Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:58, курсовая работа
В ходе исследовании нами были решены следующие задачи:
1. На основе научной и учебной литературы выявить особенности современного понимания феномена счастья;
2. Рассмотреть психологические аспекты феномена счастья.
3. Проанализировать психологические теории по проблеме причин и источников счастья.
Введение ………………………………………………………………..3
Глава 1. Современное понимание феномена счастья в психологии...5
1.1. Психологические аспекты феномена счастья…………………….5
Глава 2. Теории возникновения счастья………………………………8
2.1. Телические теории (теории целей и потребностей)…………….8
2.2. Теории деятельности………………………………………………10
2.3. Теории сравнения………………………………………………….11
2.4. Теории наслаждения и боли………………………………………13
2.5. Восходящая и нисходящая теории………………………………..14
2.6. Ассоцианистские теории………………………………………….16
2.2. Теории деятельности
Любопытный подход к вопросу счастья предлагают теории деятельности. «Счастье – это сопутствующий человеческой деятельности продукт», - утверждают последователи этой концепции. Так, например, удовольствие от восхождения на гору может быть значительно выше, чем достижение вершины. Следовательно, счастье – это путь, а не цель. Сегодня теории деятельности рассматривают деятельность в самом широком смысле. Например, хобби, социальные взаимоотношения.
Очень распространено в этих теориях убеждение, что осознанная деятельность уменьшает субъективную удовлетворенность. Для достижения счастья необходима концентрация усилий на достижении целей и задач, а счастье при этом является побочным продуктом.
Наиболее ярким примером теории деятельности является теория американского профессора психологии М. Чиксентмихайи. В соответствии с ней деятельность приносит удовлетворение, если личностные способности соответствуют необходимым способностям для выполнения этой деятельности. Если выполняемые действия слишком легки, то возникает скука, если же слишком сложны, возникает тревожность. Жизнь будет наиболее счастливой, если они вовлечены в интересную и увлекательную деятельность. [9]
2.3. Теории сравнения
Теории сравнения рассматривают счастье как результат сравнения актуальных условий и принимаемыми личностью нормами. То есть, человек формирует некое представление о стандартном удовлетворяющем его состоянии и сравнивает текущую ситуацию с этим стандартом. Если актуальные условия превышают стандартные с точки зрения личности, то тогда человек воспринимает свою жизнь как удовлетворяющую его и счастливую. Стандарт можно устанавливать для себя по своему усмотрению, исходя из собственной концепции или установок родителей. В разных ситуациях стандарты могут меняться. Так, например, сравнение себя с менее успешным человеком может усилить состояние внутренней удовлетворенности.
С помощью этой теории
невозможно предсказать, какие события
воспримет человек как
В теории социального сравнения Карпа и Михалоса референтная группа определяет стандарт, воспринимаемый личностью в качестве субъективной нормы. В теории адаптации Брикмана прежняя жизнь человека рассматривается в качестве стандарта. Если настоящая жизнь человека превышает этот стандарт, то он будет испытывать ощущение удовлетворенности жизнью и счастье. Человек может сам установить этот стандарт исходя из собственной концепции или из установок родителей. Несмотря на то, что в разных ситуациях стандарты могут устанавливаться различными путями, они будут являться основой сравниваемых условий. Сайдман и Рапкин приводят свидетельства влияния социальных сравнений на психическое здоровье, а Вилсон считает, что сравнение себя с менее успешным человеком может усилить состояние субъективной удовлетворенности. [15] Керл установил, что уверенность в том, что у других жизнь хуже, может способствовать собственной удовлетворенности, а Истерлин определил, что удовлетворенность собственным доходом наступает после его сравнения с другими в обществе. Недостатком теории социального сравнения является то, что она не говорит о том, когда человек испытывает потребность в сравнении себя с другим. Как отмечает Фридман, для некоторых областей, как, например, половые предпочтения, социальные сравнения не значимы, так как имеют индивидуальные стандарты, в основе которых находятся собственные ценности и потребности. Тем не менее Эммонс установил, что социальные сравнения являются наиболее сильной предпосылкой для ощущения себя счастливым в большинстве сфер жизни.
