Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:59, курсовая работа
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Введение 3
Теории личности в психологии 3
Глава 1. 4
Современные концепции личности. 4
1.1 Психодинамическая теория личности (Зигмунд Фрейд). 4
1.2 Аналитическая теория личности. 5
1.3 Индивидуальная теория личности (Альфред Адлер). 7
1.4 Диспозициональная теория личности (Олпорт, Кеттел, Айзенек). 8
1.5 Гуманистическое направление (Абрахамом Маслоу). 9
1.6 Бихевиоральные теории личности. 11
1.7 Социально-когнитивная теория личности (Альберт Бандура). 12
1.8 Деятельностная теория личности (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева). 15
Глава 2. 16
2.1 Общее понятие об ощущениях. 16
2.2 Восприятие. 16
2.3 Процесс мышления. 17
2.4. Воображение. 18
2.5 Понятие памяти и ее классификация. 19
Глава 3. 19
Психические свойства человека. 19
3.1 Понятие психики. 19
3.2 Психические свойства 20
3.2.1 Способности 22
3.2.2 Мотивации 24
3.2.3 Характер 24
Заключение. 26
Список используемой литературы: 27
Психические свойства личности - ее способности и характерологические черты - формируются в ходе жизни. Психические свойства - это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.
Психические свойства - наиболее
общее родовое понятие для
всех более частных
Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.
Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека - его способности, его характер, его интересы и склонности - вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это - особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.
Никакая психическая особенность
не может быть врожденной. Человек
не рождается на свет, уже имея какие-нибудь
определенные способности или черты
характера. Врожденными могут быть
только некоторые анатомические
и физиологические особенности
организма, некоторые особенности
нервной системы, органов чувств
и - что особенно важно - мозга. Эти
анатомо-физиологические
Выделяются четыре основных психических свойства:
Совсем не случайно именно с изучения темпераментальных признаков начинается история систематического познания природы человеческой индивидуальности. Телесные, или конституциональные, особенности человека привлекали внимание врачей и ученых, мыслителей и художников.
Темперамент - совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, обусловливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения.
Выделяются три сферы проявления темперамента:
- активность общая;
- особенности моторной сферы;
- свойства эмоциональности.
Темперамент - первичная форма объединения различных процессов и свойств человека, благодаря которым складывается личность. Он особенно тесно связан с конституцией организма, составляющей основу темперамента.
Учение о темпераменте и его типах имеет длинную историю. Основу учения о типах темперамента заложил Гиппократ, который, используя гуморальный подход, выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греческого - смешения), т. е. соотношения в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь - тепло, слизь - холод, желтая желчь - сухость, черная желчь - влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям.
Темперамент определяется скоростью
психических процессов или
а) холериков,
б) флегматиков,
в) сангвиников
г) меланхоликов.
Ей соответствует
а) сильный неуравновешенный;
б) сильный уравновешенный инертный;
в) сильный уравновешенный подвижный
г) слабый.
Если темперамент
Способности - устойчивые психологические
свойства людей, которыми они отличаются
друг от друга и от которых зависят
их достижения в различных видах
деятельности. Способный человек
умеет делать определенное дело, причем
таким образом, что это получает
высокую оценку со стороны окружающих.
Понятие о способностях является
относительным и социально
С древнейших времен и до XVIII в. способностями назывались все возможные психологические качества человека. После доказательства того, что не все способности врожденные, способностями стали называть такие психологические качества, которые приобретаются в процессе жизни. Современное представление о способностях сложилось лишь в XX в.
Способности - это индивидуально-
Способности можно классифицировать на:
Природные (или естественные)
способности, в основе своей биологически
обусловленные, связанные с врожденными
задатками, формирующиеся на их базе,
при наличии элементарного
Специфические человеческие
способности, имеющие общественно-
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Мотивации - потребности человека, в основе которых лежат эмоциональные процессы, в ходе которых происходит положительная или отрицательная оценка результатов деятельности.
Мотивация - основа жизни и деятельности всех живых организмов. Представляет собой определенную энергетическую систему, которая стремится к удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации.
Известная пирамида или шкала
потребностей по Маслоу имеет в основании
базовые потребности в воздухе,
воде, пище, физическом движении, а на
вершине - потребность человека в
самореализации личности. Знак и величина
эмоциональной оценки зависят от
приближения полученного
Характер - совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих.
Характер проявляется в человеческих отношениях.
Первичные черты характера появляются раньше других в процессе развития человека, и на их основе формируются другие черты характера.
Позднее формируются и развиваются вторичные черты, так как для их появления нужна определенная основа. Иногда данные черты называются базисными и ситуационными.
Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
Характер (тип личности или психотип) - это наиболее общая интегральная оценка системы психических процессов.
В конце XX века получила широкое
развитие соционика, которая опирается
на изучение характеров людей. Это наука
и технология, позволяющая прогнозировать
поведение и стиль деятельности
человека, коллектива и общества в
целом, определять совместимость людей
в семье и бизнесе и
Личность – сложнейшая психологическая структура, результат воспитания, социального влияния, установления гармонии внутри заложенных в самом человеке качеств. При этом личность обнаруживается как определение исключительно в социуме, без него существовать и развиваться не может.
Проблема личности - проблема
необъятная, значимая и сложная, охватывающая
огромное поле исследований. До сих
пор ещё не сложилось достаточно
обоснованного и общепринятого
определения многозначность содержания
этого понятия обусловлена
«Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психологических свойств личности – ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности» (Рубинштейн).
Раздел психологии – изучающий эту проблему очень велик, но каждый из ученых, каждый, создавший и сформулировавший свою теорию говорит о существовании личности и связывает ее с одними и теми же факторами, что дает человеку возможность выбрать понятный и приемлемый для себя подход, чтобы научиться лучше понимать себя и преодолевать трудности на своем пути.
1. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2007.
2. З.Фрейд. “Лекции по психоанализу”- М., 1999г.
3. С.Л.Рубинштейн. «Основы общей психологии». – СПб., 2001г.
4. Психология. Учебник, Нуркова В.В., М: "Высшее образование", 2006г
5. Психология. Учебник для педагогических вузов, Сосновский Б.А., М: "Юрайт-Издат", 2007г.
6. Психология, Степанов В.Е., М: "Дашков и Ко" 2006г.
7. Психология. Учебник для гуманитарных вузов, под редакцией Дружинина В.Н. СПб: Питер, 2007г.