Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Оглавление

Введение 3
Теории личности в психологии 3
Глава 1. 4
Современные концепции личности. 4
1.1 Психодинамическая теория личности (Зигмунд Фрейд). 4
1.2 Аналитическая теория личности. 5
1.3 Индивидуальная теория личности (Альфред Адлер). 7
1.4 Диспозициональная теория личности (Олпорт, Кеттел, Айзенек). 8
1.5 Гуманистическое направление (Абрахамом Маслоу). 9
1.6 Бихевиоральные теории личности. 11
1.7 Социально-когнитивная теория личности (Альберт Бандура). 12
1.8 Деятельностная теория личности (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева). 15
Глава 2. 16
2.1 Общее понятие об ощущениях. 16
2.2 Восприятие. 16
2.3 Процесс мышления. 17
2.4. Воображение. 18
2.5 Понятие памяти и ее классификация. 19
Глава 3. 19
Психические свойства человека. 19
3.1 Понятие психики. 19
3.2 Психические свойства 20
3.2.1 Способности 22
3.2.2 Мотивации 24
3.2.3 Характер 24
Заключение. 26
Список используемой литературы: 27

Файлы: 1 файл

Общая психология.docx

— 89.11 Кб (Скачать)

Глава 2.

2.1 Общее понятие об ощущениях.

Ощущение — психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение — чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях.

Ощущение является элементарным, но базовым психическим процессом. Это не пассивный отпечаток физических свойств действительности, а активный психический процесс взаимодействия человека с миром.

Психические процессы —  это процессы деятельностного овладения  миром. Ощущения человека опосредованы его знаниями, то есть общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или  иное свойство вещей и явлений  в слове («красный», «холодный»), мы тем самым элементарно обобщаем эти свойства.

В ощущениях отражаются не только специфические свойства предметов  и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Образы ощущений объективизируются.

Ощущения человека взаимосвязаны, ассоциированы, так же как связаны  между собой и различные свойства действительности. Ощущение — это  канал чувственной связи организма  с действительностью.

Жизнедеятельность человека основана на непрерывном приеме и  анализе информации о физико-химических характеристиках внешней среды  и внутренних состояниях организма. Этот процесс осуществляется посредством  функционирования специализированных нейрофизиологичес-

ких механизмов — анализаторов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувственных воздействий. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной (от лат. sensus — чувство), а процесс ее приема и первичной переработки — сенсорной деятельностью.

2.2 Восприятие.

Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся  с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных  признаков.

Восприятие — непосредственное, чувственное отражение предметов  и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных  признаков.

Образы восприятия построены  на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме  этих ощущений. Восприятие связано  с опознанием, пониманием, осмыслением  предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим  признакам, основаниям.

Только включив предмет  или явление в определенную систему, охватив его соответствующим  понятием, мы можем правильно интерпретировать его.

Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано  с мышлением, имеет мотивационную  направленность, сопровождается эмоциональным  откликом.

Будучи связанным с  процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения  данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.

Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые — структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипотеза о  сущности объекта, принимается решение  о его категоризации, номинализации, а затем критически оцениваются  его признаки.

Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия — образованный, эстетически  развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией окружающей среды.

Процесс восприятия — перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов.

Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру  предмета, движение руки по поверхности  предмета, движение гортани, воспроизводящее  слышимый звук).

2.3 Процесс мышления.

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно  — во внешних признаках явлений  человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей.

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает  мир, рационально организует свое взаимодействие с ним. Обобщенная и опосредованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет  археологу и следователю восстанавливать  реальный ход прошедших событий, а астроному — заглядывать  не только в прошлое, но и в далекое  будущее.

Не только в науке и  профессиональной деятельности, во всей повседневной жизнедеятельности человек  постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и  личностный смысл окружающих его явлений, находит разумный выход из разнообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность — обобщенную ориентацию в мире.

Мышление — психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

Мышление формирует структуру  индивидуального сознания, его семантическое (понятийное) поле, классификационно-оценочные  эталоны индивида, его обобщенные оценки.

