Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:58, курсовая работа
В ходе исследовании нами были решены следующие задачи:
1. На основе научной и учебной литературы выявить особенности современного понимания феномена счастья;
2. Рассмотреть психологические аспекты феномена счастья.
3. Проанализировать психологические теории по проблеме причин и источников счастья.
Введение ………………………………………………………………..3
Глава 1. Современное понимание феномена счастья в психологии...5
1.1. Психологические аспекты феномена счастья…………………….5
Глава 2. Теории возникновения счастья………………………………8
2.1. Телические теории (теории целей и потребностей)…………….8
2.2. Теории деятельности………………………………………………10
2.3. Теории сравнения………………………………………………….11
2.4. Теории наслаждения и боли………………………………………13
2.5. Восходящая и нисходящая теории………………………………..14
2.6. Ассоцианистские теории………………………………………….16
Курсовая работа
Тема: Проблема счастья в психологии
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Современное понимание феномена счастья в психологии...5
1.1. Психологические аспекты феномена счастья…………………….5
Глава 2. Теории возникновения счастья………………………
2.1. Телические теории (теории целей и потребностей)…………….8
2.2. Теории деятельности………………………………………………
2.3. Теории сравнения………………………………………………….
2.4. Теории наслаждения и боли………………………………………13
2.5. Восходящая и нисходящая теории………………………………..14
2.6. Ассоцианистские теории………………………………………….16
Глава 3 (практическая часть – выполнила сама)
Введение
Проблема счастья поднимается во множестве психологических трудов, В то же время счастье трудно представить в качестве предмета строго научного и тем более экспериментального исследования. Считается, что само понятие счастья весьма расплывчато и невразумительно. Конечно, феномен счастья с трудом поддается строгому определению и измерению. Однако понятие счастья человека исследуется во многих науках: социологии, философии, психологии. Вероятно, счастье может принимать разные формы. Это и сильное возбуждение, которое испытывают те, кому по душе шумные и волнующие общественные мероприятия, и тихое счастье тех, кому доставляют большее удовольствие спокойные, уединенные занятия.
Актуальность исследования сущности феномена счастья в отечественной социологии и социальной психологии еще не становилось предметом специального изучения, несмотря на то, что до недавнего времени оно довольно часто упоминалось в социально-философских и социально-политических декларациях.
В зарубежной социальной психологии проблема счастья как удовлетворенности жизнью привлекала внимание многих исследователей. Наиболее ранний анкетный опрос, посвященный выяснению источников счастья, был проведен в начале века американским психологом Дж. Б. Уотсоном. Позднее, в начале 40-х годов, известный психолог Э. Л. Торндайк составил перечень факторов удовлетворенности жизнью, названный им «условиями хорошей жизни». Однако эти ранние работы были единичными и не опирались на широкую практику строгих социально-психологических исследований.
Особенно ярко проблема счастья показана в работах исследователей, изучающих эмоции. Это такие выдающиеся отечественные ученые, как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, это один из виднейших американских специалистов в области изучения эмоций – К. Э. Изард, и многие другие.
Проблема счастья может быть сформулирована в двух аспектах: во-первых, как проблема мотивирования в жизни; во-вторых, как проблема развития и формирования личности. Это две стороны одного процесса. По-настоящему гуманистической психология станет только тогда, когда на проблемы счастья она будет смотреть через призму личностного роста личности.
Вследствие данного факта мы избрали следующую тему исследования «Проблема счастья в психологии»
Во всем вышеперечисленном усматривается актуальность нашего исследования и ставится цель работы - изучение проблемы счастья в современной психологической науке.
Объект исследования – понятие счастья в психологии.
Предмет исследования – теоретические концепции счастья в современной науке.
В ходе исследовании нами были решены следующие задачи:
1. На основе научной и учебной литературы выявить особенности современного понимания феномена счастья;
2. Рассмотреть психологические аспекты феномена счастья.
3. Проанализировать психологические теории по проблеме причин и источников счастья.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования: анализ психологической и методической литературы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Современное понимание феномена счастья в психологии
1.1 Психологические аспекты феномена счастья
Несмотря на то, что проблема счастья исследуется давно, каждый раз находятся новые ракурсы ее познания. Особую актуальность проблема счастья обрела в современной России. Исследуемой проблематикой интересовались всегда и везде, но под разными углами зрения; в ней всегда находились новые неизученные вопросы, неосвещенные моменты. Данная тема всегда актуальна и нова, поэтому и интересна для исследователей. И сегодня к ней обращаются представители не только философии, но и психологии и педагогики.