Одной из разновидностей теории сравнения является теория адаптации. Теория адаптации основывается на стандартах собственного опыта индивида. Основывается она на том, что человеку свойственно привыкать, адаптироваться к существующим условиям. Если текущие события лучше стандарта, человек испытывает ощущение счастья. Но при высокой длительности этих событий возникает адаптация и стандарты повышаются до нового уровня. В соответствии с этой теорией, например, гораздо более значим постоянный рост дохода для переживания субъективной удовлетворенности, а не лишь его более высокий уровень по сравнению с другими. Индивидуальные стандарты претерпевают множество изменений в разные стороны в зависимости от обстоятельств к уровню, способному обеспечить воздействие. [15]
Беркма сообщает факты того, что выигравшие в лотерее не более счастливы, чем контрольные испытуемые. Он предполагает, что люди привыкают к любым событиям как положительным, так и отрицательным. Данные выводы подтверждает также исследование парализованных индивидов Вормана и Сильвера. Несмотря на то, что парализованные люди чувствовали себя, невероятно, несчастными, после трагедии, которая с ними произошла. Тем не менее, они достаточно быстро стали двигаться в сторону большей удовлетворенности, что предполагает возникшее привыкание даже к такому несчастью. [15]
Однако несмотря на то, что адаптация является мощным процессом, ее границы, или же параметры воздействий неокончательно поняты.
2.4. Теории наслаждения и боли
Следующий блок теорий о счастье – теории наслаждения и боли. Представление о том, что достижение целей и удовлетворение потребностей ведет к субъективному ощущению счастья, поднимает тему тесной взаимосвязи удовольствия и боли.
Эти концепции основываются на утверждении, что если человек испытывает какую-либо потребность, то это связано с тем, что ему в жизни чего-то недостает.
Таким образом, все формулировки потребностей и целей предполагают отсутствие или депривацию желаемого в качестве предшественника субъективной удовлетворенности. Центральным положением этого подхода является следующее: чем сильнее депривация, тем больше наслаждение по достижении желаемой цели.
По мнению Владислава Татаркевича, представление о том, что удовольствие и боль (состояние счастья и несчастья) взаимосвязаны, находит множество подтверждений. Так, например, те, кто испытывает наиболее интенсивно удовлетворение, также более интенсивно испытывают и негативные эмоции.
Еще одним доказательством того, что удовлетворение и боль взаимосвязаны, является подробное рассмотрение психологических затрат и вовлеченности в поставленную цель. Если человек имеет значимую цель и потратил много сил на ее достижение, то неудача будет причиной разочарования, а удача - ощущения счастья. Но если индивид не был особенно заинтересован в достижении цели, то и неудача не станет причиной сильного неудовлетворения. В терминах Татаркевича: при увеличении источников удовольствия автоматически увеличиваются и источники боли.
Интересной теорией, предполагающей взаимосвязь удовольствия и боли является теория обратного эффекта Соломона. В соответствии с ней потеря чего-то хорошего вызывает состояние несчастья, а потеря чего-то плохого, наоборот, ведет к счастью. При этом субъект будет привыкать к плохому или хорошему для него объекту и таким образом уменьшать это субъективное ощущение счастья или несчастья. [19]
2.5. Восходящая и нисходящая теории
Сторонники восходящей теории считают, что субъективное ощущение счастья есть сумма некоторого числа маленьких удовольствий (сумма мелких позитивных переживаний). Счастливая жизнь в целом представляет собой накопление счастливых моментов. Бусинка за бусинкой нанизываются на нитку счастья приятные переживания, а обладатель более длинной нитки, по праву может считать себя баловнем судьбы. Сторонником такого подхода был Дж. Локк.
В противоположность этому подходу «нисходящая» теория опирается на теоретическое допущение о том, что для субъективного переживания состояния счастья определяющей является установка на отношение (позитивное или негативное) и эта установка определяет характер взаимодействия индивида и внешнего мира. Т. е. человек может быть счастлив в той или иной ситуации по причине своей оптимистической установки, а несчастлив по причине пессимистической установки, вне зависимости от реального характера вещей. Это значит, что нужно любыми способами развивать в себе позитивное отношение к миру и накапливать позитивный жизненный опыт. В этом воззрении причинность поступает от более высоко организованных элементов к более низким, элементарным уровням. [21]
Этот подход к счастью базируется на опосредующем влиянии личностных установок на осмысление тех или иных событий жизни человека. Например, некоторые люди в состоянии интерпретировать большинство событий, происходящих с ними, позитивно. Философы, взгляды которых можно отнести к этому подходу, называют локусом удовлетворенности аттитюды. Например, Демокрит утверждал, что счастливая жизнь не зависит от судьбы или от внешних обстоятельств, но в большей степени от состояния ума индивида. Татаркевич также считает, что важно не то, что человек имеет, а то как он к этому относится. [19]
В соответствии с «восходящей»
теорией, для достижения ощущения счастья
человек должен развить в себе
способность позитивного
Несмотря на то, что оба подхода частично верны, открытым остается вопрос о том, как они взаимодействуют. Неизвестно также то, как личностные черты могут изменятся при накоплении опыта; как происходит формирование позитивного отношения к жизни и насколько оно может быть устойчивым во времени. Вероятно, что для счастья каждого конкретного человека вклад переживаний от глобальных жизненных событий и сиюминутных удовольствий сугубо индивидуален.
