Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:25, курсовая работа
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации,
обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем
мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта
как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем
информативного содержания, адекватного цели действия, формирование
чувственного образа.
Введение
Глава 1. Общая характеристика восприятия
1.1. Понятие восприятия
1.2. Свойства восприятия
1.3. Физиологические основы восприятия
Глава 2. Проблема восприятия в когнитологии
2.1 Общая модель восприятия.
2.2 Структура модели восприятия.
Глава 3. Особенности отдельных видов восприятия
3.1. Восприятие пространства
3.2. Восприятие времени
3.3.Восприятие движения
3.4. Осмысленность восприятия. Узнавание
Глава 4. Развитие восприятия
4.1. Индивидуальные особенности восприятия
4.2. Развитие восприятия у детей
Заключение. Значение исследований когнитивной психологии
Список литературы
3.1. Общая модель
восприятия.
Сейчас доказано,
что восприятие человека обладает творческой
силой, действия которой подчиняются
определенным объективным законам.
Система восприятия
делится на подсистемы: зрительную,
обонятельную, слуховую, кожно – кинестетическую
и вкусовую. Они представляют собой адаптивные
системы, способные к обучению и предвосхищению
ситуаций. Цель этих систем – обеспечить
высокую точность и скорость восприятия.
Общая модель восприятия
такова:
1. рецепторы
осуществляют первичное
2. далее, информация
по нервным волокнам поступает
в отделы мозга, расположенные
в задней части большого
Процесс управляется
врожденными и приобретенными навыками,
а так же при помощи внимания,
которое в свою очередь зависит
от решаемых индивидуумом задач и
его волевых усилий. Изучая врожденные
и приобретенные навыки, можно
реконструировать алгоритм их работы.
3.2. Структура
модели восприятия.
Перцептивный опыт
субъекта формируется в процессе перцептивной
деятельности. Зинченко выделил следующие
типы перцептивных действий:
1. обнаружение
адекватных задач
2. обследование
выделенных признаков
В результате перцептивного
действия формируются различные когнитивные
структуры.
3.3. Проблемы
визуального кода в работах
психологов.
В когнитивной
психологии сформулировано большое
количество гипотез относительно автоматически
сформированных в процессе восприятия
когнитивных структур.
Внимательного
рассмотрения требует гипотеза о
том, что образные схемы связаны
с визуальными кодами. В кодах
информация представлена в сжатом и
обобщенном виде. Механизмы формирования
кода выработаны в процессе эволюции
и зависят от биологического вида
воспринимающего и его
Для понимания
визуального кода психологи различают
код части объекта и общий
код объекта.
Код части объекта
возникает, если это часть стимула:
1. важна для решения
задачи
2. обладает некоторой
независимостью от других
3. встречается
достаточно часто при тренинге
на подобных стимулах. Код части
не может существовать
Общий код объекта
– это композиция двух частей. Общие
коды представляют собой систему
кодов. Они имеют структуру и
могут включать в себя новые коды.
Предполагается,
что в памяти сохраняются визуальные
коды (образы) «реальных» объектов и
коды (когнитивные карты) сложно устроенных
сцен физического мира.
Визуальный код
объекта содержит информацию о его
геометрических характеристиках, его
качестве, детализированную информацию
возможных действий над ним.
Предложено две
модели возникновения кодов: это
модель экземпляров и модель реализаций.
В модели реализаций каждая экспозиция
стимула вызывает соответствующую
внутреннюю трассировку. Адекватность
модели реализации подтверждается экспериментальными
результатами.
Статистически
достоверной является следующая
закономерность: чем больше было предложено
тренировочных стимулов, тем точнее
и быстрее будет опознание, т.
е. тем качественней будет построенный
код.
Механизм и
закономерности процесса восприятия.
Существуют принципы
функционирования восприятия при решении
следующих задач:
- выделение объекта
из фона
- формирование
кода объекта
- установление
тождества и различий объектов
- классификация
объектов по категориям
- формирование
когнитивной схемы для
- формирование
репрезентации
Восприятие можно
представить как процесс, который
работает по двум противоположным стратегиям:
декомпозиции и интеграции. Обе стратегии
используются в процессе визуального
кода объектов или сцен (системы
объектов, расположенных в пространстве).
Выбор стратегии определяется как
волевым посылом индивидуума, так
и природой стимульного материала.
Знания – как вербального характера, так
и моторные навыки – влияют на процесс
восприятия.
Точность и
быстрота восприятия всех типов стимулов
совершенствуется в результате тренировок.
Это объясняется тем, что при
многократном повторении стимула формируется
и запоминается его обобщенный код,
что делает процесс распознавания
более эффективным.
В процессе восприятия
часто используется операция установления
подобия. Объекты сравниваются путем
сравнения частей объектов. Этот метод
называется структурным сравниванием.
В проблеме фона
и объекта, деление на значимое и
незначимое объект представляется как
сосредоточение внимания «здесь» и
«сейчас», а фон – это контекст
ситуации. Деление на фон и объект относительно
и динамично, т. е. фон «здесь» и «сейчас»
может стать объектом где – нибудь и когда
– нибудь.
Исследования
психологов доказывают существование
врожденных принципов разложения чувственного
восприятия на объекты, приобретаемых
в течение жизни критериев а так
же присутствие элементов обучения.
Важный момент,
на который указывает современная
психология – это тесная связь
восприятия с навыками субъекта (представить
целое, как совокупность частей).
Тип восприятия,
направленный на разложение стимула
на систему подстимулов, обладающих
определенной самостоятельностью, называется
декомпозиция. Декомпозиция происходит
автоматически, независимо от нашего сознания.
Способности к дифференциации повышаются
с возрастом т. е. с накоплением опыта.
Интеграция объединяет
части в целое. При помощи интеграции
достигается единство многообразия.
Основные закономерности
процесса интеграции:
- способность
к объединению вырабатывается
с опытом
- части объединяются
в целое, если они часто
- стимулы, представляющие
собой расположенные в
Для точного
распознания объекта необходимо
перцептивные действия. Была разработана
модель перцептивного цикла. Алгоритм
его работы заключается в следующем:
- инициализируется
определенное множество
- эти предвосхищения
определяют план дальнейшего
обследования
- в результате
обследования происходит
Репрезентация
– это когнитивная структура,
обеспечивающая решение задач в
состоянии «брошенности», когда индивидууму
необходимо действовать, а интеллектуальные
механизмы (логический анализ) слишком
медленные и не отвечают временным ограничениям,
которые накладывает ситуация.
Репрезентация
физиологически обусловлена, в процессе
ее формирования преобладают такие
автоматические механизмы, как сравнение,
автоматическая концептуализация, формирование
топологического и метрического
кода физического пространства. Репрезентация
зависит от воспринятой информации,
формируется «здесь» и «сейчас»
для решения задач, стоящих перед
индивидуумом в данный момент. В
репрезентации происходит синтез знания
и сенсорной информации.
4. Заключение. Значение
исследований когнитивной
Идеи когнитивной
психологии дают новый взгляд на вещи,
который находит свое практическое
воплощение в рамках искусственного
интеллекта и разработки программного
обеспечения. Например, в проекте
по созданию автономной интеллектуальной
платформы указывается
5. Библиография.
Магазов С.С. «Когнитивные
процессы и модели» -М.: Издательство ЛКИ,
2007
Введение в
когнитивную психологию. Р. Солсо.
Солсо Роберт —
современный американский психолог, профессор,
автор трудов по различным проблемам когнитивной
психологии, в том числе обобщающих руководств
по психологии познания.
Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов — от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения. Взятый нами курс — курс на понимание природы человеческой мысли — является одновременно амбициозным и волнующим. Поскольку это требует очень широкого круга знаний, то и диапазон изучения будет обширен; а поскольку эта тема предполагает рассмотрение человеческой мысли с новых позиций, то вероятно, что и ваши взгляды на интеллектуальную сущность человека изменятся радикально.
Эта глава названа «Введение»; однако, в некотором смысле вся эта книга есть введение в когнитивную психологию. В этой главе дана общая картина когнитивной психологии, а также рассмотрена ее история и описаны теории, объясняющие, как знания представлены в уме человека.
Прежде чем
мы коснемся некоторых технических
аспектов когнитивной психологии, будет
полезно получить некоторое представление
о тех предпосылках, на которых
мы, люди, основываемся, когда обрабатываем
информацию. Чтобы проиллюстрировать,
как мы интерпретируем зрительную информацию,
рассмотрим пример обычного события: водитель
спрашивает у полицейского дорогу.
Хотя участвующий здесь когнитивный
процесс может показаться простым,
на деле это не так.
Водитель: Я не
из этого города; не могли бы вы мне
сказать, как попасть в «Плати-Пакуй»?
Полицейский: А Вам нужны хозяйственные товары или спортивные? У них тут два разных магазина.
В: А-а, м-м-м…
П: Вообще-то это не важно, поскольку они оба находятся напротив друг друга через улицу.
В: Я собственно ищу сантехнику — новое сиденье для унитаза.
П: Ну тогда это
у них в хозяйственном
В: В хозяйственном.
Информация о работе Проблема восприятия в когнитивной психологии