Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:18, дипломная работа
Целью нашей работы явилось изучение состояния внимания
(зрительного, слухового и речевого) у детей с ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели нами были сформулированы следующие задачи:
экспериментально исследовать состояние основных
характеристик зрительного, слухового и речевого внимания у детей с
ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста
(начальный эксперимент - сентябрь);
Полностью данное задание никто из детей экспериментальной группы не выполнил, то есть не отобрал правильно предметы во всех 4 отборах. 2 детей правильно отобрали предметы в 3 отборах, 3 детей - в 2 отборах, оставшиеся 6 детей правильно отобрали предметы только в 1 отборе из предложенных 4 отборов.
Результаты данного исследования отражены в таблице N 7, помещенной в приложении.
Практически все дети экспериментальной группы при выполнении данного задания были невнимательны, забывали данную им инструкцию, путали последовательность выполнения этапов задания. В ходе выполнения задания дети быстро уставали, теряли интерес к заданию. Переключение их слухового внимания характеризовалось тугоподвижностью, "застреванием" на каждом отдельном этапе выполнения задания.
Результаты исследования переключения слухового внимания у детей контрольной группы.
Исследовав переключение слухового внимания детей контрольной группы, мы сделали вывод о его высоком уровне.
Из 11 детей контрольной группы 5 детей полностью выполнили данное задание, то есть они правильно отобрали предметы во всех 4 отборах из 4 предложенных отборов. Оставшиеся 3 детей правильно отобрали предметы только в 3 отборах их 4 предложенных отборов.
Результаты исследования помещены в таблице N 7 в приложении.
Все дети контрольной группы были внимательны при выполнении задания, четко соблюдали последовательность выполнения этапов задания. Задание выполнялось детьми с увлечением, они долго не уставали и не теряли интереса к предложенному заданию. Переключение слухового внимания детей контрольной группы характеризовалось легкостью, подвижностью, отсутствием "застревания" на каждом отдельном этапе выполнения задания.
Анализ результатов диагностики речевого внимания (его основных характеристик) у детей экспериментальной и
контрольной групп.
■ - Объем речевого внимания.
Результаты исследования объема речевого внимания
у детей экспериментальной группы.
Исследовав состояние объема речевого внимания детей экспериментальнои группы, мы пришли к выводу о том, что ооъем их речевого внимания крайне недостаточен.
Никто из детей экспериментальной группы полностью задание не
выполнил, то есть не повторил правильно 6 слов из 6 прослушанных слов. 1 ребенок правильно повторил 5 слов, 2 детей правильно повторили 4 слова, 3 слова правильно повторили 3 ребенка, оставшиеся 5 детей правильно повторили только 2 слова из 6 прослушанных слов.
Безошибочно с заданием не справился никто из детей экспериментальной группы. 1 ребенок допустил 6 ошибок, 2 детей сделали 5 ошибок, 4 ошибки совершили 4 детей, оставшиеся 4 детей сделали 3 ошибки.
Результаты исследования помещены в таблице N 8, находящейся в приложении.
Следует также отметить, что интерес детей к выполнению задания был нестоек: дети экспериментальной группы очень быстро истощались, начинали капризничать и отказываться от дальнейшего выполнения задания.
Результаты исследования объема речевого внимания
у детей контрольной группы.
Нами отмечался высокий уровень объема речевого внимания детей контрольной группы.
8 детей контрольной группы
полностью выполнили данное задание, то
есть они правильно
повторили все 6 слов
из 6 прослушанных
слов.
Оставшиеся 3 детей правильно
повторили 5 слов из 6 прослушанных слов.
9 детей контрольной
группы выполнили задание
без ошибок,
оставшиеся 2 ребенка допустили 1 ошибку.
Результаты данного исследования отражены в таблице N 8, помещенной в приложении.
Задание выполнялось детьми с интересом. Отмечались также высокий уровень работоспособности детей контрольной группы и низкий уровень их истощаемости.
- Устойчивость, концентрация и распределение речевого внимания.
Результаты исследования устойчивости, концентрации и распределения речевого внимания у детей экспериментальной группы.
Полученные результаты свидетельствовали о том, что у детей экспериментальной группы наблюдался низкий уровень распределения речевого внимания, а также его неустойчивость и слабая концентрация.
