Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 12:31, реферат
В 70–80-х годах ХХ века в нашей стране происходили серьезные изменения в сфере образования. В практике работы школ возникли и стали совершенствоваться различные варианты систем развивающего обучения. Возможность варьировать системы обучения появилась и в связи с развитием новых видов образовательных учреждений (лицеев, гимназий и др.). Произошедшие перемены сделали необходимым психологическое обоснование и сопровождение процесса обучения учащихся. В результате зародилась психология в образовании. С 1989 года в стране началась подготовка психологов для системы образования, в штате школ появились психологи. Первоначальный замысел, связанный с обеспечением учебного процесса в русле определенной системы психологического сопровождения, в ходе работы уточнялся, перестраивался и обогащался практическим опытом. Оказалось, что именно к практическому психологу в первую очередь адресуются запросы учителей, учащихся и родителей, связанные с самыми разнообразными проблемами, в том числе с проблемами развития, трудностями в обучении и формировании взаимоотношений.
Введение 3
1. Специальная психология — относительно молодая наука. 6
2. Специальная психология как наука 8
3. Цели и задачи специальной психологии 10
4. Проблемное поле и задачи специальной психологии 13
5. Место специальной психологии в системе научного знания 15
6. Специальная психология и другие разделы психологии 17
Заключение 20
Список использованных источников 24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.Акмуллы»
Реферат
Тема: «Актуальные
проблемы специальной психологии»
Выполнила студентка 3
курса группы 301 по
специальности
логопедия Ахметова А.З.
Проверила:
Хайртдинова Лена Фаритовна кандидат
педагогических наук, доцент
Уфа 2011 год
Содержание
Введение
1. Специальная психология — относительно молодая наука. 6
2. Специальная
психология как наука
3. Цели
и задачи специальной психологии
4. Проблемное поле
и задачи специальной психологии
5. Место специальной психологии в системе научного знания 15
6. Специальная
психология и другие разделы психологии
Заключение
Список
использованных источников
Введение
В 70–80-х годах ХХ века в нашей стране происходили
серьезные изменения в сфере образования.
В практике работы школ возникли и стали
совершенствоваться различные варианты
систем развивающего обучения. Возможность
варьировать системы обучения появилась
и в связи с развитием новых видов образовательных
учреждений (лицеев, гимназий и др.). Произошедшие
перемены сделали необходимым психологическое
обоснование и сопровождение процесса
обучения учащихся. В результате зародилась
психология в образовании. С 1989 года в
стране началась подготовка психологов
для системы образования, в штате школ
появились психологи. Первоначальный
замысел, связанный с обеспечением учебного
процесса в русле определенной системы
психологического сопровождения, в ходе
работы уточнялся, перестраивался и обогащался
практическим опытом. Оказалось, что именно
к практическому психологу в первую очередь
адресуются запросы учителей, учащихся
и родителей, связанные с самыми разнообразными
проблемами, в том числе с проблемами развития,
трудностями в обучении и формировании
взаимоотношений. В поле зрения практического
психолога стали, следовательно, попадать
в основном «трудные», неуспевающие дети,
а не дети благополучные, для которых планировалась
психологическая помощь как сопровождение
ребенка в процессе обучения согласно
определенной системе в зависимости от
варианта образовательной программы,
выбранного школой. Фокус внимания практического
психолога постепенно смещался в сторону
прогнозирования и профилактики таких
трудностей. Это требовало создания диагностического
аппарата, методов работы психолога с
учителями в направлении профилактики,
объяснения и преодоления затруднений,
возникающих у детей в процессе обучения,
разработки новых форм работы с родителями.
В то же время подобные задачи, но по отношению
к более сложному контингенту детей, которые
в научной литературе обозначаются как
«аномальные», «дефективные», решались
в русле дефектологии. В рамках психологических
исследований учеными-дефектологами,
совместно с врачами и специалистами других
смежных профессий, были выявлены особенности
развития таких детей, причины и механизмы
имеющихся у них затруднений и нарушений,
разработаны системы медико-психолого-
В создавшейся
социальной ситуации расширялась система
запросов по отношению к детям
с атипией развития от учителей,
родителей, учреждений образования, здравоохранения
и усиливалось внимание к детям
с атипией развития как со стороны
психологов, так и со стороны дефектологов.
