Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Оглавление

Введение 3
Теории личности в психологии 3
Глава 1. 4
Современные концепции личности. 4
1.1 Психодинамическая теория личности (Зигмунд Фрейд). 4
1.2 Аналитическая теория личности. 5
1.3 Индивидуальная теория личности (Альфред Адлер). 7
1.4 Диспозициональная теория личности (Олпорт, Кеттел, Айзенек). 8
1.5 Гуманистическое направление (Абрахамом Маслоу). 9
1.6 Бихевиоральные теории личности. 11
1.7 Социально-когнитивная теория личности (Альберт Бандура). 12
1.8 Деятельностная теория личности (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева). 15
Глава 2. 16
2.1 Общее понятие об ощущениях. 16
2.2 Восприятие. 16
2.3 Процесс мышления. 17
2.4. Воображение. 18
2.5 Понятие памяти и ее классификация. 19
Глава 3. 19
Психические свойства человека. 19
3.1 Понятие психики. 19
3.2 Психические свойства 20
3.2.1 Способности 22
3.2.2 Мотивации 24
3.2.3 Характер 24
Заключение. 26
Список используемой литературы: 27

Файлы: 1 файл

Общая психология.docx

— 89.11 Кб (Скачать)

Экстраверт-мыслительный - сфокусирован на изучении внешнего мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший ученый.

Интроверт-мыслительный - заинтересован  в понимании собственных идей, рассудителен, бьется над философскими проблемами, ищет смысл собственной  жизни, держится на расстоянии от людей.

Согласно аналитической  теории, личность - это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие  соотношения отдельных свойств  архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной  и интравертированной установок  личности.

1.3 Индивидуальная теория личности (Альфред Адлер).

Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько  ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека:

  1. человек является единым, самосогласующимся и целостным;
  2. человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;
  3. индивидуум – есть творческая и самоопределяющаяся сущность;
  4. социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются  компенсировать чувство собственной  неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных  на превосходство или совершенство. С этим связано и понятие «фикционный  финализм» - идея о том, что поведение  человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение  трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального  интереса и степени активности, по отношению к этим трём задачам, Адлер  различал типы установки, сопутствующих  стилю жизни:

 управляющий (самоуверенность,  напористость, незначительный социальный  интерес, установка превосходства  над внешним миром);

 берущий (паразитизм  в отношении внешнего мира, отсутствие  социального интереса, низкая степень  активности);

избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных  задач);

социально-полезный (сочетание  высокой степени социального  интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить  вклад в благоденствие других).

Адлер полагал, что стиль  жизни создаётся благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения: первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок.

Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес, а именно внутреннюю тенденцию  человека к участию в создании идеального общества.

Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”. В этом понятии воплощается  активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль  жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса.

1.4 Диспозициональная теория личности (Олпорт, Кеттел, Айзенек).

В основе диспозиционального направления психологии личности лежат  две общие идеи. Первая заключается  в том, что люди обладают широким  набором предрасположенностей реагировать  определённым образом в различных  ситуациях. То есть люди демонстрируют  определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических  систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение  и мышление, детерминируют его  уникальное приспособление к среде.

С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести  себя сходным образом в широком  диапазоне ситуаций.

Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие  черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной  чертой. Реальное различие между ними в том, что личные диспозиции, в  отличии от черты, определяются как  принадлежащие индивиду. Используя  понятие об общих чертах, можно, осуществить  сравнительное изучение одной и  той же черты, выраженной у различных  индивидов или групп индивидов. Он считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в  человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.

Олпорт предположил, что  есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего  единства. Олпорт выделил семь различных  аспектов, участвующих в развитии проприума:

ощущение своего тела;

ощущение самоидентичности;

чувство самоуважения;

расширение самости;

образ себя;

рациональное управление самим собой;

наконец, проприативное стремление.

Олпорт никогда не практиковал  в психотерапии и поэтому отказывался  верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над  созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в  итоге, что психологически зрелый человек  руководствуется шестью чертами:

  1. зрелый человек имеет широкие границы “Я”;
  2. зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
  3. зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;
  4. зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;
  5. зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;
  6. зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

 

Следующий представитель  диспозиционального направления –  Рэймонд Кеттел. Подход Кеттела основан  на использовании точных эмпирических методов исследования. Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет  нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Он рассматривает  личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация  по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта – наиболее важное понятие  у Кеттела. Центральным для Кеттела  является различение между поверхностными и исходными чертами. Он считает  исходные черты более важными, чем  поверхностные. Динамические черты  можно разделить на три группы: аттитьюд, эрг и чувство.

Теория типов личности Айзенка основывается на факторном  анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции  и специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между  двумя экстремальными точками располагаются  характеристики индивидов. Айзенк подчёркивает, что большинство людей не подпадает  под крайние категории. По Айзенку, в основе структуры личности лежат  два главных типа (суперчерты): интроверсия  – экстраверсия и стабильность –  нейротизм, представляемой в виде «круга Айзенка».

