Психологические основы специальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:32, лекция

Краткое описание

В работе раскрывается предмет специальной психологии:цель,задачи. Проблема компенсации в психологии, типы компенсации, теории.По А.Адлеру— одного из ведущих направлений психоанализа. Теория компенсации по Л.С.Выготскому . Рассматриваются типы нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому).

Файлы: 1 файл

психологические аспекты.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

  Глава  6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ    ПЕДАГОГИКИ

 

 1.Предмет специальная психология                 изучает аномалии человеческого развития


                                                               подразделяется


психология слепых (тифлопсихологию),


глухих (сурдопсихологию),

умственно отсталых (олигофренопсихологию),

детей с нарушениями  речи, детей с задержками психического развития и т.д

Задачи:

выявление общих и  специфических закономерностей  психического развития аномального ребенка в сравнении с ребенком, развивающимся нормально;

исследование особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений;

определение закономерностей  развития личности;

разработка диагностических  методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений развития;

психологическая оценка эффективности методов обучения детей с недостатками развития в  разных условиях;

изучение психологических  проблем интеграции и интегрированного обучения;

психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.

 

2.Проблема  компенсации в психологии

        Основной смысл специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации (от лат. compensatio — уравновешивание, уравнивание).

компенсации


Два типа компенсации.


У человека наблюдаются оба типа компенсации. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития.

 

3.Теории компенсации

 

По А.Адлеру— одного из ведущих направлений психоанализа.                                                                                   

  • компенсация — повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некоторый недостаток, реальный или мнимый;
  • формирование личности происходит в основном в первые 5 лет жизни ребенка;
  • человек — биологически не приспособленное существо с изначальным ощущением неполноценности, которое усиливается при наличии физического или сенсорного дефекта, являющегося стимулом к сверхкомпенсации;
  • основной психологический закон превращения органической неполноценности: через субъективное чувство малоценности — в стремлении к компенсации и сверхкомпенсации, представляющих собой механизмы и средства нейтрализации и преодоления комплекса неполноценности.

 

А. Адлер выделяет четыре вида компенсации любого нарушения:

 

1. полная компенсация,

2. неполная компенсация:


 

 

 

 

3. сверхкомпенсация 

 


 

 

 

 

Идея сверхкомпенсации ценна тем, что «оценивает положительно не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость саму по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы».

 

4.мнимая компенсация, или уход  в болезнь. 


 

«Самое главное: ни один ребенок не должен потерять веру в свое будущее»'.

 

Теория компенсации  по Л.С.Выготскому .

  • компенсация — синтез биологического и социального факторов;
  • включение аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность, создание активных и действенных форм детского опыта;
  • психическое развитие ребенка движимо деятельностью, которая возникает в ответ на появление потребностей. Из них одна из первых и важнейших — потребность в общении со взрослыми. Реализуя ее, младенец вступает в эмоциональное, затем и практическое общение с окружающими.
  • понятие структуры дефекта: первичное нарушение влечет за 1 собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка; многие вторичные отклонения при разной первичной причине проявляются в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, носят, как правило, системный характер и меняют всю структуру психического развития ребенка;

Дефекты, например, речевого развития наблюдаются у аномальных детей всех категорий: речь может отсутствовать при глухоте, алалии, умственной отсталости, детском церебральном параличе.

Своеобразие структуры психического развития, например глухого ребенка, можно представить в следующем виде: первичный дефект — нарушение слуха, вторичное отклонение — нарушение речи, отклонение третьего порядка — своеобразное развитие всех познавательных процессов. Для преодоления первичного дефекта необходимо медицинское воздействие, вторичные отклонения поддаются корригирующим педагогическим воздействиям. Причем чем теснее обусловленность вторичного отклонения первичным дефектом, тем сложнее его коррекция.

  • положение о связи общих задач воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, и их взаимозависимости;

            «Надо создавать потребность в общечеловеческой речи — тогда появится и    речь»

  • включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества; "частные дефекты не делают еще носителя их дефективным";

Компенсаторные возможности полностью раскрываются при условии осознания индивидом имеющегося дефекта, уровень компенсации определяется характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а также социальными условиями.

