Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашей работы явилось изучение состояния внимания
(зрительного, слухового и речевого) у детей с ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели нами были сформулированы следующие задачи:
экспериментально исследовать состояние основных
характеристик зрительного, слухового и речевого внимания у детей с
ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста
(начальный эксперимент - сентябрь);

Файлы: 1 файл

диплом внимание.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

 

  • слух, зрение, интеллект, речевая среда,
  • состояние внимания детей (со слов родителей).

В основу обследования состояния зрительного внимания (его основных характеристик, а также зрительной памяти) была положена методика диагностики внимания детей дошкольного возраста Г.А. Урунтаевой и Ю.А, Афонькиной,

Задания, взятые нами из данной методики, были отобраны и модифицированы. Они использовались для диагностики зрительного внимания дошкольников с ОНР.

Обследование слухового и речевого внимания ( их основных характеристик), слуховой и речевой памяти опиралось на задания, взятые из игр по формированию и развитию слухового и речевого внимания детей с речевой патологией, предложенные В.И. Селиверстовым в книге "Игры в логопедической работе с детьми" и " Речевые игры с детьми". Задания и основные идеи игр были нами отобраны и модифицированы. Они использовались в качестве заданий для диагностики слухового и речевого внимания дошкольников с ОНР.

Все задания, помимо отбора и модификации, были нами систематизированы. Основным показателем систематизации явилось лучшее развитие той или иной формы внимания. Поскольку у детей с ОНР зрительное внимание развито лучше, чем слуховое и речевое, то вначале проводится его диагностика, затем диагностируется слуховое внимание, так как неречевой материал заданий воспринимается детьми лучше, чем речевой, затем    диагностируется состояние речевого внимания детей с ОНР, какнаиболее плохо развитое и сложно обследуемое.

 

 

 

1.Диагностика  зрительного внимания (его основных характеристик) у детей с ОНР дошкольного возраста.

(исследование  состояние зрительной памяти  детей с ОНР дошкольного возраста).

Исследование проводится с каждым ребенком индивидуально. Задание 1. Изучение объема произвольного внимания

Подготовка исследования:. Приготовить 3 карточки с изображением 6 игрушек (5 игрушек на каждой карточке одинаковые, 1 отличается, различно также их пространственное расположение ); набор из 10 игрушек (игрушки нарисованы на маленьких карточках), из которых 6 соответствуют изображенным на карточках.

Проведение исследования:. Ребенку предъявляют карточку с изображением игрушек в течение 3 секунд и просят как можно внимательнее рассмотреть рисунки. Их взаимное расположение, а потом выбрать из имеющихся в наборе 10 игрушек те 6, которые ему показывали.

При предъявлении каждой из 3 карточек условия должны быть различны. Первая карточка предъявляется без предварительной инструкции, а перед предъявлением 2 карточки ребенку показывают набор из 10 игрушек, из которого он должен будет отобрать нужные 6. Перед предъявлением 3 карточки организуют " маршрут взора" ребенка при рассматривании, говорят, что за время экспозиции карточки нужно постараться посмотреть на все игрушки , а на наглядной схеме показывают, как это делается.

Обработка данных: Подсчитывают:!) количество отобранных игрушек (из 6) после каждого предъявления карточки;

2) количество ошибок, совершенных каждым ребенком;

3) средние   показатели   по   этим   периметрам   (среднее   количество 
отобранных игрушек (из 6) после каждого предъявления карточки, среднее 
количество ошибок, совершенных детьми исследуемой группы). Средние 
показатели фиксируются в среднем по группе исследуемых детей.

Результаты оформляются в таблицы (см. таблицы:

N 1 (констатирующего эксперимента) и N 11 (завершающего эксперимента).

Задание 2. Изучение устойчивости и концентрации внимания.

Подготовка исследования. Подобрать 2 пары картинок, содержащих по 10 и 15 различий (можно использовать рисунки из "Веселых картинок"); несколько неоконченных рисунков.

Проведение исследования. Исследование включает две серии эксперимента, отличающиеся содержанием заданий.

Первая серия. "Сравни картинки". Ребенку показывают 2 картинки и просят найти все различия.

Вторая серия. "Что неправильно?" Ребенку последовательно показывают неоконченные картинки и просят найти и показать, что не дорисовано.

