Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:18, дипломная работа
Целью нашей работы явилось изучение состояния внимания
(зрительного, слухового и речевого) у детей с ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели нами были сформулированы следующие задачи:
экспериментально исследовать состояние основных
характеристик зрительного, слухового и речевого внимания у детей с
ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста
(начальный эксперимент - сентябрь);
Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина /37/ отмечают недостаточную устойчивость как произвольного, так и непроизвольного внимания дошкольников с ОНР. Также данные авторы констатируют тот факт, что "для всех детей с ОНР характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания1^. О.Н. Усанова /34/ указывает на то, что у детей с ОНР наблюдается неустойчивость слухового внимания ("мерцающее" внимание). Также Усанова отмечает, что отвлекаемость сочетается у этих детей с беспорядочностью деятельности, частой сменой видов деятельности при отсутствии концентрации внимания.
Ю.Ф. Гаркуша /10/ говорит о том, что у детей с нарушением речевого развития становление высших психических функций, в том числе и произвольного внимания, часто отстает, а иногда и отклоняется от нормального хода развития. Автор отмечает и тот факт, что дошкольникам с ОНР для выполнения многих заданий требуется гораздо больше времени, чем дошкольникам с нормальным развитием речи, что свидетельствует о снижении показателей концентрации внимания у детей с ОНР дошкольного возраста. Данный факт подтверждают и Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева, которые указывают на то, что "при проведении педагогических занятий следует учитывать, что детям с ОНР требуется значительно больше
-*Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М., 1991, с. 7.
времени, чем здоровым, для усвоения навыков чтения и счета, для формирования представлений о величине, количестве, времени и т.д."1-* Также данные авторы констатируют тот факт, что у детей с ОНР отмечается недоразвитие регулирующей функции речи и нарушение процессов планирования речевой деятельности.
У детей с ОНР отмечается сложность восприятия словесных инструкций, что объясняется неустойчивостью слухового и неразвитостью речевого внимания, а также неразвитостью слуховой и речевой памяти таких детей (на это указывает О.Н. Усанова).
Как видно из этого краткого обзора, проблема состояния внимания у детей с ОНР дошкольного возраста чрезвычайно скупо освещена в специальной литературе. Однако даже из этого краткого обзора можно сделать выводы о снижении такой психической функции, как внимание у детей с ОНР дошкольного возраста.
Исследователями отмечаются трудности зрительного, слухового и речевого внимания и памяти дошкольников с ОНР. Чаще всего авторы указывают на нестойкость внимания детей с ОНР дошкольного возраста и его быструю истощаемость, обусловленную негрубым повреждением отдельных мозговых структур и задержкой созревания центральной нервной системы в целом. Также авторы констатируют тот факт, что у дошкольников с ОНР снижен объем внимания, имеются трудности в распределении и переключении внимания, дети часто отвлекаются при выполнении любого вида деятельности, у них наблюдается низкая концентрация внимания. Слабость функций активного внимания сочетается у дошкольников с ОНР с слабостью памяти, мышления, эмоционально-волевой незрелостью и слабой регуляцией произвольной деятельности.
Вышеперечисленные особенности внимания детей с ОНР дошкольного возраста должны быть учтены при составлении и проведении коррекционной логопедической и психолого-педагогической работы, с целью повышения эффективности данной работы.
]) Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Е., 1999.-с. 30,
1.6. Проблема коррекции внимания в дошкольной и коррекционной педагогике.
Говоря о проблеме состояния внимания у детей с ОНР дошкольного возраста, следует отметить тот факт, что отдельных методик по диагностике и развитию внимания у детей с ОНР не сушествует. Однако в методической литературе описано большое количество методик по диагностике и развитию внимания у дошкольников с нормой речевого развития.
Изучением познавательной деятельности (в том числе внимания) дошкольников с нормой речевого развития занимались многие авторы.
Наиболее успешной методикой исследования внимания (его основных характеристик), на наш взгляд, является методика диагностики основных свойств внимания, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Ценность данной методики заключается в том, что она позволяет получить объективные данные о состоянии внимания (зрительного, слухового и речевого) (их основных характеристик) у детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью ряда заданий. Такая компактность позволяет очень быстро получить необходимую информацию о состоянии внимания у дошкольников. Данная методика в модифицированном виде может быть применена логопедом и психологом для диагностики внимания (его основных характеристик) у детей с ОНР дошкольного возраста.