Система личностных смыслов  взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений  как разновидности определенного  класса явлений. В элементарной форме  понимание проявляется уже при  узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-либо — значит включить новое в систему  имеющихся связей.

2.4. Воображение.

Воображение — образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность.

Воображение — специфически человеческое проявление психической  активности, сформировавшееся в трудовой деятельности: любая трудовая деятельность требует предварительного осознания  цели, то есть формирования психической  модели будущего результата деятельности. Воображение обеспечивает опережающее  отражение действительности, при  котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее.

Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные  предположения в проблемных ситуациях. Воображение — способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы — создавать образы от себя.

Оно обеспечивает формирование образных представлений по описаниям, творческое конструирование и фантазирование. Все это свидетельствует об интегративной  сущности процесса воображения: в нем  объединяются чувственная, рациональная и мнемическая сферы психики  человека.

Образы, возникающие в  процессе воображения, активизируют эмоциональную  сферу человека, мобилизуют его энергию  на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее  детерминирует поведение человека. Каждый акт мышления включает в себя воображение. Только благодаря ему  становится возможной абстракция, такие  методы познания, как экстраполяция  и интерполяция, мысленный эксперимент. Глубокое проникновение в действительность требует свободного отношения сознания к элементам действительности.

Воображение обеспечивает целостность  и константность восприятия. Оно  ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет  реконструировать картины далекого прошлого.

Способность человека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации — основа его  нравственного поведения.

Окружающая среда является для человека многослойным проблемным миром, осознание которого невозможно без достаточно развитого воображения. Оно обеспечивает человеку знаковое овладение миром и лежит в  основе идеального отражения действительности.

2.5 Понятие памяти и ее классификация.

Впечатления, которые человек  получает об окружающем мире, оставляют  определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности  — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал C. Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти ее совершенствованию человек выделился  из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая—с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Классификация видов памяти по характеру психологической  активности включает в себя: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Глава 3.

 Психические свойства человека.

3.1 Понятие психики.

 

Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические  свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в  себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических  процессов, при помощи которых психическое  возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся  в мозгу, воспринимаются человеком  как события, разыгрывающиеся вне  его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно  тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют  психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между  ними.

Но от психических процессов  надо все же отличать психические  свойства личности, те черты, которые, определяя направленность личности, ее способности и характер, составляют основание самой личности и определяют ее психологический облик.

Психические процессы и психические  свойства личности фактически неотрывны  друг от друга. С одной стороны, все  психические процессы в их конкретном протекании зависят от свойств и  особенностей личности, начиная с  ощущений и восприятий, которые в  полноте своего содержания и реального  протекания зависят вовсе не только от деятельности будто бы изолированного рецептора, а от свойств самой  личности, от ее восприимчивости и  впечатлительности и т. д.; с другой - каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в  ее свойства. Индивидуально-типологические особенности в восприятии, памяти, мышлении, воображении, внимании, не говоря уже об индивидуально-типологических особенностях в эмоциональной и  волевой сфере, - это уже психические  свойства и особенности личности в области восприятия, мышления и  т. д., как-то: восприимчивость и впечатлительность, наблюдательность, вдумчивость, рассудительность, эмоциональная возбудимость и устойчивость, инициативность, решительность, настойчивость  и т. п. Тем самым уже внутри аналитического изучения психических  процессов наметился совершающийся  с внутренней необходимостью переход  к изучению психических свойств  личности.

3.2 Психические свойства

 

Психические свойства - не изначальная  данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому, как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется, и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. Путь от аналитического изучения психических процессов к изучению психических свойств личности проходит поэтому через изучение психологической стороны ее деятельности. Единство деятельности, объединяющей многообразные действия и поступки, - в единстве ее исходных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и целями личности. Поэтому изучение психологической стороны деятельности является не чем иным, как изучением психологии личности в процессе ее деятельности. В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют, скорее, обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.

Информация о работе Общая психология