 

                                                          (нейротизм)

легко расстраивается,  
тревожный, ригидный,  
пессимистичный, сдержанный, 
необщительный, тихий

                                                   меланхолик     (интроверсия)

 

чувствительный, возбудимый, 
беспокойный, изменчивый, 
  агрессивный, импульсивный, оптимистичный, активный,

холерик

(экстраверсия)

 

флегматик

пассивный, осмотрительный, рассудительный, доброжелательный, миролюбивый, управляемый, надежный, ровный, спокойный, стабильный.

 

сангвиник

общительный, контактный, разговорчивый, отзывчивый, непринужденный, жизнерадостный, не склонный к   беспокойству, склонный к лидерству.

                                                        (стабильность)


Схема 1 .Круг Айзенка.

 

 Рассмотрены явные  особенности поведения, являющимися  результатом комбинаций этих  двух типов. Также рассматривается  третья суперчерта: психотизм –  сила суперэго. При этом Айзенк  придаёт большое значение генетическому  фактору. Им было разработано  несколько вопросников для оценки  трёх основных суперчерт.

1.5 Гуманистическое направление (Абрахамом Маслоу).

Термин “гуманистическая психология” определён группой  психологов во главе с Абрахамом  Маслоу. Маслоу назвал свой подход - психологией  третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической  концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка  личности как единого целого, бесполезность  исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья.

Теория Маслоу описывает  мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высшего порядка  станут доминантой побудительных сил  в поведении человека. Иерархия потребностей в порядке доминирования следующая:

  1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
  2. потребность в безопасности (стабильность, порядок);
  3. потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);
  4. потребность в уважении (самоуважение, признание);
  5. потребность в самоактуализации (развитие способностей).

 

Схема 2 . Иерархия потребностей по Маслоу.

 

Маслоу различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые –  на повышение напряжения посредством  поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу предположил, что оба рода мотивов биологически заложены в  людях.

Им было выделено несколько  метапотребностей (например, истина, красота  или справедливость), с помощью  которых он описал самоактуализирующихся  людей. Неудовлетворение метапотребностей должно вызывать метапатологии (например, апатия, цинизм и отчуждение).

Эмпирические исследования Маслоу сконцентрированы на концепции  самоактуализации. Самоактуализирующиеся  люди – “цвет” человечества, люди, живущие полной жизнью и достигшие  потенциального уровня личностного  развития. Их характеристики следующие:

более эффективное восприятие реальности;

принятие себя, других и  природы;

непосредственность, простота и естественность;

центрированность на проблеме;

независимость: потребность  в уединении;

автономия: независимость  от культуры и окружения;

свежесть восприятия; вершинные  переживания;

общественный интерес;

глубокие межличностные  отношения;

демократический характер;

разграничение средств и  целей;

философское чувство юмора;

креативность (творческие способности);

сопротивление окультуриванию.

1.6 Бихевиоральные теории личности.

Бихевиоральные теории личности – направление теории и эксперимент, психологии, основывающееся на схеме S-R (стимул-реакция). Оно сформировалось в американской психологии на основе идей И.П. Павлова, Дж.Б. Уотсона, Э.Л. Торндайка. Представители этого направления – Э.К. Толмен, Э.Р. Гутри, К.Л. Халл, Скиннер, Н.Е. Миллер, Дж. Доллард. Подход отличается особым вниманием к построению эксперимент, процедуры, научной точности и контролируемости результатов. Методическим арсеналом Бихевиральными теориями личности являются процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным поведением.

В Бихевиоральной теории личности изучаются условия формирования, закрепления, исчезновения привычек, навыков, поведенческих образцов. Личность приравнивается к промежуточным переменным между  стимулом и реакцией. Не отрицая  врожденных факторов, представители  бихевиоризма изучают прежде всего  наблюдаемое поведение и определяющие его факторы среды.

Формирование личности рассматривается  как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угашения других. Основные типы научения: классическое (И.П. Павлов), оперантное (Скиннер), угашение (И.П. Павлов), имитация (Бандура). Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как анализ физиол. механизмов влечений. Различают первичные (физиологические) и вторичные (психологические) побуждения. Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно становятся ведущими. Система подкреплений также усложняется: первичные подкрепления утрачивают свою роль. Реакции дифференцируются, обобщаются на основе речи, приобретают внутреннею организацию.

В русле бихевиорального  подхода сформировалось одноименное  психотерапевтическое направление, также  базирующееся на теории научения. Его  развивают Айзенк, Дж. Уолп, Бандура, А. Лазарус, А. Каздин. Эмоциональные проблемы рассматриваются в нем как результат формирования связи эмоции с определенным стимулом (напр., учитель вызывает у ребенка тревогу). Признавая, что прошлые события повлияли на возникновение проблем клиента, представители бихевиоральной психотерапии не исследуют корни нарушений. Невротическое поведение, так же, как и нормальное, рассматривается как результат подкрепления. В качестве причин поведенческих проблем называют отсутствие адекватной родительской модели, депривацию основных потребностей, травмы, неподдерживающие окружение, отсутствие возможности апробировать и закреплять определенные поведенческие образцы.

Информация о работе Общая психология