6 соответствуют изображенным на карточках.
Проведение исследования:. Ребенку предъявляют карточку с изображением игрушек в течение 3 секунд и просят как можно внимательнее рассмотреть рисунки. Их взаимное расположение, а потом выбрать из имеющихся в наборе 10 игрушек те 6, которые ему показывали.
При предъявлении каждой из 3 карточек условия должны быть различны. Первая карточка предъявляется без предварительной инструкции, а перед предъявлением 2 карточки ребенку показывают набор из 10 игрушек, из которого он должен будет отобрать нужные 6. Перед предъявлением 3 карточки организуют " маршрут взора" ребенка при рассматривании, говорят, что за время экспозиции карточки нужно постараться посмотреть на все игрушки , а на наглядной схеме показывают, как это делается.
Обработка данных: Подсчитывают:!) количество отобранных игрушек (из 6) после каждого предъявления карточки;
2) количество ошибок, совершенных каждым ребенком;
3) средние показатели
по этим периметрам
(среднее количество
отобранных игрушек (из 6) после каждого
предъявления карточки, среднее
количество ошибок, совершенных детьми
исследуемой группы). Средние
показатели фиксируются в среднем по группе
исследуемых детей.
Результаты оформляются в таблицы (см. таблицы:
N 1 (констатирующего эксперимента) и N 11 (завершающего эксперимента).
Задание 2. Изучение устойчивости и концентрации внимания.
Подготовка исследования. Подобрать 2 пары картинок, содержащих по 10 и 15 различий (можно использовать рисунки из "Веселых картинок"); несколько неоконченных рисунков.
Проведение исследования. Исследование включает две серии эксперимента, отличающиеся содержанием заданий.
Первая серия. "Сравни картинки". Ребенку показывают 2 картинки и просят найти все различия.
Вторая серия. "Что неправильно?" Ребенку последовательно показывают неоконченные картинки и просят найти и показать, что не дорисовано.
Обработка данных. Подсчитывают показатели успешности выполнения заданий по каждой серии. Таким показателем в первой серии является число правильно найденных и показанных различий между картинками; во второй серии - число показанных неоконченных деталей. Фиксируют .количество отвлечений в каждой серии эксперимента. Также фиксируют средние показатели периметров выполнения задания (в 1 серии эксперимента - среднее число правильно найденных и показанных различий между картинками; во 2 серии эксперимента - среднее число показанных неоконченных деталей, среднее количество отвлечений в каждой серии эксперимента). Средние показатели фиксируются в среднем по группе исследуемых детей.
Результаты оформляют в таблицы (см. таблицы: N 2 (констатирующего эксперимента) и N 12 (завершающего эксперимента).
Задание 3. Изучение произвольного переключения внимания.
Подготовка исследования: Подбирают 10 карточек с изображением 6 предметов на каждой из них.
Проведение исследования: Каждому ребенку из экспериментальной группы просят 5 раз подряд провести отбор карточек. При этом в 1, 2 и 5 отборах ребенок должен отложить карточки с одним и тем же изображением. Например, солнышка и грибочка, но ни в коем случае не брать карточки с запрещенным изображением, например, карандаша. В 3 и 4 раз требуемыми и запрещенными изображениями будут другие: не бери карточек с изображением карандаша.
Ребенку объясняют: "Отбери карточки с изображением солнышка и грибочка, но не бери карточки с изображением карандаша. После выполнения этого задания карточки вновь перемешивают и ребенку предлагают вновь отобрать их. После выполнения отбора карточки вновь перемешивают. Но перед 3 отбором ребенку объясняют, что теперь он не должен брать карточки с изображением солнышка и грибочка, а брать только с изображением карапдаша.4 отбор осуществляется по той же инструкции, что и 3. Перед 5 отбором просят ребенка вспомнить содержание первой .инструкции (но не произносить ее в слух) и отобрать карточки в соответствии с ней.
Обработка данных: 1) подсчитывают количество правильных решений в 5 отборах; 2) фиксируют среднее количество правильных решений в 5 отборах. Средние показатели фиксируются в среднем по группе исследуемых детей.
Результаты оформляют в таблицы (см. таблицы: N 3 (констатирующего эксперимента) и N 13 (завершающего эксперимента).
Задание 4. Изучение распределения внимания.
Подготовка исследования: С каждым ребенком экспериментальной группы проводится игра "Что случилось?".
Содержание игры " Что случилось?". Заключается в последовательном сравнении картинок, изображающих один предмет, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями. Ребенку показывают сначала первую картинку, затем вторую и просят сравнить их; затем показывают третью картинку и просят сравнить со второй и т.д. Ребенок должен указать все различия, не называя их.
Проведение исследования: Исследование проводится в форме игры "Что случилось?" .
Обработка данных: 1) фиксируют число найденных различий между картинками; 2) отмечают среднее число найденных различий между картинками. Средние показатели фиксируются в среднем по группе исследуемых детей.