Обработка данных. Подсчитывают показатели успешности выполнения заданий по каждой серии. Таким показателем в первой серии является число правильно найденных и показанных различий между картинками; во второй серии - число показанных неоконченных деталей. Фиксируют .количество отвлечений в каждой серии эксперимента. Также фиксируют средние показатели периметров выполнения задания (в 1 серии эксперимента - среднее число правильно найденных и показанных различий между картинками; во 2 серии эксперимента - среднее число показанных неоконченных деталей, среднее количество отвлечений в каждой серии эксперимента). Средние показатели фиксируются в среднем по группе исследуемых детей.

Результаты оформляют в таблицы (см. таблицы: N 2 (констатирующего эксперимента) и N 12 (завершающего эксперимента).

Задание 3. Изучение произвольного переключения внимания.

Подготовка исследования: Подбирают 10 карточек с изображением 6 предметов на каждой из них.

Проведение исследования: Каждому ребенку из экспериментальной группы просят 5 раз подряд провести отбор карточек. При этом в 1, 2 и 5 отборах ребенок должен отложить карточки с одним и тем же изображением. Например, солнышка и грибочка, но ни в коем случае не брать карточки с запрещенным изображением, например, карандаша. В 3 и 4 раз требуемыми и запрещенными изображениями будут другие: не бери карточек с изображением карандаша.

Ребенку объясняют: "Отбери карточки с изображением солнышка и грибочка, но не бери карточки с изображением карандаша. После выполнения этого задания карточки вновь перемешивают и ребенку предлагают вновь отобрать их. После выполнения отбора карточки вновь перемешивают. Но перед 3 отбором ребенку объясняют, что теперь он не должен брать карточки с изображением солнышка и грибочка, а брать только с изображением карапдаша.4 отбор осуществляется по той же инструкции, что и 3. Перед 5 отбором просят ребенка вспомнить содержание первой .инструкции (но не произносить ее в слух) и отобрать карточки в соответствии с ней.

Обработка данных: 1) подсчитывают количество правильных решений   в   5   отборах;   2)   фиксируют   среднее   количество   правильных  решений в 5 отборах. Средние показатели фиксируются в среднем по группе исследуемых детей.

Результаты оформляют в таблицы (см. таблицы: N 3 (констатирующего эксперимента) и N 13 (завершающего эксперимента).

Задание 4. Изучение распределения внимания.

Подготовка исследования: С каждым ребенком экспериментальной группы проводится игра "Что случилось?".

Содержание игры " Что случилось?". Заключается в последовательном сравнении картинок, изображающих один предмет, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями. Ребенку показывают сначала первую картинку, затем вторую и просят сравнить их; затем показывают третью картинку и просят сравнить со второй и т.д. Ребенок должен указать все различия, не называя их.

Проведение исследования: Исследование проводится в форме игры "Что случилось?" .

Обработка данных: 1) фиксируют число найденных различий между картинками; 2) отмечают среднее число найденных различий между картинками. Средние показатели фиксируются в среднем по группе исследуемых детей.

Результаты оформляют в таблицы (см. таблицы: N 4 (констатирующего эксперимента) и N 14 (завершающего эксперимента).

II.      Диагностика слухового внимания (его основных

характеристик) у детей с ОНР дошкольного возраста.

(исследование состояния  слуховой памяти детей с ОНР дошкольного возраста)

Исследование проводится с каждым ребенком индивидуально. 1) Изучение объема слухового внимания и слуховой памяти.

Проводится с каждым ребенком экспериментальной группы индивидуально.

Проведение исследования: Исследователь показывает ребенку различные музыкальные инструменты: колокольчик, барабан, дудочку, бубен, погремушку, треугольник (6 предметов). Сначала педагог знакомит ребенка со звучанием каждого музыкального инструмента, а затем предлагает отвернуться и отгадать звучащий предмет.

Обработка данных: Учитываются:

  • количество правильно названных музыкальных инструментов;
  • ошибки ребенка при выполнении задания;
  • фиксируют   средние   показатели   по   этим   периметрам   (среднее 
    количество   правильно   названных   музыкальных   инструментов,   среднее 
    количество ошибок). Средние показатели фиксируются в среднем по группе 
    исследуемых детей.

Результаты оформляют в таблицы (см. таблицы: N 5 (констатирующего эксперимента) и N 35 (завершающего эксперимента).