Абрахам Маслоу, американский психолог, видел счастье человека в его самоактуализации, путь к которой лежит через удовлетворение всех потребностей: от простейших в еде, питье и безопасности до потребности в признании. Самоактуализирующийся человек спокоен, уверен в себе, талантлив, снисходителен, не склонен к депрессиям и истерикам, при этом имеет здоровую самооценку и гармоничный внешний вид [9, c. 49].
Философские течения
гедонизм и утилитаризм отожествляли
счастье, в основном, с чувственными
удовольствиями. Что легко объясняет
состояние счастья у
Ницше считал, что оно, скорее всего, вообще не достижимо как минимум для большей части современных ему европейцев. Христианство убило истинного Бога, Бога-дарителя, создав для себя идеал Бога-страдальца. Человек должен стремиться приблизиться к Богу, очищаясь от грехов через лишения и муки. Он просто не имеет права быть счастлив, он обязан страдать во имя чистоты своей души [1, c. 101].
С исследуемой проблемой счастья тесно связан вопрос о смысле жизни. Меняется ли он в течение жизни или остается неизменным? Может ли счастье быть смыслом жизни или только средством для осуществления последнего?
Нужно отметить, что большинство
отечественных философов обходи
Василий Розанов - один из таких мыслителей. В основе его обращения к данной тематике лежит противоречие: с одной стороны, человек не может действовать иначе, как, повинуясь стремлению к счастью; с другой - человек должен следовать только этому влечению (т.е. признается, что иногда люди борются с ним). Затем, пытаясь разрешить данное противоречие, В. Розанов обращается к историческому возникновению идеи счастья. Человек всегда следует своему влечению к счастью (часто даже сам этого не замечая). А в требовании, чтобы каждый руководился только своим счастьем, заключено отрицание необходимого значения для людей этих идей, которые «лишь в меру своего соотношения с его счастьем должны быть предметом его стремлений и антипатий». Само понятие счастья В. Розанов определяет как «термин, указывающий высшее руководительное начало, или идеал, смотря на который мы прилагаем к данному объекту данный порядок мышления» [17, c. 24]. Он также признает, что нет универсального счастья, т.е. оно у каждого свое, субъективное ощущение. В. Розанов пишет, что под счастьем можно понимать такое состояние, когда человек достиг пика удовлетворенности, когда он уже не хочет к чему-то стремиться, идти, искать. Единственное, чем различаются ощущения счастья у людей - это продолжительностью и напряженностью. И счастью, более продолжительному и количественно большему должно отдаваться предпочтение. Если возможно сделать счастливым нескольких человек, а не одного, то желательно это осуществить. [17]
По своим ощущениям счастья людей нельзя разделить на высших и низших, так как все они «равноощущающие» и, поэтому, равны в праве на счастье. Ощущение счастья не нужно пытаться предвидеть, сознавать, иначе оно может исчезнуть, так как все, проходя рефлексию, теряет свою энергию. И такое счастье будет менее напряженным, а, может быть, вообще исчезнет.
Таким образом, надо меньше размышлять о счастье. Здесь можно провести параллели с В. Франклом, который также считал, что сознательно стремиться к счастью нельзя [9, c. 64]. И В. Розанов, и В. Франкл утверждали, что, если человек делает счастье предметом своих устремлений, то он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но этим он теряет из виду причины для счастья и оно ускользает.
Точке зрения В. Розанова и В. Франкла можно противопоставить мнение Л. Фейербаха, который писал, что все человеческие желания и стремления - это стремления к счастью и избежать их, не думать о них, человек не может.
Розанов также утверждает зависимость истины от счастья: «лишь в меру достигаемого счастья человек может знать истину» [17, c. 35]. Таким образом, только когда люди счастливы, они могут совершать открытия, совершенствовать что-то; то есть все, чего достигает человек, - есть продукт его ощущения счастья.