При столкновении «восходящей» и «нисходящей» теорий счастья возникают следующие полемические вопросы: Является ли способность человека быть счастливым его внутренней характеристикой, или счастье - это состояние, возникающее в конкретный момент как реакция человека на благоприятные события в его жизни? Те, кто утверждает, что это предрасположенность или личная характеристика предполагают, что субъективное счастье есть не чувство или эмоция, а способность реагировать определенным образом. Эта «нисходящая» теория допускает, что счастливый человек может себя временно чувствовать несчастливым. «Восходящая» теория предполагает у счастливого человека наличие множества счастливых моментов. По мнению Шеколы, счастье - это коллекция счастливых моментов. При этом субъективное ощущение счастья может быть как личностной характеристикой, так и просто состоянием. [19]
Другим спорным вопросом является вопрос о роли счастливых событий в создании субъективной удовлетворенности, поднятый Левинсоном. Мнение Левинсона и его коллег о том, что отсутствие приносящих удовольствие моментов ведет к депрессии, представляет собой «восходящий» подход. Критики этой точки зрения считают, что депрессия ведет к неспособности получать удовольствие от каких-либо даже положительных событий, а это является «нисходящим» подходом. Таким образом, нет единого мнения по поводу того, в какой мере отсутствие приятных событий является причиной или следствием низкой удовлетворенности жизнью и состояния несчастья.
2.6. Ассоцианистские теории
Существуют также модели, в которых делаются попытки объяснения взаимосвязи счастья и свойств темперамента. Многие из этих теорий основываются на исследованиях ассоциативных связей памяти, феномена «обусловленного вызывания эмоций» на когнитивных принципах, и могут быть собраны под широкой рубрикой ассоцианистских моделей. Когнитивные подходы к исследованию субъективной удовлетворенности жизнью весьма разнообразны. Так, в рамках одного когнитивного подхода, разработанного Шварцем, исследуются событийные атрибуции. Например, позитивные события приносят большую удовлетворенность, если они приписываются ко внешним, стабильным факторам.
Сторонники подхода, основывающегося на ассоциативных связях памяти, считают, что ощущение счастья напрямую связано с умением человека выстраивать богатую структуру позитивных ассоциаций. Связано это с тем, что людям свойственно вызывать из памяти те воспоминания, которые созвучны их настоящему эмоциональному настроению. Если человек привык выстраивать позитивные связи и ассоциации, то большее количество событий будет вызывать у него приятные эмоции, и наоборот.
Очень похожий тип теории основан на исследованиях феномена «обусловленного вызывания эмоций». Последователи этой концепции считают, что повторяющиеся счастливые события формируют позитивный эмоциональный опыт личности. Вырабатывается своеобразная привычка быть счастливым, человек ожидает приятных событий, и, благодаря этой привычке, все, что случается с ним вызывают у него приятные ассоциации. При этом осознанные попытки уменьшить количество негативных мыслей могут увеличивать ощущение счастья. Например, если человек систематически по утрам произносит позитивные установки, то вероятность того, что день будет удачным, повышается. Некоторые люди способны построить настолько мощную структуру позитивных ассоциаций, что все события их жизни воспринимаются ими как позитивные.
Другой значимый подход
в исследованию ощущения счастья
рассматривает ассоциативные
Сходный тип теории основан на исследованиях феномена «обусловленного вызывания эмоций» Исследования Цайонкса и Фордайса показали, что «эмоциональное обусловливание» обеспечивает специфическую устойчивость субъективных представлений. Можно заключить, что в данных исследованиях авторы полагают счастливыми людей, чья жизненная ситуация подкрепляет существующий позитивный эмоциональный опыт. «Эмоциональное детерменирование» и структурные связи памяти могут функционировать и без прямого вторжения сознания. Фордайс представил свидетельства того, что осознанные попытки уменьшить негативные мысли могут увеличивать ощущение счастья, а Камман установил, что позитивные установки, произносимые по утрам, способствуют более удачному дню. Т. е. прямые осознанные попытки избегать негативных мыслей и мыслить позитивно, могут в некоторой мере увеличивать ощущение счастья. [9]
Некоторые люди в состоянии построить мощную структуру позитивных ассоциаций и научиться позитивно реагировать на все события их жизни. Такие люди назывались древними философами обладающими счастливым темпераментом. Личности с подходом к жизни Полианны (Эффектом Полианны называется способность человека позитивно оценивать происходящие с ним события), вероятно, являются типом личности, сформировавшем систему позитивных ассоциаций по отношению к миру.