2). Изучение устойчивости, концентрации  и распределения слухового внимания  и слуховой памяти.

Подготовка исследования: Для проведения исследования педагог подготавливает следующее оборудование: 2 карандаша, 2 погремушки, по 1 листу бумаги на каждого испытуемого, 2 стеклянных стакана, 2 металлические кружки.

Проведение исследования: Исследователь производит различные шумы и звуки с помощью разных предметов:

1) стучит карандашом  по стеклянному стакану; 2) стучит  карандашом по металлической кружке; 3) стучит карандашом по деревянному столу; 4) мнет бумагу; 5) гремит погремушкой.

Ребенок внимательно слушает и запоминает все звуки, демонстрируемые педагогом. Исследователь кладет на стол перед ребенком карандаш, погремушку, лист бумаги, ставит стеклянный стакан и металлическую кружку. Затем исследователь отворачивается (он стоит спиной к ребенку) и предлагает ребенку выполнить следующее задание: произвести тот звук, который он услышит. Исследователь производит звук, стоя спиной к ребенку, ребенок слушает его, а затем сам производит данный звук. Например, исследователь стучит карандашом по деревянному столу, ребенок слушает и повторяет звук: стучит своим карандашом по столу и т.д. все 5 звуков.

Обработка данных: Учитывается:

1) успешность     выполнения     задания:     количество     правильно 
воспроизведенных шумов и звуков из серии предложенных исследователем;

2) количество ошибок и отвлечений при выполнении задания;

3) фиксируют     средние  показатели  по этим  периметрам(  среднее 
количество   правильно   воспроизведенных   шумов   и   звуков   из   серии

предложенных исследователем, среднее количество ошибок и отвлечений. совершаемых детьми исследуемой группы). Средние показатели фиксируются в среднем по группе исследуемых детей.

Результаты оформляют в таблицы (см. таблицы: N 6 (констатирующего эксперимента) и N 16 (завершающего эксперимента).

ЗЩзучение устойчивости и распределения слухового

внимания и слуховой памяти. Подготовка исследования: Для проведения исследования требуется

следующее оборудование: предметы и музыкальные инструменты - связка ключей, бубен, погремушка, коробочка с орехами, коробочка с пшеном (или любой другой крупой), треугольник, трешетка, колокольчик, резиновая игрушка с пищалкой, детские счеты.

Проведение исследования: Педагог показывает ребенку, как звучит тот или иной музыкальный инструмент или предмет. Затем он (педагог) просит ребенка сначала отобрать те предметы, которые звучат громко (например: связка ключей, бубен, треугольник, колокольчик и резиновая игрушка), потом те, которые звучат тихо (коробочка с пшеном, детские счеты, коробочка с орехами); далее ребенок отбирает предметы, звучащие чуть громче (трещетка, погремушка), затем снова предметы звучащие громко.

Возможно и другой вариант исследования: сначала отбираются предметы, звучащие громко, затем, звучащие очень громко , потом звучащие тихо, и наконец, снова громко.

Обработка данных: Фиксируют: 1) количество правильных решений в 4 отборах;

2) среднее количество  правильных решений в 4 отборах (в  среднем по группе исследуемых детей). Средние показатели фиксируются в среднем по группе исследуемых детей.

Результаты оформляют в таблицы (см. таблицы: N 7 (констатирующего эксперимента) и N 17 (завершающего эксперимента).

III.    Диагностика речевого внимания (его основных характеристик) у детей с ОНР дошкольного возраста.

(исследование состояния  речевой памяти детей с ОНР дошкольного возраста).

Исследование проводится с каждым ребенком индивидуально.

1)       Изучение объема речевого внимания  и речевой памяти.

Проведение исследования: Исследователь произносит ряд слов (6 слов), ребенок должен внимательно прослушать слова, запомнить их (слова повторяются педагогом 2 раза), а потом повторить.

Слова: яблоко, груша, помидор, морковь, огурец, апельсин.

Обработка данных: Учитываются:

1 )количество правильно повторенных  слов;

2) ошибки детей;

  1. фиксируют среднее количество правильно повторенных слов (в 
    среднем по группе исследуемых детей);
  2. фиксируют среднее количество ошибок, совершенных в среднем 
    детьми исследуемой группы. Средние показатели фиксируются в среднем по 
    группе исследуемых детей.

Информация о работе Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии