Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:25, курсовая работа
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации,
обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем
мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта
как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем
информативного содержания, адекватного цели действия, формирование
чувственного образа.
Введение
Глава 1. Общая характеристика восприятия
1.1. Понятие восприятия
1.2. Свойства восприятия
1.3. Физиологические основы восприятия
Глава 2. Проблема восприятия в когнитологии
2.1 Общая модель восприятия.
2.2 Структура модели восприятия.
Глава 3. Особенности отдельных видов восприятия
3.1. Восприятие пространства
3.2. Восприятие времени
3.3.Восприятие движения
3.4. Осмысленность восприятия. Узнавание
Глава 4. Развитие восприятия
4.1. Индивидуальные особенности восприятия
4.2. Развитие восприятия у детей
Заключение. Значение исследований когнитивной психологии
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика восприятия
1.1. Понятие восприятия
1.2. Свойства восприятия
1.3. Физиологические основы восприятия
Глава 2. Проблема восприятия в когнитологии
2.1 Общая модель восприятия.
2.2 Структура модели восприятия.
Глава 3. Особенности отдельных видов восприятия
3.1. Восприятие пространства
3.2. Восприятие времени
3.3.Восприятие движения
3.4. Осмысленность восприятия. Узнавание
Глава 4. Развитие восприятия
4.1. Индивидуальные особенности восприятия
4.2. Развитие восприятия у детей
Заключение. Значение исследований когнитивной психологии
Список литературы
План:
Вступление. Когнитивная психология. Краткая история развития.
Моделирование
когнитивных процессов в
Типы познавательных процессов.
Цель когнитивного моделирования.
Функциональная
схема познавательного
Проблема восприятия в когнитологии.
3.1 Общая модель восприятия.
3.2 Структура модели восприятия.
3.3 Проблема визуального кода в работах психологов.
3.4 Механизм и
закономерности процесса
4. Заключение. Значение
исследований когнитивной
5.Библиография.
Восприятие.
Определение.
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации,
обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем
мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта
как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем
информативного содержания, адекватного цели действия, формирование
чувственного образа.
Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный
(связанный с
речью) синтез разнообразных
предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или
явления и складывается в ходе активного их отражения.
Сущность процесса.
Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает
взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.
Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и
реагировании на раздражители.
Классификация.
Свойства восприятия:
Предметность
– способность человека
набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга
предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
Целостность – восприятие выражается в том, что образ
воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми
элементами.
Константность – определяется, как способность воспринимать
предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других
параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.
Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем
словом – понятием, относим к определенному классу.
В зависимости от активности
работы анализатора:
Анализаторы: Тип восприятия:
Зрительный Зрительное
Слуховой Слуховое
Мышечный кожный Осязательное
Развитие процесса.
Развитие восприятия
обуславливается
расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением,
мышлением, вниманием,
чувствами и волей.
1. Вступление. Когнитивная
психология. Краткая история.
В последние
годы неуклонно растет интерес к
изучению познавательных процессов. До
начала 50-х годов вопросы, относящиеся
к теории познания, рассматривались
в трудах по философии и логике.
В начале 50-х исследованием механизмов
познания стали интенсив-но заниматься
специалисты в области психологии. Первые
исследования были посвящены изучению
механизмов восприятия.
В настоящее
время изучаются более сложные
когнитивные механизмы, такие как:
механизм принятия решений, обучения,
память и т. д.
Термин «познание»
стал употребляться не только для
обозначения процесса формирования
научного знания, но и для обозначения
психологического процесса формирования
житейских представлений.
Естественный
подход к исследованию феномена познания,
базирующийся на данных психологических
и нейрофизиологических исследований
механизмов познания, получил название
когнитология.
В настоящее
время когнитология становится важным
объектом исследования, необходимым для
решения одной из стратегических задач
цивилизации, целью которой является разработка
методов сознательного управления личностью
и создания роботов гуманоидов.
2. Моделирование
когнитивных процессов в
Современные исследования познавательных функций доказывают, что познание может быть познано, т. е. объект исследования может быть изучен средствами этого же объекта. Инструментом исследования могут выступать:
способность к чувственному восприятию
интроспекция
психической и интеллектуальной
жизни субъекта
Выделяется 2 методологических
подхода к изучению когнитивных
процессов: феноменологический и нейрофизиологический.
