Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Оглавление

Введение 3
Теории личности в психологии 3
Глава 1. 4
Современные концепции личности. 4
1.1 Психодинамическая теория личности (Зигмунд Фрейд). 4
1.2 Аналитическая теория личности. 5
1.3 Индивидуальная теория личности (Альфред Адлер). 7
1.4 Диспозициональная теория личности (Олпорт, Кеттел, Айзенек). 8
1.5 Гуманистическое направление (Абрахамом Маслоу). 9
1.6 Бихевиоральные теории личности. 11
1.7 Социально-когнитивная теория личности (Альберт Бандура). 12
1.8 Деятельностная теория личности (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева). 15
Глава 2. 16
2.1 Общее понятие об ощущениях. 16
2.2 Восприятие. 16
2.3 Процесс мышления. 17
2.4. Воображение. 18
2.5 Понятие памяти и ее классификация. 19
Глава 3. 19
Психические свойства человека. 19
3.1 Понятие психики. 19
3.2 Психические свойства 20
3.2.1 Способности 22
3.2.2 Мотивации 24
3.2.3 Характер 24
Заключение. 26
Список используемой литературы: 27

Файлы: 1 файл

Общая психология.docx

— 89.11 Кб (Скачать)

Бихевиоральная психотерапия является симптоматичной и строится как процесс угашения нежелательного поведения, переобусловливание, моделирование, обучение социальным навыкам, проблемное обучение. На принципах классического  обусловливания построены такие  методы, как систематическая десенсибилизация, аверсивная психотерапия, техники угашения. На оперантном обусловливании базируется тренинг ассертивности (тренинг  социальных способностей), модификация  поведения. Моделирование в большей  степени опирается на имитацию. Арсенал  современных методов бихевиоральной психотерапии расширяется за счет техник когнитивного подхода.

Бихевиоральная психотерапия критикуется представителями др. направлений за игнорирование базисных внутриличностных конфликтов, невнимание к проблеме терапевтические отношений, манипулятивный характер практических методов, неличностною ориентацию. Некоторые  процедуры аверсивной терапии вызывают сомнение по этическим соображениям. В то же время многочисленные исследования показывают ее практическую эффективность.

1.7 Социально-когнитивная теория личности (Альберт Бандура).

Бандура описывает психологическое  функционирование яеловека  терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных, когнитивных и относящихся к  окружающей среде факторов. В его  концепции юди не зависят целиком  от внешних сил и не являются свободными существами. Большое значение придается  обоюдному взаимодействию поведенческих  реакций и факторов окружения: динамическому  процессу с когнитивной составляющей регулирования деятельности.

Основная теоритическая  концепция Бандуры – моделирование. Ключесвое положение – моделирование  генерирут обучение посредством  своей информационной функции. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами: процессами внимания, сохранеия, двигательного  воспроизведения, мотивации.

Социально-когнитивная теория личности отражает:

    • Строгую приверженность положениям рациональности, инвайронментализма, изменяемости и познаваемости;
    • Умеренную приверженность лементализму;
    • Среднюю позицию по положениям свобода-детерминизм, субъективность- объективность, проактивность-реактивность.

 

 

Сильная

Умеренная

Слабая

Средняя

Слабая

Умеренная

Сильная

 

Свобода

             

Детерминизм

Рациональность

             

Иррациональность

Холизм

             

Элементализм

Конституционализм

             

Инвайронментализм

Изменяемость

             

Неизменность

Субъективность

             

Объективность

Проактивность

             

Реактивность

Гомеостаз

   

Не применимо

   

Гетеростаз

Познаваемость

             

Непознаваемость


 

Схема 4. Позиция  Бандуры по девяти основным положениям, касающимся человеческой природы.