 

Типы нарушений  психического развития (по В.В. Лебединскому):

недоразвитие — ранее время поражения, незрелость мозга. Пример: умственная отсталость, психические функции недоразвиты, вынужденная недостаточность высших психических функций - мышления, речи;

Так, умственно  отсталым детям требуется значительно  больше времени, чтобы воспринять какой-либо материал (сюжетную картину и др.).

задержанное развитие - замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, мозаичностъ поражения — наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохраненные;

поврежденное  развитие — более позднее, после 2—3 лет, патологическое воздействие на мозг.

 Пример — органическая деменция: расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта;

дефицитарнае  развитие — тяжелые нарушения отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата; искаженное развитие. Пример - ранний детский аутизм: нарушение последовательности развития функций;

дисгармоническое  развитие - диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере. Функциональная локализация нарушения - выявляется вид нарушения: общий дефект или "частный дефект". Первый обусловлен регуляторными системами, второй — недостаточностью отдельных функций.    Нарушения регуляторных систем в определенной степени влияют на все аспекты психического развития, частные нарушения нередко компенсируются сохранностью регуляторных или других систем);

время поражения — определяется характер нарушения психического развития: чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление "недоразвития психических функций", чем позднее — тем более возможны повреждения с распадом структуры психических функций);

системное строение нарушения — характеризуются взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами: вторичное нарушение — основной объект психолого-педагогической коррекции аномального развития. Вначале основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, затем ведущую роль играют вторичные дефекты;

нарушения межфункциональных  взаимодействий - появляются при аномалиях психического развития.

 

Типы взаимодействия психических функций при нормальном развитии:

  • временная независимость функций — характерна для ранних этапов онтогенеза;
  • ассоциативные связи - чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости;
  • иерархический тип — обладает пластичностью и устойчивостью, которые позволяют произвести компенсаторную перестройку
  • психической функции.

Нарушения психического развития могут быть вызваны как 1 биологическими факторами (темперамент, зачатки способностей, особенности протекания внутриутробного периода родов), так и социальными (среда, неблагоприятные условия воспитания и др.) Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие данных факторов в процессе развития.

 

Общие и специфические  закономерности психического развития

        Развитие психики детей подчиняется  тем же основным закономерностям,  которые обнаруживаются в развитии  нормального ребенка (вывод, сделанный  Л.С. Выготским). Психическое развитие  — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Общие закономерности развития психика:

  • цикличность психического развития (сложная организация во времени); свой ритм, который меняется в разные периоды жизни ребенка, и свое содержание, которое обусловлено особенностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания.
  • неравномерность психического развития (обусловлена активным созреванием мозга в определенные периоды, а также тем, что отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных); Каждый возрастной период характеризуется повышенной чувствительностью к различного рода влияниям окружающей действительности (такие периоды называют сензитивными); на каждом из них происходит перестройка связей психических функций, а развитие той или иной функции зависит от того, в какую тему межфункциональных связей она вовлечена,
  • •пластичность нервной системы (на этом основана способность к компенсации);
  • соотношение биологических и социальных факторов.

Особенности развития психики:

  • необратимость изменений;
  • их направленность;
  • закономерный характер.

Закономерности, общие для всех типов аномального  развития:

  • снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
  • трудность словесного опосредствованно;
  • замедление процесса формирования понятий.

Существуют также специфические  закономерности, характерные для  всех нарушений физического или  сенсорного развития. Пример: при умственной отсталости, общем недоразвитии и задержке психического развития наблюдается ретардация — незавершенность формирования психических функций данного периода. Наблюдаются закономерности, характерные только для конкретного вида нарушения.

Пример: при  нарушениях слуха у детей компоненты психики развиваются в иных пропорциях, чем у слышащих сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Лещева О.А.

Группа: М-2111


Информация о работе Психологические основы специальной педагогики