Проблема самооценки в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:48, контрольная работа

Краткое описание

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям, к самому себе.

Оглавление

Часть I. Теоретическая:
Понятие самооценки………………………………………………………….3-4;
Исследование проблемы самооценки…………………………………….4-6;
Формирование самооценки……………………………………………......6-10;
Развитие самооценки………………………………………………………10-14;
Список использованной литературы………………………………………..15.

Часть II. Практическая:
Задача ……………………………………………………………….……………….16-27.

Файлы: 1 файл

контрольная по психологии 2 курс.doc

— 158.50 Кб (Скачать)
 

План: 
 

    Часть I. Теоретическая:

    1. Понятие самооценки………………………………………………………….3-4;
    2. Исследование проблемы самооценки…………………………………….4-6;
    3. Формирование самооценки……………………………………………......6-10;
    4. Развитие самооценки………………………………………………………10-14;
    5. Список использованной литературы………………………………………..15.
 

    Часть II. Практическая:

    Задача  ……………………………………………………………….……………….16-27.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Проблема  возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем  в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям, к самому себе.

     Самооценка  включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т. е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.

     1. Понятие самооценки.

     Самооценка  является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным  свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

     Самооценка  связана с одной из центральных  потребностей человека – потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит – уровню притязаний. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Существенные изменения в самооценке появляются  тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

     В соответствии с привычным целостным  восприятием человека о единстве его чувств, ума и воли проявления самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами. На социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки. При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию.

     Самооценка  не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом, но изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми является одним из основных показателей социально-психологической адаптации. Если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации.

     Развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. Но наиболее сензитивными этапами в формировании личности и ее социализации является подростковый и юношеский возраст. Подростковый возраст - завершающий этап первичной социализации. В качестве основных институтов социализации, прежде всего, выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя.

      2. Исследования проблемы самооценки.

     Проблеме  развития самооценки посвящено много  исследований, как у нас, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требовании индивида к себе с внешними условиями, т. е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку. Такой подход характерен как для З. Фрейда, так и для его последователей—неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах этих психологов самооценка выступает как функция личности и рассматривается в связи с аффективно—потребностной сферой личности.

     С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной  функцией; самооценка становится одним  из механизмов, реализующих активность личности.

     Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.

     В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о соотношении  самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория К. Роджерса. Личность, по Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью является знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, в результате оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие, прежде всего, согласуется с его самооценкой.

     В индивидуальном развитии, как говорит  Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и  моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других – расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека. Некоторые люди не желают перестраивать свою самооценку и искаженно интерпретируют свой реальный опыт. Другие люди оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее в соответствие со своим реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта является условием безболезненной адаптации к условиям жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет «согласие с самим собой», т. е. правильное, адекватное отношение и к себе, и к своим возможностям. Психологи отмечают значение потребности в положительной оценке для развития личности: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.

     В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением  проблемы развития и самосознания, что связано с именами Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, М. С. Неймарк, Л. С. Славиной, Е. А. Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.

     3.Формирование самооценки.

     Ведущим мотивом в период формирования самооценки выступает желание утвердиться  в коллективе сверстников, завоевать  авторитет уважение и внимание товарищей. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и  в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. Для  молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку.

     Знания, накопленные человеком о самом  себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное  образование, которое называется Я-концепцией и составляет ядро личности. Я-концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности. При этом Я-концепция представляет набор описательных представлений о себе, а самооценка предполагает оценочный компонент. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником составляет часть его Я-концепции, но это свойство в оценочном плане не рассматривается.

     У человека существует несколько сменяющих  друг друга образов "Я". Представление  индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживания обозначается как "Я-реальное" но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным. Когда подросток в какой-то момент говорит или думает: « Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма оценок не должно восприниматься как стабильная характеристика Я-образа школьника. Более чем вероятно, что через некоторое время его представление о себе сменится на противоположное.

       Помимо этого у человека существует  представление о том, каким  он должен быть, чтобы соответствовать  собственным представлениям об  идеале, так называемое "Я-идеальное". Идеальное Я выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образец для построения своей жизни ориентируется молодой человек, так как социальная ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма велико.

     Соотношение между "Я - реальным" и "Я - идеальным" и характеризует адекватность представлений  человека о себе, находящую свое выражение в самооценке.

     Укажем  еще один вариант возникновения Я-образа – фантастическое Я – то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Значение этого образа Я очень велико, особенно в старшем подростковом и юношеском возрасте в связи со склонностью учащихся старших классов строить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии.

     Психологи рассматривают самооценку с различных  точек зрения. Различают общую  и частную самооценку. Частной  самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

     Помимо этого, выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Неустойчивость общей самооценки может проистекать из того, что формирующие ее частные оценки находятся на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными.

       Рассматривают самооценку как  адекватную/неадекватную – соответствующую/несоответствующую  реальным достижениям и потенциальным  возможностям индивида. Так же  различается самооценка по уровню – высокому, среднему, низкому.

     Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное  отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных  форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

Информация о работе Проблема самооценки в психологии