Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:32, лекция
В работе раскрывается предмет специальной психологии:цель,задачи. Проблема компенсации в психологии, типы компенсации, теории.По А.Адлеру— одного из ведущих направлений психоанализа. Теория компенсации по Л.С.Выготскому . Рассматриваются типы нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому).
Глава 6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1.Предмет специальная психология изучает аномалии человеческого развития
психология слепых (тифлопсихологию),
глухих (сурдопсихологию),
умственно отсталых (олигофренопсихологию),
детей с нарушениями речи, детей с задержками психического развития и т.д
Задачи:
выявление общих и специфических закономерностей психического развития аномального ребенка в сравнении с ребенком, развивающимся нормально;
исследование особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений;
определение закономерностей развития личности;
разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений развития;
психологическая оценка эффективности методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;
изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения;
психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.
2.Проблема компенсации в психологии
Основной смысл специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации (от лат. compensatio — уравновешивание, уравнивание).
компенсации
Два типа компенсации.
У человека наблюдаются оба типа компенсации. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития.
3.Теории компенсации
По А.Адлеру— одного из ведущих
направлений психоанализа.
А. Адлер выделяет четыре вида компенсации любого нарушения:
1. полная компенсация,
2. неполная компенсация:
3. сверхкомпенсация
Идея сверхкомпенсации ценна тем, что «оценивает положительно не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость саму по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы».
4.мнимая компенсация, или
«Самое главное: ни один ребенок не должен потерять веру в свое будущее»'.
Теория компенсации по Л.С.Выготскому .
Дефекты, например, речевого развития наблюдаются у аномальных детей всех категорий: речь может отсутствовать при глухоте, алалии, умственной отсталости, детском церебральном параличе.
Своеобразие структуры психического развития, например глухого ребенка, можно представить в следующем виде: первичный дефект — нарушение слуха, вторичное отклонение — нарушение речи, отклонение третьего порядка — своеобразное развитие всех познавательных процессов. Для преодоления первичного дефекта необходимо медицинское воздействие, вторичные отклонения поддаются корригирующим педагогическим воздействиям. Причем чем теснее обусловленность вторичного отклонения первичным дефектом, тем сложнее его коррекция.
«Надо создавать потребность в общечеловеческой речи — тогда появится и речь»
Компенсаторные возможности полностью раскрываются при условии осознания индивидом имеющегося дефекта, уровень компенсации определяется характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а также социальными условиями.
Типы нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому):
недоразвитие — ранее время поражения, незрелость мозга. Пример: умственная отсталость, психические функции недоразвиты, вынужденная недостаточность высших психических функций - мышления, речи;
Так, умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять какой-либо материал (сюжетную картину и др.).
задержанное развитие - замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, мозаичностъ поражения — наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохраненные;
поврежденное развитие — более позднее, после 2—3 лет, патологическое воздействие на мозг.
Пример — органическая деменция: расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта;
дефицитарнае развитие — тяжелые нарушения отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата; искаженное развитие. Пример - ранний детский аутизм: нарушение последовательности развития функций;
дисгармоническое развитие - диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере. Функциональная локализация нарушения - выявляется вид нарушения: общий дефект или "частный дефект". Первый обусловлен регуляторными системами, второй — недостаточностью отдельных функций. Нарушения регуляторных систем в определенной степени влияют на все аспекты психического развития, частные нарушения нередко компенсируются сохранностью регуляторных или других систем);
время поражения — определяется характер нарушения психического развития: чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление "недоразвития психических функций", чем позднее — тем более возможны повреждения с распадом структуры психических функций);
системное строение нарушения — характеризуются взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами: вторичное нарушение — основной объект психолого-педагогической коррекции аномального развития. Вначале основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, затем ведущую роль играют вторичные дефекты;
нарушения межфункциональных взаимодействий - появляются при аномалиях психического развития.
Типы взаимодействия
психических функций при
Нарушения психического развития могут быть вызваны как 1 биологическими факторами (темперамент, зачатки способностей, особенности протекания внутриутробного периода родов), так и социальными (среда, неблагоприятные условия воспитания и др.) Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие данных факторов в процессе развития.
Общие и специфические закономерности психического развития
Развитие психики детей
Общие закономерности развития психика:
Особенности развития психики:
Закономерности, общие для всех типов аномального развития:
Существуют также
Пример: при нарушениях слуха у детей компоненты психики развиваются в иных пропорциях, чем у слышащих сверстников.
Выполнила: Лещева О.А.
Группа: М-2111
Информация о работе Психологические основы специальной педагогики