 

Свобода—детерминизм. Позиция Бандуры по этому положению находится посередине между крайними полюсами свободы и детерминизма. Ключ к пониманию его позиции лежит в концепции взаимного детерминизма, непрерывной взаимосвязи поведения, личности и окружения во всех видах человеческой деятельности: «Так как концепции людей, их поведение и их окружение взаимно детерминированы, индивиды не являются ни беспомощными объектами, контролируемыми силами окружения, ни совершенно свободными существами, которые могут делать нее, что им вздумается»

Следовательно, с точки  зрения социально-когнитивной теории, люди до некоторой степени могут  контролировать свое поведение. Тем  не менее, окружение влияет на людей  в той же мере, в какой люди влияют на окружение. Это непрерывное  взаимодействие сил создает некое  равновесие между свободой и детерминизмом  в концепции Бандуры.

Рациональность—иррациональность. Бандура отдает приоритет сознательному мышлению над бессознательными детерминантам поведения. Он полагает, что люди приходят к рациональным решениям, сковываясь на предположениях о том, как их действия будут влиять на обстоятельства. Рационализм особенно очевиден в акценте Бандуры на моделировании или научении через наблюдение. Без способности формировать и хранить в памяти когнитивные образы наблюдаемого поведения моделирование было бы невозможным. С точки зрения Бандуры, подкрепление (прямое или косвенное) дает индивиду нечто, о чем стоит поразмыслить при выстраивании будущего поведения — эта когнитивная концепция совершенно чужда скиннеровской теории. Так, познание находится в центре внимания социально-когнитивной теории, что предполагает положение рационализма в качестве его основы.

Холизм—элементализм. Нигде в теории Бандуры, например, нет глобального конструкта поведения (такого как психическая структура «Я» или «Я-концепция» в феноменологической теории). Бандура полагает, что поведение лучшего можно понять через его составные части, сами эти элементы не очень мало, поэтому его приверженность элементализму лучше всего отнести к умеренной.

Конституционализм—инвайронментализм. Работа Бандуры в основном касается социальной структуры и процессов научения, при помощи которых факторы окружения влияют на поведение. В соответствии с доктриной Бандуры о взаимном детерминизме они воздействуют на окружение в той же мере, в какой окружение действует на них. Через процессы саморегулирования и познания воздействия внешнего окружения значительно опосредуется, так как существует постоянное взаимодействие между факторами поведенческими, когнитивными и окружения. В то же время Бандура наделяет окружение значительными потенциальными возможностями для формирования и модификации поведения человека, хотя оно не рассматривается как единственная или автоматическая причина поведения. Из рассуждений Бандуры ясно, что инвайронментализм является все-таки преобладающим положением в социально-когнитивной теории.

Изменяемость—неизменность. В теории Бандуры люди, становясь более зрелыми, приобретают значительно больше возможностей изменять поведение с помощью самоподкрепления и организации окружения так, чтобы получить больше позитивных подкреплений. Люди регулируют внешние стимулы для желаемого поведения, они оценивают свое поведение, и эти оценки сами по себя служат подкрепляющими факторами.

Не сосредоточиваясь на внутренних переменных, которые сохраняются  и характеризуют поведение индивида во времени, Бандура обращает пристальное  внимание на процессы, управляющие  изменением поведения.

Субъективность—объективность. Положение субъективности можно усмотреть в том, что люди не механически подвергаются объективным воздействиям окружения. Скорее эти воздействия опосредуется влиянием личностных и, возможно, субъективных внутренних факторов (то есть когнитивных структур) до того, как они каким-то образом изменят поведение. Другое указание на субъективность можно найти в концепции Бандуры о самооценочных стандартах, так как эти стандарты у людей варьируют, и два человека могут по-разному воспринять объективно идентичные ситуации и отреагировать на них. Таким образом, Бандура признает роль личного опыта в деятельности человека. А субъективность и объективность занимают одинаковое положение в социально-когнитивной теории.

Проактивность—реактивность. Человек в социально-когнитивной теории постоянно реагирует на внешние влияния, но реагирует проективно.