Феноменологический
подход описывает наблюдаемые
Нейрофизиологический
подход объясняет процесс познания
исходя из действия физиологических
механизмов.
Типы познавательных
процессов.
Базовой основой
когнитивных исследований является
то, что перед индивидуумом есть
две реальности: ментальная и «настоящая»
(объективная). « Настоящая» реальность
дана человеку через органы чувств.
Она не меняется в результате познавательного
процесса.
Ментальная модель
конструируется индивидуумом в процессе
познания и дана ему от рождения
как продукт эволюционного
Традиционно в
психологии признается два типа когнитивных
процессов: явный и автоматический
(скрытый, подсознательный). Они взаимообусловлены.
Явные механизмы
познания доступны для наблюдения с
помощью интроспекции, т. е. осознаются
индивидуумом. Важной особенностью явного
механизма является целенаправленный
характер его деятельности, регулируемый
волевым усилием. При помощи явных
механизмов решается осознаваемая задача.
Скрытые процессы
изучаются с помощью
Цель когнитивного
моделирования.
Цель когнитивного
моделирования – построить
2.3 Функциональная
схема познавательного
Для спецификации
познавательного процесса как информационного
процесса используются функциональные
схемы. Блоки – схемы строятся
из функциональных блоков, связанных
между собой информационными
потоками. Грубая функциональная схема
познавательного процесса описывает
познавательную деятельность как процесс
взаимодействия функциональных блоков.
В схему включены как автоматические
действующие когнитивные
Схема состоит из функциональных блоков:
область рецепторов – первичный анализ информации
системы восприятия: зрительная, слуховая, кожно – кинестетическая, вкусовая, обонятельная. Они обеспечивают многоуровневую работу информации и сложные рефлекторные процессы.
память рассматривается
как сложно устроенное хранилище
знаний и сенсорной информации. Важнейший
вопрос, который пытаются решить исследователи
памяти – это исследование механизма
представления знаний в памяти и
функций, выполняемых памятью в
различных когнитивных
репрезентации,
где осуществляется синтез восприятия,
концептуального знания и образного
кода. Репрезентация строится в процессе
формирования поведения «здесь»
и «сейчас». Они строятся автоматически,
бессознательно. В процессе построения
используются фреймы содержащихся в
памяти или систем знаний. Конструирование
репрезентации, основанной на фрейме,
состоит из поиска подходящей репрезентации
и модернизации ее согласно воспринятой
информации. Способность генерировать
репрезентации является врожденной
и может усовершенствоваться
в процессе жизни.
Когнитивные исследования
изучают реальные психические механизмы
рассуждений. В когнитивных исследованиях
различают два типа выводов: нормативный
и эвристический.
Под нормативным
выводом понимают вывод, при котором
испытуемый может обосновать выбор
модели релевантной исходной информации
и обосновать каждый шаг рассуждения.
Эвристический
вывод – это рассуждения, которые
могут не иметь строгого обоснования,
но следуя им индивидуум часто добивается
успеха в своей деятельности.
Проблема восприятия
в когнитилогии.
Исследования
по когнитологии изучают процессы восприятия.
Восприятие исследуется инструментальными
методами, как природный феномен, а интроспекции
отводится роль эвристического приема.
В последнее
время важным приемом когнитивного
исследования становится компьютерное
моделирование. Например, Голдстоун рассматривал
возможность моделирования нейронными
сетями способности человека к классификации.
Был сделан вывод о том, что нейронные
сети не в полной мере моделируют процессы
классификации человека.
Общей тенденции
современных исследований соответствует
инженерный подход, цель которого увязать
ряд известных моделей
-формирование
кода (образа) воспринимаемого объекта
-сопоставление
информации, полученной от органов
чувств, с кодами
-формирование
репрезентации, в которой
Все эти функции
обладают высокой степенью автоматичности,
не зависят от волевого посыла и
не поддаются интроспективным
Информация о работе Проблема восприятия в когнитивной психологии