Одно из проявлений счастья - польза (утилитарный принцип). Но в ней не выражается вся полнота первого. Польза - добро, производимое через учреждения. При таком подходе жизнь человека подверглась бы искажению. Но есть высшие потребности духовной природы человека (религия, философия, искусство), которые невозможно выразить в терминах утилитарной доктрины. И если человечество будет постоянно стремиться к счастью, то оно умрет «как в душном кольце», и нет средств для него жить иначе, как, отвернувшись от этого счастья, которое нужно уметь нести.
Счастье, как и радость, есть лишь спутник в стремлении человека к иным целям. Таким образом, счастье составляет важную часть нашей жизни, но не является смыслом жизни.
Счастье - живая и неуловимая субстанция, которую сложно заключить в жесткие рамки и подчинить определенным законам. Возможно именно поэтому австрийский психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в одной из своих работ писал: «Счастье - абсолютно и исключительно субъективно. И мне кажется бесполезным теоретизировать на этот счет».
Таким образом, счастье - это образное понятие, описывающее состояние человека, причем как духовное, так и материальное. Счастье так трудно обрести и сохранить потому, что оно требует наличия в человеке высоких качеств, и особенно чистоты, так как только тот, кто чист, - неизменен.
Глава 2. Теории возникновения счастья
К настоящему моменту существует несколько основных групп теорий, раскрывающих природу возникновения счастья. С одной стороны, они являются теоретическим обобщением всего накопленного материала по данной проблеме, начиная со времен античности, с другой - они базируются на современных практических исследованиях. Рассмотрим основные современные теории.
2.1. Телические теории (т.е. целей и потребностей)
Телические теории утверждают, что счастье достигается тогда, когда достигается цель или удовлетворяется потребность.
Теория потребностей утверждает, что существуют врожденные и приобретенные потребности, которые человек стремиться удовлетворить. Эти потребности могут быть как осознанными, так и неосознанными. В любом случае человек начинает себя чувствовать счастливым после осуществления своих желаний. В противоположность теории потребностей, в теории целей предполагается осознанность желаний. Личность осознанно пытается достичь некоторые цели, и счастье возникает в случае их достижения. Цели и потребности могут соотноситься, например, лежащие в основе потребности могут побуждать к постановке определенных целей. Потребности могут быть универсальными, как у Маслоу, или же они могут значимо отличаться для различных людей, как у Мюррея. Тем не менее, общепризнанным является то, что удовлетворение потребностей, реализация целей, желаний ведет к возникновению ощущения счастья. [14]
Маслоу предложил универсальную иерархию потребностей, возникающую, по его мнению, в одинаковой последовательности у всех людей. Личность должна переживать субъективное ощущение счастья, удовлетворяя потребности на определенном уровне, и, по его мнению, возможна более интенсивная удовлетворенность на более высоком уровне пирамиды потребностей. Мюррей предложил множество потребностей различного происхождения. Потребности различных людей значимо отличаются друг от друга, как, например, потребности достижения и аффиляции. Он считал, что люди счастливы, если удовлетворены их конкретные потребности. [9]
Цели и желания принято
Еще одним подходом, разработанным в данном направлении является теория Палиса и Литла, в котором определяющим является жизненная стратегия, подчиняющая себе конкретные личностные задачи, связанные с достижением счастья. Палис и Литл утверждают, что люди имеющие долгосрочные жизненные цели с отодвинутым во времени вознаграждением несчастны. Большинство же счастливых людей имеют проекты менее сложные и приносящие больше удовольствий, значимых для индивида в данный период времени. [16]
В соответствии с телическим подходом, ощущение счастья зависит от множества факторов. Во-первых, люди должны достигать цели приносящие кратковременные моменты счастья, испытывая при этом продолжительную неудовлетворенность, из-за несоответствия кратковременной цели и цели, отодвинутой во времени. Во-вторых, эти цели и желания могут находиться в конфликте, и поэтому их полное удовлетворение невозможно. А так как эти цели и желания могут быть и неосознанными, то будет трудно их определить и интегрировать, если они противостоят друг другу. Достигая целей, приносящих кратковременные периоды счастья, люди испытывают неудовлетворенность из-за их несоответствия глобальным целям. В-третьих, люди могут быть лишены возможности переживания счастья, если цели и желания отсутствуют. И, в-четвертых, люди могут быть не в состоянии достичь свои цели по причине отсутствия достаточных способностей и умений, а также если их цели слишком высоки.