С точки зрения Бандуры, люди реагируют на внешние воздействия  при помощи наблюдения и затем  перерабатывают эти воздействия  посредством своих когнитивных  структур. Люди наблюдают, думают, планируют  и предвидят возможные внешние  последствия своих действий. В  самом деле, с позиции социально-когнитивной  теории будет справедливым сказать, что поведение людей регулируется в большей мере их реакциями на ожидаемые последствия, реакциями  на прошлые или настоящие внешние  результаты. Человек вырабатывает поведение, ориентируясь на будущее (проактивность), но, в первую очередь, реагируя на ожидаемые  результаты своих действий (реактивность). Поэтому, можно сказать, что основные положения проактивности и реактивности переплетаются в социально-когнитивной  теории.

Гомеостаз—гетеростаз. Люди действуют для того, чтобы смягчить напряжение и сохранить внутреннее равновесие, или поведение человека направлено на личный рост и самоактуализацию? В теории Бандуры эти вещи почти не обсуждаются и ни в коем случае не влияют ощутимо на формулировку его теоретических построений. Люди могут моделировать многие виды поведения, независимо от природы возможных мотивов, лежащих в основе этого поведения.

Познаваемость—непознаваемость. Бандура, недвусмысленно поддерживая точку зрения, что природа человека познаваема. Это явствует из того, с каким уважением он относится к эмпирическим данным, из его попыток сделать теоретические построения открытыми для эмпирической проверки и ил его большого вклада в научные исследования личности.

Теория Бандуры хорошо эмпирически протестирована, и накоплено  вполне достаточное количество фактов в ее поддержку.

Социально-когнитивная теория Бандуры дала толчок большому количеству исследований, подвергающих проверке ее основные концепции и принципы. Эти исследования значительно расширили  наши знания о том, как моделирование  поведения родителей влияет на социальное развитие детей, как приобретают  языковые и мыслительные навыки, как  можно использовать самоподкрепление в терапии разнообразных психологических  проблем. Сам Бандура провел многочисленные исследования, подтверждающие важность научения через наблюдение в приобретении и модификации агрессивного поведения. Эти исследования наряду с бесчисленными  эмпирическими находками в смежных  сферах личностного функционирования (например, полоролевое развитие, помогающее поведение, навыки общения, самоэффективность) уже являются составной частью современной  психологии.

1.8 Деятельностная теория личности (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева).

Данная теория имеет ряд  общих черт с поведенческой теорией  личности, особенно с ее социально-наученческим направлением, а также с гуманистической  и когнитивной теориями.

В этом подходе отрицается биологическое, а тем более психологическое  наследование личных свойств. Главным  источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного  человека) с миром (с обществом), в  процессе которых и формируются  свойства личности (Леонтьев А.Н., 1975). Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает  влияние на человека (Рубинштейн С.Л., 1997).

Принципиальное отличие  деятельностной теории от поведенческой  заключается в том, что средством  научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными  характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Специфика  предметности состоит в том, что  объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а  лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности.

Предметность - это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и его  последователи подчеркивают, что  деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность  психической активности, а как  реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная  деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К.А., 1980; Брушлинский  А.В., 1994).

Субъектность означает, что  человек сам является носителем  своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и  избирательность деятельности, в  личностном смысле, т.е. значении деятельности для самого человека.

Представители деятельностного  подхода считают, что личность формируется  и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой  человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он - активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы тем  не менее рассматриваются в этой теории как наиболее важные для формирования личности. Представители этой теории верят в позитивные изменения  личности человека по мере социального  прогресса.

По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры  сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве  в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место  только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью  зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений  и конкретных условий, в которые  она включена. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой  это позволяют социально усвоенные  условия сознания, например, рефлексия, внутренний диалогизм. Свобода - это  осознанная необходимость. Внутренний мир человека и субъективен, и  объективен одновременно. Все зависит  от уровня включения субъекта в конкретную деятельность. Отдельные аспекты  и свойства личности могут быть объективизированы в поведенческих проявлениях и поддаются операционализации и объективному измерению.

В рамках деятельностного  подхода личность - это сознательный субъект, занимающий определенное положение  в обществе и выполняющий социально  полезную общественную роль. Структура  личности - это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.

Информация о работе Общая психология