Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:27, курсовая работа
Целью данной работы является выявление основных проблем духовности в психологии.
Основными задачами являются:
1) Попытка ответить на вопрос, что такое духовность.
2) Проведение теоретического и методологического анализа, в чем основные проблемы духовности в связи с психологией и как подходят к ее изучению в различных направлениях современной отечественной и зарубежной психологии
Введение
Интерес к проблеме духовности особенно вырос в последнее время. Этот термин широко употребляется для обозначения различных процессов, происходящих в обществе, культуре и с самим человеком. Но более или менее единого определения духовности в настоящее время не существует, оно остается расплывчатым, неясным и многогранным.
Ни одна психологическая проблема не получала столь широкого и всестороннего внимания, как духовность и ни в одной проблеме нет стольких «белых пятен» как в проблеме духовности.
Почему же категория духовности приобрела в последнее время столь большое значение?
По мнению И.М. Ильичевой, во-первых, психологическое сообщество наконец-то осознало, что духовность - это истинный предмет психологии. Долгое время, изучая психические процессы, свойства и функции психологи ушли от исследования духовности, которая составляет сущность бытия.
Во-вторых, понять феномен человека только с позиции психического, как функции мозга невозможно. Психология все чаще начинает обращаться к описанию целостного феномена человека.
В-третьих, понимание того, что экономическое процветание и технический прогресс без развития духовных сил человека не принесут ему подлинного счастья и ощущения радости жизни.
В-четвертых, необходимость осмыслить феномен духовности в соответствии с современными тенденциями психологии, стремящейся к переосмыслению своего исторического опыта, к преодолению фрагментарности знаний по отдельным проблемам, в том числе по проблемам души, духа и духовности.
В-пятых, необходимость интеграции в рамках фундаментальной психологической теории колоссального объема материалов по психологии духовности.
В-шестых, психология, как и вся наука в целом, убедилась в неисчерпаемых возможностях человека, в его способности выходить за рамки индивидуальной судьбы и преодолевать ограничение физических возможностей силой собственной души.
В-седьмых, теперь уже ясно видно, что будущее психологии - в ее интеграции с другими науками, а значит, эта усиливающаяся связь позволит по-новому взглянуть на традиционные психологические проблемы.
Перечень причин можно было бы продолжить и дальше, но хочется подчеркнуть главную идею, которая выступает связующей нитью между всеми поколениями психологов, так или иначе обратившихся к проблеме духовности, - человек всегда является причиной самого себя. Это означает, что он всегда занят поисками себя и познанием себя, реализацией своих сил, актуализацией возможностей, сознательным созиданием и взращиванием своей индивидуальности. В этом его духовность, как качество присущее только человеку, стремящемуся к познанию и истине [13.4].
Целью данной работы является выявление основных проблем духовности в психологии.
Основными задачами являются:
Предметом исследования являются проблемы духовности в психологии. В качестве объекта исследования выступает феномен духовности. Основными методами является теоретический анализ и обобщение исследуемого материала.
Глава I. Сущность духовности в психологии и ее основные задачи
В настоящее время в понимании духовности наблюдается смешение различных подходов, начиная с житейского и заканчивая самыми сложными, имеющими вид строгих научных форм. В различных толковых словарях значения термина «духовность» не совпадают, а сферах духовной жизни общества (науке, культуре и религии) в понимание духовности вкладывается различное содержание.
Так, например, в словаре русского языка (Институт языкознания) духовность - это прилагательное от слова «дух». Одно из его определений - это психические способности, сознание, мышление. Кроме того, дух - это и внутреннее состояние, моральная сила человека или коллектива. Слово «дух» может обозначать и основное направление, характерные свойства, сущность чего-либо (например, проникнуться духом народа, воинственный дух, дух противоречия). И наконец, слово «дух« выступает как обозначение бесплотного, сверхъестественного, злого или доброго существа принимающего участие в жизни природы или человека.
Множество значений слова «дух» породило и множество значений прилагательного «духовный». В словаре русского языка «духовный» означает «связанный с внутренним, нравственным миром человека». «Духовность» же трактуется, как «интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности» [13.7].
Проникновение в психологию
сведений из различных
Специфичность духовности как явления, одновременно объективной и субъективной реальности, часто порождает противоречие и крайности в понимании её подлинной сущности. У многих психологов, в том числе и российских, не вызывает сомнения тот факт, что духовная жизнь человека тесно связана с практической материальной стороной, а роль и место духовного в его реальной жизнедеятельности определяются условиями его воспитания и обучения, а также собственной активностью человека. Для психологии актуальным является и вопрос о том, как усвоение социального и духовного наследия способствует саморазвитию, «овладению» приемами духотворчества и духопознания (В.И. Слободчиков, В.Н. Панферов). Человек духовен, но ему предстоит еще стать духовным, отмечал В.П. Зинченко[12].
Духовность является той потенциальной сущностью человека, которая обеспечивает ему полноценное развитие и саморазвитие, усвоение социального опыта с целью преобразования собственной природы. Выступая как сущность человека, духовность, одновременно, является целью и результатом становления человека. Такое двойственное бытие духовности, как сущности, и как результат «вочеловечивания» индивида является еще одной причиной, порождающей проблему в понимании природы духовности.
