Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:59, курсовая работа
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Введение 3
Теории личности в психологии 3
Глава 1. 4
Современные концепции личности. 4
1.1 Психодинамическая теория личности (Зигмунд Фрейд). 4
1.2 Аналитическая теория личности. 5
1.3 Индивидуальная теория личности (Альфред Адлер). 7
1.4 Диспозициональная теория личности (Олпорт, Кеттел, Айзенек). 8
1.5 Гуманистическое направление (Абрахамом Маслоу). 9
1.6 Бихевиоральные теории личности. 11
1.7 Социально-когнитивная теория личности (Альберт Бандура). 12
1.8 Деятельностная теория личности (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева). 15
Глава 2. 16
2.1 Общее понятие об ощущениях. 16
2.2 Восприятие. 16
2.3 Процесс мышления. 17
2.4. Воображение. 18
2.5 Понятие памяти и ее классификация. 19
Глава 3. 19
Психические свойства человека. 19
3.1 Понятие психики. 19
3.2 Психические свойства 20
3.2.1 Способности 22
3.2.2 Мотивации 24
3.2.3 Характер 24
Заключение. 26
Список используемой литературы: 27
Оглавление
Введение 3
Теории личности в психологии 3
Глава 1. 4
Современные концепции личности. 4
1.1 Психодинамическая теория личности (Зигмунд Фрейд). 4
1.2 Аналитическая теория личности. 5
1.3 Индивидуальная теория личности (Альфред Адлер). 7
1.4 Диспозициональная теория личности (Олпорт, Кеттел, Айзенек). 8
1.5 Гуманистическое направление (Абрахамом Маслоу). 9
1.6 Бихевиоральные теории личности. 11
1.7 Социально-когнитивная теория личности (Альберт Бандура). 12
1.8 Деятельностная теория личности (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева). 15
Глава 2. 16
2.1 Общее понятие об ощущениях. 16
2.2 Восприятие. 16
2.3 Процесс мышления. 17
2.4. Воображение. 18
2.5 Понятие памяти и ее классификация. 19
Глава 3. 19
Психические свойства человека. 19
3.1 Понятие психики. 19
3.2 Психические свойства 20
3.2.1 Способности 22
3.2.2 Мотивации 24
3.2.3 Характер 24
Заключение. 26
Список используемой литературы: 27
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Научная психология — система теоретических, методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему носитель психики ведёт себя так или иначе.
Термин “личность” имеет
разные значения. Наука о личности
– персонология – это дисциплина,
стремящаяся заложить фундамент
для лучшего понимания
Личность – это понятие,
которое объединяет собой многие
аспекты, характеризующие человека:
эмоции, мотивацию, мысли, переживания,
восприятие и действия. Концептуальное
значение личности охватывает широкий
спектр внутренних психических процессов,
обусловливающих особенности
Понятие “характер” означает
совокупность устойчивых индивидуальных
особенностей личности, складывающихся
и проявляющихся в деятельности
и общении, обуславливая типичные для
нее способы поведения. Характер
– качество личности, обобщающее наиболее
выраженные, тесно взаимосвязанные
и поэтому отчетливо
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.
Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В основе единства, цельности, силы характера лежит направленность личности. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Однако характер и направленность личности — не одно то же. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.
Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в сфере неосознаваемых побуждений. В психической жизни Фрейд выделил три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаём в данный момент времени.
Область предсознательного, включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться в сознание.
Самая глубокая и значительная область
человеческого разума – это бессознательное.
Бессознательное представляет собой
хранилище примитивных
Ид по Фрейду означает примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности. Оно целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которое наполняют наше поведение энергией. Ид – нечто тёмно, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей человеческий жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными).
Эго – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремиться выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями налагаемыми внешним миром. Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание, как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид. Эго является “исполнительным” органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.
Суперэго – это
Психоаналитическая теория основывается на представлении, что поведение человека активизируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество её остаётся при этом тем же самым) и мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимыми телесными потребностями, выраженными в виде желаний, называются инстинктами.
Фрейд назвал две основные их группы: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Первая группа включает наиболее существенные, сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов – это определённое количество энергии, находящая разрядку только в сексуальном поведении. Вторая группа – лежит в основе всех проявлений жёсткости и агрессии. Он полагал, что инстинкты подчиняются принципу энтропии, согласно которому любая энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия.
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.
Отрицание. Когда реальная
действительность для человека весьма
неприятна, он “закрывает на нее глаза”,
прибегает к отрицанию ее существования,
или старается снизить
Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию внутренних импульсов и угроз. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам.
Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство обычно уже после их совершения. Наиболее типичные приемы рационализации:
а) оправдание своей неспособности что-либо сделать;
б) оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами.
Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.
Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.
Интеллектуализация. Это
своеобразная попытка уйти из эмоционально
угрожающей ситуации путем не как
бы отстраненного обсуждения в абстрактных,
интеллектуализированных
Замещение. Выражается в
частичном, косвенном удовлетворении
неприемлемого мотива каким-либо нравственно
допустимым способом. Неудовлетворенные
импульсы, дают о себе знать в
закодированной, символической форме
- в сновидении, описках, обмолвках,
шутках, странностях поведения
Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней ряд общих корней. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг.
Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи - "архетипы". Некоторые архетипы универсальны, например, идея Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно - и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, религии, архитектуре. Смысл жизни каждого человека наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет "коллективное бессознательное" - совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.
Основными элементами личности
являются психологические свойства
отдельных реализованных
В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы, личности:
Коллективное бессознательное - основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.
Индивидуальное бессознательное - совокупность "комплексов", или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить "комплекс власти", когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.
Индивидуальное сознательное - структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.
Целостность личности достигается за счет действия архетипа "самость". Главная цель этого архетипа - "индивидуация" человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что "самость" организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа, две установки такой интеграции:
экстраверсия - установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект);
интроверсия - ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект).
В каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень из выраженности может быть совершенно различной.
Кроме того, Юнг выделял
четыре подтипа переработки