Проблема восприятия в когнитивной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации,
обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем
мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта
как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем
информативного содержания, адекватного цели действия, формирование
чувственного образа.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общая характеристика восприятия
1.1. Понятие восприятия
1.2. Свойства восприятия
1.3. Физиологические основы восприятия
Глава 2. Проблема восприятия в когнитологии
2.1 Общая модель восприятия.
2.2 Структура модели восприятия.
Глава 3. Особенности отдельных видов восприятия
3.1. Восприятие пространства
3.2. Восприятие времени
3.3.Восприятие движения
3.4. Осмысленность восприятия. Узнавание
Глава 4. Развитие восприятия
4.1. Индивидуальные особенности восприятия
4.2. Развитие восприятия у детей
Заключение. Значение исследований когнитивной психологии
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 76.47 Кб (Скачать)

Поскольку структуры  представления знаний в памяти и  сознании человека соотносятся с  ролью личного знания о реальных или воображаемых ситуациях, постольку  он строит дальнейшие свои действия и  поступки, исходя из известной ситуации. Например, модель «поиска работы»  складывается из некоторых когнитивных  ситуационных моделей и дискурсов. У клиента и у специалиста эта модель строится определенным образом. Строя взаимодействие с клиентом, специалист ставит перед собой задачу оказания помощи клиенту в его самоусилении. А клиент, в свою очередь, ожидает поддержки психологической и правовой. Эта стратегическая цель поиска работы разбивается на некоторые тактические задачи, которые и являются когнитивными ситуационными моделями. Это предположение относительно: а) улучшения понимания складывающейся проблемы, своего нынешнего положения, самого себя, быть может, и своего окружения; б) изменения эмоционального состояния, то есть понимания необходимости выхода из состояния подавленности, фрустрации, напряжения; в) способности принять решение по поводу изменения внутреннего и внешнего состояния, выражающегося в другой профессии, переквалификации, переобучении и т. д.; г) поиска и изучения альтернатив; д) обучения умению выгодно себя представить, найти в себе различные достоинства, необходимые работодателю, написать (составить) резюме и т. д.; е) изучения информации о вакансиях; ж) признания ценности своего потенциала, своей профессии и т. д. Исполнение этих тактических ходов осуществляется в процессе взаимодействия специалиста и клиента. Главным во взаимодействии является формирование у клиента активной позиции даже при невозможности сейчас реально изменить ситуацию. Цель — найти работу — позволяет направить понимание и осознавание клиента в сторону принятия ответственности за свои желания и цели собственного поведения. 

Модель «Социальное  сиротство» или «ребенок, оставшийся без попечения родителей» включает в себя огромное количество когнитивных  ситуационных моделей и дискурсов, с помощью которых осмысливаются, анализируются и ставятся стратегические цели и задачи специалистами по социальной работе по преодолению этой проблемы. 

Когнитивная ситуационная модель «ребенок, бродяжничающий и  просящий милостыню» представляет собой  некую конструкцию, где интерпретируется положение семьи этого ребенка, то есть откуда, из какой социальной группы этот ребенок, есть ли у него родители, вид занятий этих родителей, изучение ближайшего окружения ребенка, его братьев и сестер, друзей, изучение его личностных качеств, постановка социального диагноза и т. д. Интерпретация  данной когнитивной модели может рассматриваться как абстрактная реконструкция мира, в котором сейчас находится этот ребенок. Помимо интерпретативной функции, данная модель обладает и моделирующей структурой, задающей (по Т. ван Дейку) множество индивидуальных объектов. Некоторый объект, например «постоянно пьяный», может быть проинтерпретирован как подмножество этих объектов, то есть как большое количество постоянно злоупотребляющих алкоголем людей — родителей социальных сирот, не выполняющих свои родительские обязанности. Располагая этой элементарной картиной мира, специалист по социальной работе планирует предстоящие действия, в чем существенную роль играют когнитивные модели. «Модель репрезентирует положение дел, и соответственно, ее структура не произвольна, а играет роль непосредственного воспроизведения или аналогии. Ее структура отражает существенные аспекты соответствующей ситуации реального мира»[11], Джонсон-Лэйрд подчеркивает, что модель не только базируется на информации, содержащейся в пропозициональной репрезентации, но включает и общее знание[12]. Общее знание о ситуации с детьми — социальными сиротами является для специалистов социальным коммуникативным контекстом, в котором они должны хорошо разбираться с профессиональной точки зрения. Взаимодействие специалистов по социальной работе с различными представителями управленческих структур (органы опеки и попечительства, подразделения социальной защиты, департаментов социальной защиты, отделов по делам семьи и детства различных административных уровней и т. д.), работниками специальных реабилитационных учреждений, с активистами общественных и гражданских движений, занимающихся проблемами социальных сирот, строится на знании всего социального контекста, связанного с положением детей, оставшихся без попечения родителей в данном регионе (городе, районе, поселке). Без ясной картины складывающейся ситуации данного явления невозможно строить планы (проекты по борьбе с этим социальным феноменом). Действия специалиста по социальной работе начинаются с первого уровня (то есть интеракционного изучения личности ребенка) и продолжаются на уровне втором — изучения и анализа организационных сторон — то есть анализ ресурсов, степень трудности ситуации, в которой оказался человек и пути решения этой группы вопросов; и разрешаются на третьем, структурном уровне, где интерпретируются феномены и факты социального сиротства, его социально-экономические, социально-психологические, региональные, этические факторы. Данная картина социального сиротства с социального, социологического анализа переходит на уровень анализа когнитивной модели, которая может быть проинтерпретирована и осмыслена специалистом по социальной работе. Методологически и методически ценным с точки зрения совершенствования технологий социальной работы представляется данный когнитивный подход. Поскольку когнитивная модель помимо интерпретативной функции обладает функцией моделирования (или проектирования) — в нашем случае, — анализ состояния социального сиротства в городе (районе, области) позволит строить социальные проекты наиболее адекватно, взвешенно, экономно, а также с использованием имеющихся ресурсов как личностных, так и общественных и государственных. 

Таким образом, можем подвести некоторый итог сказанному. Используемый когнитивный подход при  анализе и понимании социальных проблем субъекта и объекта социальной работы, позволяет более полно  описать и интерпретировать социальные ситуации клиентов/объектов социальной работы, что позволит эффективно и  адекватно решать их проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблема восприятия в когнитивной психологии