Результаты оформляют в таблицы (см. таблицы: N 4 (констатирующего эксперимента) и N 14 (завершающего эксперимента).
II. Диагностика слухового внимания (его основных
характеристик) у детей с ОНР дошкольного возраста.
(исследование состояния
слуховой памяти детей с ОНР до
Исследование проводится с каждым ребенком индивидуально. 1) Изучение объема слухового внимания и слуховой памяти.
Проводится с каждым ребенком экспериментальной группы индивидуально.
Проведение исследования: Исследователь показывает ребенку различные музыкальные инструменты: колокольчик, барабан, дудочку, бубен, погремушку, треугольник (6 предметов). Сначала педагог знакомит ребенка со звучанием каждого музыкального инструмента, а затем предлагает отвернуться и отгадать звучащий предмет.
Обработка данных: Учитываются:
Результаты оформляют в таблицы (см. таблицы: N 5 (констатирующего эксперимента) и N 35 (завершающего эксперимента).
2).
Изучение устойчивости, концентрации
и распределения слухового
Подготовка исследования: Для проведения исследования педагог подготавливает следующее оборудование: 2 карандаша, 2 погремушки, по 1 листу бумаги на каждого испытуемого, 2 стеклянных стакана, 2 металлические кружки.
Проведение исследования: Исследователь производит различные шумы и звуки с помощью разных предметов:
1) стучит карандашом по стеклянному стакану; 2) стучит карандашом по металлической кружке; 3) стучит карандашом по деревянному столу; 4) мнет бумагу; 5) гремит погремушкой.
Ребенок внимательно слушает и запоминает все звуки, демонстрируемые педагогом. Исследователь кладет на стол перед ребенком карандаш, погремушку, лист бумаги, ставит стеклянный стакан и металлическую кружку. Затем исследователь отворачивается (он стоит спиной к ребенку) и предлагает ребенку выполнить следующее задание: произвести тот звук, который он услышит. Исследователь производит звук, стоя спиной к ребенку, ребенок слушает его, а затем сам производит данный звук. Например, исследователь стучит карандашом по деревянному столу, ребенок слушает и повторяет звук: стучит своим карандашом по столу и т.д. все 5 звуков.
Обработка данных: Учитывается:
1) успешность
выполнения задания:
количество правильно
воспроизведенных шумов и звуков из серии
предложенных исследователем;
2) количество ошибок и отвлечений при выполнении задания;
3) фиксируют средние
показатели по этим периметрам(
среднее
количество правильно воспроизведенных
шумов и звуков из
серии
предложенных исследователем, среднее количество ошибок и отвлечений. совершаемых детьми исследуемой группы). Средние показатели фиксируются в среднем по группе исследуемых детей.
Результаты оформляют в таблицы (см. таблицы: N 6 (констатирующего эксперимента) и N 16 (завершающего эксперимента).
ЗЩзучение устойчивости и распределения слухового
внимания и слуховой памяти. Подготовка исследования: Для проведения исследования требуется
следующее оборудование: предметы и музыкальные инструменты - связка ключей, бубен, погремушка, коробочка с орехами, коробочка с пшеном (или любой другой крупой), треугольник, трешетка, колокольчик, резиновая игрушка с пищалкой, детские счеты.
Проведение исследования: Педагог показывает ребенку, как звучит тот или иной музыкальный инструмент или предмет. Затем он (педагог) просит ребенка сначала отобрать те предметы, которые звучат громко (например: связка ключей, бубен, треугольник, колокольчик и резиновая игрушка), потом те, которые звучат тихо (коробочка с пшеном, детские счеты, коробочка с орехами); далее ребенок отбирает предметы, звучащие чуть громче (трещетка, погремушка), затем снова предметы звучащие громко.
Возможно и другой вариант исследования: сначала отбираются предметы, звучащие громко, затем, звучащие очень громко , потом звучащие тихо, и наконец, снова громко.
Обработка данных: Фиксируют: 1) количество правильных решений в 4 отборах;
2) среднее количество правильных решений в 4 отборах (в среднем по группе исследуемых детей). Средние показатели фиксируются в среднем по группе исследуемых детей.
Результаты оформляют в таблицы (см. таблицы: N 7 (констатирующего эксперимента) и N 17 (завершающего эксперимента).
III. Диагностика речевого внимания (его основных характеристик) у детей с ОНР дошкольного возраста.
(исследование состояния
речевой памяти детей с ОНР дош
Исследование проводится с каждым ребенком индивидуально.
1)
Изучение объема речевого
Проведение исследования: Исследователь произносит ряд слов (6 слов), ребенок должен внимательно прослушать слова, запомнить их (слова повторяются педагогом 2 раза), а потом повторить.
Слова: яблоко, груша, помидор, морковь, огурец, апельсин.
Обработка данных: Учитываются:
1 )количество правильно
2) ошибки детей;
Информация о работе Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии