Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Оглавление

Введение 3
Теории личности в психологии 3
Глава 1. 4
Современные концепции личности. 4
1.1 Психодинамическая теория личности (Зигмунд Фрейд). 4
1.2 Аналитическая теория личности. 5
1.3 Индивидуальная теория личности (Альфред Адлер). 7
1.4 Диспозициональная теория личности (Олпорт, Кеттел, Айзенек). 8
1.5 Гуманистическое направление (Абрахамом Маслоу). 9
1.6 Бихевиоральные теории личности. 11
1.7 Социально-когнитивная теория личности (Альберт Бандура). 12
1.8 Деятельностная теория личности (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева). 15
Глава 2. 16
2.1 Общее понятие об ощущениях. 16
2.2 Восприятие. 16
2.3 Процесс мышления. 17
2.4. Воображение. 18
2.5 Понятие памяти и ее классификация. 19
Глава 3. 19
Психические свойства человека. 19
3.1 Понятие психики. 19
3.2 Психические свойства 20
3.2.1 Способности 22
3.2.2 Мотивации 24
3.2.3 Характер 24
Заключение. 26
Список используемой литературы: 27

Файлы: 1 файл

Общая психология.docx

— 89.11 Кб (Скачать)

Психические свойства личности - ее способности и характерологические черты - формируются в ходе жизни. Психические свойства - это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.

Психические свойства - наиболее общее родовое понятие для  всех более частных психодиагностических свойств. Врожденные особенности организма являются лишь задатками, - весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но сформируются. В работе - учении и труде - складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности.

Говоря о психических  свойствах личности, мы имеем в  виду существенные, более или менее  устойчивые, постоянные особенности  её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной  чертой. Всякий человек переживал  когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек  получает в готовом виде и сохраняет  неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека - его  способности, его характер, его интересы и склонности - вырабатываются, формируются  в ходе жизни. Это - особенности более  или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в  человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе  меняется.

Никакая психическая особенность  не может быть врожденной. Человек  не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определенные способности или черты  характера. Врожденными могут быть только некоторые анатомические  и физиологические особенности  организма, некоторые особенности  нервной системы, органов чувств и - что особенно важно - мозга. Эти  анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между  людьми, называются задатками. Задатки  имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т.е. не являются единственным и  главным условием, от которого эта  индивидуальность зависит. Задатки, с  точки зрения развития психических  особенностей человека, многозначны, т.е. на основе каких-либо определенных задатков могут выработаться различные психические  свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь  человека.

Выделяются четыре основных психических свойства:

  1. Темперамент.
  2. Способности.
  3. Мотивации.
  4. Характер.

 

Совсем не случайно именно с изучения темпераментальных признаков  начинается история систематического познания природы человеческой индивидуальности. Телесные, или конституциональные, особенности человека привлекали внимание врачей и ученых, мыслителей и художников.

Темперамент - совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, обусловливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения.

Выделяются три сферы  проявления темперамента:

- активность общая;

- особенности моторной  сферы;

- свойства эмоциональности.

Темперамент - первичная  форма объединения различных  процессов и свойств человека, благодаря которым складывается личность. Он особенно тесно связан с конституцией организма, составляющей основу темперамента.

Учение о темпераменте и его типах имеет длинную  историю. Основу учения о типах темперамента заложил Гиппократ, который, используя  гуморальный подход, выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греческого - смешения), т. е. соотношения в организме  четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь - тепло, слизь - холод, желтая желчь - сухость, черная желчь - влажность), и поэтому  преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям.

Темперамент определяется скоростью  психических процессов или скоростью  формирования условных рефлексов. Известно деление людей по темпераменту на:

а) холериков,

б) флегматиков,

в) сангвиников 

г) меланхоликов.

Ей соответствует классификация  типов высшей нервной деятельности:

а) сильный неуравновешенный;

б) сильный уравновешенный инертный;

в) сильный уравновешенный подвижный 

г) слабый.

Если темперамент соответствует  скорости, то способности можно сравнить с ускорением. Это оценка скорости приращения, приобретения опыта.

3.2.1 Способности

Способности - устойчивые психологические  свойства людей, которыми они отличаются друг от друга и от которых зависят  их достижения в различных видах  деятельности. Способный человек  умеет делать определенное дело, причем таким образом, что это получает высокую оценку со стороны окружающих. Понятие о способностях является относительным и социально обусловленным.

С древнейших времен и до XVIII в. способностями назывались все возможные психологические качества человека. После доказательства того, что не все способности врожденные, способностями стали называть такие психологические качества, которые приобретаются в процессе жизни. Современное представление о способностях сложилось лишь в XX в.

Способности - это индивидуально-психологические  особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении  и легкость овладения ими. Способности  не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся  у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Способности проявляются через  динамику результатов деятельности за определенный отрезок времени. У  разных людей могут быть по разному  выражены способности со стороны  отдельных психических процессов.

Способности можно классифицировать на:

Природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными  задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

  • общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.);
  • специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
  • теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению;
  • практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
  • учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;
  • творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;
  • способности к общению, взаимодействию с людьми;
  • предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

3.2.2 Мотивации

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов  мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт  нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Мотивации - потребности человека, в основе которых лежат эмоциональные процессы, в ходе которых происходит положительная или отрицательная оценка результатов деятельности.

Мотивация - основа жизни и деятельности всех живых организмов. Представляет собой определенную энергетическую систему, которая стремится к удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации.

Известная пирамида или шкала  потребностей по Маслоу имеет в основании  базовые потребности в воздухе, воде, пище, физическом движении, а на вершине - потребность человека в  самореализации личности. Знак и величина эмоциональной оценки зависят от приближения полученного результата деятельности к ожидаемому полезному  приспособительному результату (цели, образу, эталону).

3.2.3 Характер

Характер - совокупность основных черт личности, от которых зависят  формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих.

Характер проявляется  в человеческих отношениях.

Первичные черты характера появляются раньше других в процессе развития человека, и на их основе формируются другие черты характера.

Позднее формируются и  развиваются вторичные черты, так как для их появления нужна определенная основа. Иногда данные черты называются базисными и ситуационными.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся  в поведении человека, в определенном отношении:

  1. К себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
  2. К другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);
  3. К порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);
  4. В характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер (тип личности или  психотип) - это наиболее общая интегральная оценка системы психических процессов.

В конце XX века получила широкое  развитие соционика, которая опирается  на изучение характеров людей. Это наука  и технология, позволяющая прогнозировать поведение и стиль деятельности человека, коллектива и общества в  целом, определять совместимость людей  в семье и бизнесе и формировать  коллективы единомышленников на основе естественной, психологической, информационной, идеологической и деловой совместимости. В настоящее время специалисты  в области соционики, определяющие специальными методами психотипы людей, востребованы для выбора спутников  жизни, помощи в вопросах выбора профессии, проведения конкурсов на рабочие  места и т.п.

 

Заключение.

Личность – сложнейшая психологическая структура, результат  воспитания, социального влияния, установления гармонии внутри заложенных в самом  человеке качеств. При этом личность обнаруживается как определение  исключительно в социуме, без  него существовать и развиваться  не может.

Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. До сих  пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого  определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью  проявлений личности, многообразием  её становления и развития.

«Проблема психологического изучения личности не заканчивается  на изучении психологических свойств  личности – ее способностей, темперамента и характера; она завершается  раскрытием самосознания личности» (Рубинштейн).

Раздел психологии – изучающий  эту проблему очень велик, но каждый из ученых, каждый, создавший и сформулировавший свою теорию говорит о существовании  личности и связывает ее с одними и теми же факторами, что дает человеку возможность выбрать понятный и  приемлемый для себя подход, чтобы  научиться лучше понимать себя и  преодолевать трудности на своем  пути.

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2007.

2. З.Фрейд. “Лекции по психоанализу”- М., 1999г.

3. С.Л.Рубинштейн. «Основы общей психологии». – СПб.,  2001г.

4. Психология. Учебник, Нуркова В.В., М: "Высшее образование", 2006г

5. Психология. Учебник для педагогических вузов, Сосновский Б.А., М: "Юрайт-Издат", 2007г.

6. Психология, Степанов В.Е., М: "Дашков и Ко" 2006г.

7. Психология. Учебник для гуманитарных вузов, под редакцией Дружинина В.Н. СПб: Питер, 2007г.

Информация о работе Общая психология