Особую важность имеет всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека с помощью собственных усилий. В настоящее время наблюдается снижением веры в науку и прогресс человечества, обращение к черной магии, оккультизму и различным псевдонаучным теориям, неверие человека в свои силы, утратой философских традиций в осмыслении жизни и сущности человеческого бытия, росте агрессивности и снижения ценности человеческой жизни и т.п. В этих условиях особенно важным является адекватное понимание духовности, так как сам термин начинает приобретать статус модного, и, по словам В.А. Пономаренко, «применяется так же теми, кто несет бездуховность, душевный разлад, нарушение гармоничности в человеческую суть» [22.809]. Поэтому одной из главных задач современной психологии заключается не только в разработке проблемы духовности в теоретическом аспекте, но и в психологическом обеспечении и сопровождении духовного развития человека, в обучении его противостоять перед лицом всех перемен, пессимизму и неблагоприятным прогнозам относительно будущего всей планеты и человечества и осмыслить жизнь во всех ее сторонах. Обращение к духовной силе человека, как главному двигателю его жизни, главной ценности, позволяющей полно и всесторонне насладиться радостью Бытия и реализовать свое главное предназначение, является важной и основной проблемой психологии. Помочь людям в обретении смысла жизни, заполнить «экзистенциальный вакуум», помочь пережить испытание свободой, увлеченность критикой всего - такова одна из задач современной психологии [12].
Глава II. Исследование духовности в современной отечественной психологи
Как уже было сказано выше, духовность с трудом поддается однозначному определению, а ее смысл толкуется и понимается весьма многообразно. По словам Е.П. Варламовой, она чаще всего соотносится с глубинной структурой человеческой субъективности и отношения человека к миру и самому себе. Ее так же рассматривают как одну из важнейших черт мировоззренческих установок субъекта. Безусловным же является то, что духовность относится к высшим проявлениям человеческого духа, высшим уровням психики человека и специфически человеческим в человеке [8].
В отечественной психологии проблема духовности получила освещение в работах классиков психологии – Л.С. Выгодского, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе. В современной психологии она является предметом рассмотрения в исследованиях К.А. Абульханова-Славской, А.В. Брушлинского, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюка, М.И. Воловиковой, В.В. Знакова, В.П. Зинченко, В.Д. Шадрикова, П.Е. Симонова, Ю.П. Ершова, Е.П. Варламовой, Л.И. Анциферовой, Н.В. Марьясовой, В.А. Петровского, В.Н. Панферова, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, С.К. Бондыревой, С.Д. Колесова, И.М. Ильичевой, В.Н. Колесникова и мн. др.
За последнее десятилетие
предпринимаются различные
Феномен духовности с религиозной точки зрения активно рассматривает в своих исследованиях христианская психология, основателем которой выступает Б.С. Братусь. Религиозное направление имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение, Бог есть дух. А жизнь духовная – это жизнь с Богом и в Боге [11.113].
В своих работах Б.С. Братусь представляет ценностно-смысловую концепцию личности, согласно которой сущность человека определяется через его отношение к другому человеку как к самоценности, к существу, олицетворяющему собой бесконечные потенции человеческого рода. Согласно ему, духовность, относится к родовым определениям человеческого способа жизни и выступает во всем своем богатстве и многообразии в качестве субъективного бытия и особого рода реальностью. Духовное начало человека связано с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. В психологическом плане духовность характеризуется понятиями разума и мышления, миром человеческих идей и созерцаний, такими эмоционально-волевыми свойствами и состояниями, как доброта, любовь, раскаяние, смирение. С общественной точки зрения она представляет собой идеальный комплекс норм, которые выступают по отношению к субъекту и обществу не как данность, а как заданность и непреложный императив.
Определяя роль духовности в развитии личности, Б.С. Братусь указывает, что она придает смысл жизни человека. В ней он черпает ответы на волнующие его экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает человеку, что является для него главным и наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит жить. Духовность субъекта или «индивидуальный дух» представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры: переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического императива», усвоение высших ценностей родового бытия человека, как своих собственных [6].
Исследуя духовность личности, Н.В. Марьясова опирается на идеи С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, у них смысл жизни рассматривается как базовая мотивационная тенденция, направленная на осознание сущности собственной личности и её места в жизни, её жизненного предназначения. Смысл жизни является важнейшим двигателем развития личности. На основе смысла жизни личность избирает и формирует свой жизненный путь, планы, цели, стремления в соответствии с теми или иными принципами. Динамические смысловые системы испытуемых отражают устойчивую иерархию отношений человека с миром и проецируются в сознание в форме образа Я, в форме структур мировоззрения, что и позволяет выявить структуру мировоззрения духовной личности, представленную специфической системой смыслов.
На основе этого ею была сформулирована гипотеза, согласно которой психологическое исследование духовности возможно через анализ системы отношений человека к миру, с миром и к себе в мире (мироотношение, мировоззрение). По мнению Н.В. Марьясовой феномен духовной личности может быть исследован, как способность субъекта создавать осмысленный текст своего бытия (Образ Мира). Для духовной личности характерна ориентация на высшие ценности, которые складываются в устойчивую систему и определяют особый тип мироотношения человека [18].
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, – пишут исследователи, – мы имеем в виду, прежде всего, нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, добра и красоты… Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» [25.334-335].