Большую практическую значимость имеют методики исследования особенностей памяти и внимания, предложенные Н.Я. Семаго и М.М. Семаго. Авторы предлагают ряд методик по изучению слуховой памяти, слухового и речевого внимания, зрительного внимания (их устойчивости, распределения и переключения), работоспособности у детей. Отдельные элементы, предложенных авторами методик, могут быть применены и для изучения состояния внимания у детей с ОНР дошкольного возраста.
Помимо методик, исследующих состояния внимания у детей с нормой речевого развития, в методической литературе содержится большое количество методик по развитию и коррекции внимания у дошкольников с нормой речевого развития.
В 1997 году Н.М. Пылаева и Т.В. Ахутина выпустили методическое пособие "Школа внимания (методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет)", в котором они подробно описали приемы развития и коррекции внимания у детей дошкольного возраста с нормой речевого развития. Ценностью данной методики является то, что авторы не только дали теоретические рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста, но и использовали свою методику на практике, добились с помощью ее использования значительной динамики развития внимания у дошкольников, тем самым доказав пригодность ее применения на практике. Определенные задания, взятые из данной методики, могут быть применены для развития е коррекции внимания дошкольников с ОНР (они могут использоваться на занятиях по математике, проводимых с детьми с ОНР, так как данна* методика основана на работе с числовым рядом). Эти задания позволял закрепить зрительные образы цифр, будут способствовать исчезновеник зеркальности написания, совершенствованию графических навыков детей сОНР.
Состояние внимания исследуется авторами не только у детей с нормой речевого развития, но и у детей с различной речевой патологией, а также у детей с нарушением интеллекта, умственной отсталостью.
Исследованием состояния познавательной деятельности (в том числе и внимания) у детей с нарушением интеллекта и умственной отсталостью занимались такие видные ученые, как С.Я. Рубинштейн и С.Д. Забрамная.
Исследованием состояния внимания у детей с речевой патологией занимались такие авторы, как Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова и О.Б. Иншакова. Эти авторы предложили практически материал по исследованию познавательной и речевой деятельности дошкольников с речевой патологией, в том числе с ОНР.
Выше нами отмечалось то, что в современной логопедии не имеется методики по развитию и коррекции внимания у детей с ОНР дошкольного возраста. Однако во многих логопедических пособиях авторы предлагают ряд различных игр и заданий, используемых на логопедических занятиях и помогающих развивать и корректировать внимание и речь дошкольников с ОНР.
Л.Н. Ефименкова предлагает, на наш взгляд, одну из наиболее четких и последовательных систем игр, используемых ею на логопедических занятиях и позволяющих одновременно с развитием внимания развивать и речь детей с ОНР и наоборот, развивая речь, развивать внимание дошкольников с ОНР. Ценность данной работы заключается в том, что все игры и игровые приемы, предложенные автором, могут использоваться логопедами на занятиях с детьми с ОНР любого уровня речевого недоразвития, поскольку автор предлагает /шференцированные приемы развития зрительного, слухового и речевого внимания дошкольников с ОНР в зависимости от уровня их речевого недоразвития. Также ценностью данной работы является и то, что игры по развитию внимания включены в содержание каэкдого логопедического занятия, что позволяет последовательно, от занятия к занятию, "воспитывать" (термин Ефименковой) зрительное, слуховое и речевое внимание дошкольников с ОНР, а параллельно корректировать речь детей с ОНР.
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева предлагают ряд заданий, используемых ими на логопедических занятиях и позволяющих развивать зрительное, слуховое и речевое внимание и память дошкольников с ОНР. Данные задания могут применяться не только на логопедических занятиях, но и на занятиях, осуществляемых воспитателями, а также в работе, проводимой с детьми с ОНР их родителями - в этом и заключена ценность данной работы.
В.И. Селиверстов предлагает ряд игр по развитию слухового и речевого внимания у детей с различной речевой патологией, в том числе и с ОНР. С помощью данных игр логопед может не только развивать внимание дошкольников с ОНР, но и улучшать состояние их речи - в этом и заключается ценность и практическая значимость данной работы.