Полностью данное задание не выполнил никто из детей экспериментальной группы, то есть не назвал правильно все 8 слов из 8 предложенных слов. 2 детей правильно назвали 6 слов, другие 2 детей правильно назвали5 слов, 4 слова правильно назвали 3 детей, 4 детей правильно назвали только 3 слова из 8 предложенных слов.
Безошибочно с заданием не справился никто из детей экспериментальной группы. 1 ребенок совершил 6 ошибок, 2 детей совершили 5 ошибок, 4 ошибки сделали 4 детей, оставшиеся 4 детей сделали 3 ошибки.
Из 11 детей экспериментальной группы 2 детей справились с заданием без отвлечений, оставшиеся 9 детей допустили следующее количество отвлечений: 2 детей допустили 3 отвлечения, 2 отвлечения допустили оставшиеся 2 детей.
Результаты исследования помещены нами в таблице N 9 в приложении.
При выполнении задания мы отмечали быструю потерю интереса к выполнению задания, а также высокий уровень истощаемости детей экспериментальной группы.
Результаты исследования устойчивости, концентрации и
распределения речевого внимания у детей контрольной группы.
Исследовав устойчивость, концентрацию и распределение речевого внимания детей контрольной группы, мы сделали вывод о его высоком уровне.
Из 11 детей контрольной группы 4 детей полностью выполнили данное задание, то есть они правильно назвали все 8 слов из 8 предложенных слов. 4 детей правильно назвали 7 слов, 1 ребенок правильно назвал 6 слов, 5 слов правильно назвали 2 детей данной группы.
8 детей контрольной группы справились с заданием безошибочно, оставшиеся 3 детей совершили 1 ошибку.
Отвлечений у детей контрольной группы зафиксировано не было.
Результаты исследования отражены в таблице N 9, помещенной в приложении.
Задание выполнялось детьми с интересом, который сохранялся и не ослабевал на протяжении всего хода выполнения задания. Следует также отметить высокий уровень работоспособности детей контрольной группы и низкий уровень их истощаемости.
- Переключение речевого
у детей экспериментальной группы.
Проведя данное исследование, мы пришли к выводу о том, что переключение речевого внимания детей экспериментальной группы находилось на низком уровне.
Полностью данное задание никто из детей экспериментальной группы не выполнил.
1 вопрос данного задания предполагал 2 ответа (2 названных слова); 3 детей экспериментальной группы полностью выполнили данную часть задания, то есть они правильно назвали 2 слова из 2 возможных слов, остальные 8 детей правильно назвали только 1 слово. 2 вопрос предполагал 3 ответа (3 названных слова); 3 детей не справились с данной частью задания, оставшиеся 8 детей выполнили эту часть задания следующим образом: 3 детей правильно назвали 2 слова из 3 возможных слов, 5 детей правильно назвали только 1 слово из 3 возможных слов. 3 вопрос предполагал 2 ответа (2 названных слова); из 11 обследуемых детей 4 детей полностью выполнили эту часть задания, то есть они правильно назвали 2 слова из 2 возможных слов, 1 ребенок не ответил на данный вопрос, оставшиеся 6 детей назвали только 1 слово из 2 возможных слов. 4 вопрос данного задания предполагал 3 ответа (3 названных слова); 8 детей из 11 на данный вопрос не ответили, оставшиеся 3 детей выполнили эту часть задания следующим образом: 1 ребенок правильно назвал 2 слова из 3 возможных слов, 2 детей правильно назвали 1 слово.
Результаты исследования приведены в таблице N 10, помещенной в приложении.
Переключение речевого внимания детей экспериментальной группы характеризовалось тугоподвижностью, "застреванием" на каждом отдельном этапе выполнения задания.
Результаты исследования переключения речевого внимания
у детей контрольной группы.
Исследовав переключение речевого внимания детей контрольной группы, мы сделали вывод о его высоком уровне.
Из 11 детей контрольной группы 6 детей полностью выполнили данное задание.
1 вопрос данного задания предполагал 2 ответа (2 названных слова); на данный вопрос правильно ответили все дети контрольной группы, то есть они правильно назвали 2 слова из 2 возможных слов. 2 вопрос предполагал 3 ответа (3 названных слова); 8 детей правильно ответили на данный вопрос, то есть они правильно назвали 3 слова из 3 возможных слов, оставшиеся 3 детей правильно назвали только 2 слова из 3 возможных слов. 3 вопрос предполагал 2 ответа (2 названных слова); 7 детей правильно ответили на этот вопрос (3 слова из 3 возможных слов), оставшиеся дети выполнили эту часть задания следующим образом: 3 детей правильно назвали только 2 слова из 3 возможных слов, 1 ребенок правильно назвал лишь 1 слово из 3 возможных слов.