Все это сделало широко востребованным
психологическое знание о детях
с атипией развития. Происходившие
процессы обусловили необходимость подготовки
специалистов, владеющих системой психологических
знаний о детях с атипией развития, об
их трудностях и особенностях их обучения
и жизни. В вузах начали обеспечивать такую
направленность и при подготовке практических
психологов, и при подготовке дефектологов.
В учебные планы государственных стандартов
в качестве обязательной дисциплины профессионального
образования и для психологов, и для дефектологов
была введена учебная дисциплина «Специальная
психология». Аналогичное название получила
и специализация психолога по работе с
детьми, имеющими нарушения (атипии) развития.
Эти изменения коснулись подготовки психологов
во всех высших учебных заведениях, включая
классические университеты. Педагогические
университеты и дефектологические факультеты
институтов и университетов приступили
к подготовке студентов по вышеназванной
специализации.
1.СПЕЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ — ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛОДАЯ НАУКА.
Специальная психология
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Специальная психология — это наука, занимающаяся изучением закономерностей атипичного развития, его проявлений и влияния на жизненный путь человека. Специальная психология возникла и развивалась как пограничная область знаний, имеющая широкие связи с другими науками, особенно с общей психологией, медициной, педагогикой. Она вбирает в себя достижения гуманитарных и естественных наук (философии, социологии, юриспруденции; биологии, генетики, анатомии, физиологии и др.). Как и любая наука, являющаяся самостоятельной отраслью человеческого знания, специальная психология имеет свой предмет. Это закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности, закономерности спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов.
Специальная психология изучает спонтанное и направленное формирование психических новообразований при атипичном развитии и определяет способы управления им в целях эффективной и оптимальной социализации каждого индивидуума с атипией.
Исторический взгляд на содержание науки позволяет констатировать, что специальная психология в общепринятом понимании традиционно рассматривает те отклонения, которые вмещаются в рамки сурдопсихологии, олигофренопсихологии, тифлопсихологии, логопсихологии как разделов дефектологии. Поэтому специальную психологию определяют как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском или подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы). Они проявляются в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняют его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение
Однако специальная психология не ограничивается дефектологическим ракурсом. Отдельные исследования в ее контексте посвящены изучению детей со сложными комбинированными расстройствами; с эмоционально-волевыми нарушениями и аутизмом; с двигательными нарушениями; с девиантным поведением. Некоторые авторы рассматривают в качестве направления специальной психологии и психологию детей-сирот, детей-инвалидов (Трошин О. В., 2000). В отдельных случаях к компетенции специальной психологии относят также одаренных детей. Таким образом, содержание специальной психологии как науки тесно связано с объектом ее изучения.
Изучение особенностей психического развития детей с «аномалиями» проводилось специальной психологией с момента ее зарождения в русле дефектологии. Психическое развитие других категорий детей с отклонениями (неярко выраженные нарушения, одаренность и др.) зачастую было предметом изучения детской и педагогической психологии.
Объект изучения специальной психологии — лица (дети и взрослые) с атипиями (врожденными или приобретенными отклонениями и нарушениями развития) и отношение к ним в обществе на разных этапах его существования.
Под атипией нами понимается развитие, при котором возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики.
Следует, однако, сразу же отметить, что
единое мнение в определении предмета
и объекта изучения специальной психологии
отсутствует, как нет и единообразия в
ее категориально-понятийном аппарате.
3. ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Цель специальной психологии — изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями. Логика специальной психологии такова: от описания феномена атипии к его психологической квалификации и от психологической квалификации к определению путей и средств адекватной помощи и поддержки, решающих задачи социализации людей с атипией развития. Другая важная составляющая этой парадигмы — выявление закономерностей формирования отношения общества и отдельных его членов к лицам с нарушениями развития, установление динамики взглядов общества на проблемы, связанные с «инакостью», в целях усиления толерантности к таким лицам и их полноценной адаптации.
Это путь от простого наблюдения к выявлению скрытых причин и механизмов наблюдаемых явлений, к обнаружению того, что находится за «фасадом». Это также путь выработки стратегии и тактики социальной реабилитации или адаптации для людей с атипичными формами психического развития.
Задачи специальной психологии значительно изменялись в ходе ее развития. Данные изменения были связаны с ее собственным научным пространством и приоритетными связями со смежными науками; уменьшением или увеличением контингента лиц, являющихся объектом изучения; а также взглядами общества на «инакость». В зависимости от того, какие лица рассматривались в качестве объекта специальной психологии, корректировалось содержание ее научных задач.
Информация о работе Актуальные проблемы специальной психологии