Итак, в отсутствие методик по диагностике и развитию внимания у дошкольников с ОНР? логопеды могут использовать имеющиеся в методических пособиях методики по диагностике и развитию внимания у дошкольников с нормой речевого развития (данные методики модифицируются и адаптируются по отношению к детям с ОНР), а также использовать тот практический материал по исследованию и развитию внимания у детей с речевыми нарушениями, которые предлагаются в логопедических пособиях.
Таким образом, изучив психологическую и педагогическую литературу по проблеме состояния внимания у детей с нормой речевого развития и с ОНР дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что проблема состояния внимания у детей с ОНР дошкольного возраста раскрывается в отечественной литературе недостаточно.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2.1. Характеристика контингента испытуемых.
Нами было проведено экспериментальное исследование зрительного, слухового и речевого внимания (их основных характеристик) у детей с ОНР и у детей с нормой речевого развития среднего дошкольного возраста с дальнейшим сравнением результатов исследования.
Исследование проводилось на базе ДОУ N 977 (детский сад компенсирующего вида) и ДОУ N 1311 (детский сад общеобразовательного вида) Северо-Восточного административного округа города Москвы.
Было обследовано 11 детей (9 мальчиков и 2 девочки) 4-летнего возраста с диагнозом общее недоразвитие речи и 11 детей (9 мальчиков и 2 девочки) 4-летнего возраста с нормой речевого развития.
Дети с ОНР и дети с нормой речевого развития посещали средние группы соответствующих ДОУ.
Дети с ОНР составили контингент экспериментальной группы, а дети с нормой речевого развития вошли в контрольную группу. С детьми обеих групп было проведено 2 эксперимента: в сентябре мы провели констатирующий эксперимент, а в апреле - завершающий эксперимент. Задания, входящие в оба эксперимента, были идентичны и проводились с детьми экспериментальной и контрольной групп на равных условиях.
Задания констатирующего и завершающего эксперимента позволяли судить .о состоянии зрительного, слухового и речевого внимания (их основных характеристик: объема, устойчивости, концентрации, распределения и переключения) у детей экспериментальной и контрольной групп в начале и конце учебного года. После констатирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы проводилась целенаправленная коррекционная работа по развитию их зрительного, слухового и речевого внимания. С детьми контрольной группы такой работы не проводилось.
2.2. Структура
и описание этапов
На первом этапе данного исследования мы изучали и анализировали литературу по следующим проблемам:
когнитивные процессы у дошкольников с ОНР и нормой речевого развития;
внимание и его характеристики;
состояние внимания (его основных характеристик) у дошкольников с нормой речевого развития;
проблема общего недоразвития речи в современной логопедии;
состояние внимания (его основных характеристик) у дошкольников в ОНР.
На втором этапе, в соответствии с выбранной нами темой, мы отбирали адекватные методики изучения внимания у детей с нормой речевого развития дошкольного возраста, унифицировали данные методики в применении к детям с ОНР дошкольного возраста.
На третьем этапе нами проводилось экспериментальное исследование зрительного, слухового и речевого внимания (их основных характеристик) у детей с ОНР и нормой речевого развития среднего дошкольного возраста, анализировались результаты, полученные в ходе.данного исследования.
На четвертом этапе мы занимались систематизацией методик развития и коррекции внимания и описанием основных направление коррекционной работы, проводимой с детьми с ОНР среднего дошкольного возраста.
2.3. Описание
конкретных методик
Проведенное исследование внимания у дошкольников с ОНР включало:
сбор анамнестических данных; уровень речевого развития детей (по данным карт); изучение основных характеристик внимания (объем, концентрация, устойчивость, распределение, переключение) по каждому компоненту внимания детей с ОНР среднего дошкольного возраста: зрительное внимание ( зрительная память), слуховое внимание ( слуховая память), речевое внимание ( речевая память).
Любое внимание ( зрительное, речевое или слуховое ) не может быть рассмотрено отдельно от памяти зрительной, слуховой и речевой), т.к. память организует внимание. Внимание только тогда может развиваться успешно, когда память человека находится в хорошем состоянии, когда она хорошо развита ( на это указывает Н.Ф. Добрынин / 13/). Поэтому, во всех приведенных ниже заданиях , параллельно со зрительным, слуховым и речевым вниманием исследовалось состояние зрительной, слуховой и речевой памяти дошкольников с ОНР. а) Анамнестические сведения :
Информация о работе Проблема внимания в общей и специальной педагогике и психологии