Результаты исследования помещены в таблице N 10 в приложении.
Переключение речевого внимания детей контрольной группы характеризовалось легкостью, подвижностью, отсутствием "застревания" на каждом отдельном этапе выполнения задания.
Таково было состояние зрительного, слухового и речевого внимания (их основных характеристик) у детей экспериментальной и контрольной групп на момент проведения констатирующего эксперимента.
3.3. Результаты завершающего эксперимента.
Анализ результатов диагностики зрительного внимания (его основных характеристик) у детей экспериментальной и контрольной группы.
- Объем зрительного внимания.
Результаты исследования объема зрительного внимания у детей экспериментальной группы.
Исследовав состояние объема зрительного внимания детей экспериментальной группы, мы сделали вывод о том, что объем их зрительного внимания находился на устойчивом среднем уровне.
Из 11 детей экспериментальной группы 1 ребенок полностью справился с заданием, то есть выбрал 6 игрушек из 6 предложенных после каждого предъявления карточки (всего было предъявлено 3 карточки). Наиболее низкие результаты мы получили после предъявления 1 карточки: дети отобрали в среднем 4 игрушки из 6 предложенных игрушек. Несколько выше оказались результаты после предъявления 2 карточки: дети отобрали в среднем 5 игрушек из 6 предложенных игрушек. Самые высокие результаты мы получили после предъявления 3 карточки: дети отобрали в среднем по 6 игрушек из 6 предложенных игрушек.
Из 11 детей экспериментальной группы 1 ребенок справился с заданием безошибочно, 2 детей совершили 1 ошибку, 4 ребенка сделали 2 ошибки, 3 ошибки сделали 3 детей данной группы, и только 1 ребенок совершил 4 ошибки.
Полученные результаты отражены в таблице N 11, помещенной в приложении.
Задание выполнялось детьми с интересом. Дети работали быстро и
74
качественно. Уровень их работоспособности характеризовался нами как средний. Истощаемость зрительного внимания у большинства детей находилась на среднем уровне, у некоторых детей - на высоком уровне.
Результаты исследования объема зрительного внимания у детей контрольной группы.
Проведенное исследование показало, что объем зрительного внимания детей контрольной группы остался на высоком уровне.
После предъявления 1 карточки дети в среднем отобрали 5 игрушек из 6 предложенных игрушек. После предъявления 2 и 3 карточки дети отобрали в среднем 6 игрушек из 6 предложенных игрушек.
9 детей контрольной группы справились с заданием безошибочно, оставшиеся 2 детей совершили 1 ошибку.
Результаты исследования представлены в таблице N 11 в приложении.
Дети выполняли задание с интересом. Уровень их работоспособности характеризовался как высокий, а уровень истощаемости - как низкий.
- Устойчивость и концентрация зрительного внимания. Результаты исследования устойчивости и концентрации зрительного
внимания у детей экспериментальной группы.
Результаты, полученных в ходе данного исследования, позволили сделать вывод о том, что устойчивость и концентрация зрительного внимания детей экспериментальной группы находились на данный момент на среднем уровне.
В 1 серии эксперимента из 11 детей экспериментальной группы 2 детей указали на все 10 различий между 2 картинками. 2 детей указали на 9 различий, 1 ребенок указал на 8 различий, на 7 различий указали следующие
2 детей, 2 других детей нашли
и показали 6 различий, 1 ребенок показал
5
различий, еще 1 ребенок указал на 4 различия
между 2 картинками. Во 2
серии эксперимента 4 детей из 11 показали
на все 6 недорисованных деталей,
3 ребенка показали на 5
недорисованных деталей, оставшиеся
4 детей
показали 4 недорисованных детали.
В 1 серии эксперимента 2 детей из 11 справились с заданием без отвлечений. 4 детей сделали по 1 отвлечению, 3 ребенка отвлеклись 2 раза, и только 2 детей допустили по 3 отвлечения. Во 2 серии эксперимента из 11 детей экспериментальной группы 3 детей справились с заданием без отвлечений. 4 детей допустили по 1 отвлечению, 3 ребенка сделали 2 отвлечения, и лишь 1 ребенок допустил 3 отвлечения.
Информация о работе Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии